Изобретение относится к средствам обслуживания людей с ограниченной подвижностью и предназначено для обеспечения их перемещения по горизонтальной поверхности в условиях улицы и квартиры (с повы- шенной маневренностью), а также по лестничным маршам.
Известна тблежка для обслуживания инвалидов, которая перемещается по лестничным маршам за счет выполнения ее ходовой части в виде зубчатой гусеницы с изменяемой геометрией для каждого вида лестницы, которая достигается тем, что охватываемые гусеницей катки закреплены на
шарнирно связанных между собой рычажных звеньях. Также обеспечивается перемещение этой тележки по горизонтальной поверхности, за счет колесного хода, который убирается при движении по лестницам. Однако использование вышеприведенной ходовой части тележки требует механизма изменения углов наклона ветвей гусеницы, механизма натяжения гусеницы и механизма перевода тележки и колес на гусеницу, что делает конструкцию тележки крайне сложной и громоздкой. В то же время КПД гусеничного движения крайне низок. Этих недостатков позволяет избежать применение шагающего движителя со сложным проХ|
00
Јь Ы
ел
филем опорных поверхностей шагающих полозьев.
Известна тележка для обслуживания инвалидов, которая содержит раму, связанную с сиденьем, передними и задними ко- лесами, причем задние смонтированы .с возможностью подъема, и полозья для перемещения по лестницам,смонтированные на раме шарнирно передней и задней частями нэ поперечных горизонтальных осях с возможностью поочередного шагания, при этом к1ждйй полоз выполнен на нижней поверхности из двух частей, соединенных торцевыми стенками разнонаклонными по отношению к верхней единой горизонталь- ной его поверхности с образованием центральной впадины, и приводы подъема колес и перемещения полозьев. У этой известной тележки в момент перемещения по горизонтальной плоскости, т.е. при движении на колесах, передняя часть полозьев выступает за габарит передних колес тележки, что ухудшает такие ее характеристики как маневренность, а также ограничивают угол поворота передних колес, увеличивает продольный габарит и передний угол свеса. ,В то же время вследствие того, что места пересечения опорной поверхности колес с опорной поверхностью полозьев при движении на колесах находится перед пере- дними колесами, при переходе тележки в режим движения на полозьях необходимо одновременно с подъемом задних колес опускать переднюю часть полозьев для вывода передних колес за опорную поверх- ность полозьев. При движении по лестничному маршу фиксация тележки на ступенях происходит только за счет силы трения. Это не исключает самопроизвольное соскальзывание тележки по ступеням, что является недопустимым с точки зрения безопасности пассажира.
Цель изобретения - повышение надежности маневренности, упрощение конструкции механизма .перевода тележки в режим перемещения по лестничным мар. Шам, ;. - .---; ..гг.---, :-
Поставленная цель достигается тем, что кон ец каждого полоза размещен между соответствующими передним vt задним коле- сами, а опорные поверхности каждого участка полоза выполнены с зубьями и на- клонными;по отношению к плоскости, проходящей через указанные поперечные оси, при этом линия пересечения плоскости на- клонных участков полоза с опорной плоскостью колеса проходит между передними колесами и передними торцами полозьями, а задние колеса шарнирно связаны с передней горизонтальной осью посредством
двуплечего рычага, свободное плечо которого соединено с указанным приводом подъема задних колес. Кроме того, опорные поверхности каждого участка полоза выполнены разнонаклонными, на каждом зубе посредством поперечной оси установлен цилиндрический опорный башмак, в передней части рамы закреплено дополнительное самоустанавливающееся колесо.
На фиг. 1 представлен общий вид тележек на колесах; на фиг, 2 - тележка на полозьях на лестничном марше; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - переход тележки .с плоскости на лестничный марш; на фиг. 5 - сход тележки с лестничного марша на плоскость; на фиг. 6 - установка тележки на самоустанавливающиеся колеса.
Тележка содержит раму 1, связанную с установленными над ней сиденьем 2, В передней части рамы 1 на консольных продольных осях 3 закреплены откидывающиеся в поперечной вертикальной плоскости подножки 4, По бокам сиденья 2 на поперечных осях закреплены два приводных маховика 5, связанных с качающимися в. продольной вертикальной плоскости управляющими рычагами 6.
В передней части рамы 1 на вращаю- .щихся в горизонтальной плоскости поворотных вилках 7 установлены передние управляющие колеса 8. Под сиденьем 2 в передней и задней части рамы 1 на поперечных горизонтальных осях 9 кривошипов 10 смонтированы шарнирно две пары продольных параллельных друг другу полозьев 11, причем задняя ось 9 располагается несколько выше передней оси 9. Таким образом, плоскость N, проходящая через оси 9 кривошипов 10, образует с горизонтальной опорной плоскостью колес L острый угол. Нижняя поверхность каждого полоза 11 состоит из 2-х частей 12 и 13 и выполнена зубчатой с зубьями 14. Нижние зубчатые поверхности частей 12 и 13 расположены таким образом, что линия пересечения 15 плоскости М, проходяа ей через вершины передних зубьев 14 частей 12 и 13 полозьев 11 с опорной плоскостью L размещается между передними колесами 8 и передним торцем полоза 11, плоскость параллельна плоскости N, а плоскости - К, проходящая через вершины зубьев 14 части 12, и Р, проходящая через вершины зубьев 14 части. 13, образуют с плоскостью L острые углы у и /3, большие углы а.
Вследствие перечисленных условий в месте соединения частей 12 и 13 образована впадина 16 с торцевыми стенками 17 и 18, разнонаклонными к плоскости N.
Каждый зуб 14 полозьев 11 снабжен цилиндрическим опорным башмачком 19 с поперечным расположением оси его цилиндрической опорной поверхности.
Проекция шага зубьев 14 полозьев 10 на плоскость М полозьев 11 равна удвоенному радиусу R кривошипа 10.
Заднее ведущее колесо 20 тележки закреплено на передней горизонтальной оси 9 посредством двуплечего рычага 21 на одном плече которого закреплено колесо 20, а второй плечо соединено с приводом 22 для подъема этого колеса 20. Привод 22 выполнен, например, винтовым. Задние ведущие колеса приводятся во вращение через цепную передачу 23 от маховиков 5 независимо с каждого борта тележки. Между передними управляемыми колесами 8 расположены вертикально выдвигающиеся самоустанавливающиеся колеса 24 рояльного типа, вращающиеся со стойками 25 на вертикальных осях 26.
Работа тележки осуществляется следующим образом. После подъезда тележки к лестничному маршу производится подъем задних колес 20 приводом 22 выше зубчатой поверхности полозьев 11. Причем в начальный момент подъема колес 20 опускание тележки на опорную плоскость L происходите поворотом вокруг точки касания передних колес 8 опорной плоскости L. При этом линия 15 перемещается к переднему торцу зубчатых полозьев 11. Так происходит до касания опорной плоскости L опорными башмачками 19 передних зубьев 14 полозьев 11. В этот момент происходит совпадение линии 15 с точками касания башмачков 19 передних зубьев 14 полозьев 11 опорной плоскости L, за счет чего дальнейшее опускание тележки происходит с поворотом, относительно точки касания опорной плоскости L башмачками 19 передних зубьев 14 полозьев 11с одновременным подъемом передних колес 8. Так происходит до опускания тележки на полозья 11, после чего колеса 20 поднимаются выше профиля зубьев 14 полозьев 11, и тележка готова к перемещению на полозьях. Опускание тележки по лестничному маршу происходит вперед по ходу тележки, подъем - назад по ходу, движение осуществляется за счет попарного шагания полозьев 11 при вращении кри- вошипов 10 дискретно на один зуб за. полный оборот кривошипа 10. Причем за счет наклона части 12 зубчатой поверхности полозьев 11 к плоскости М наклон тележки вперед при переходе с плоскости на опускающийся лестничный марш происходит дискретно перешагиванием на каждый последующий зуб. 14. Плавность входа на
поднимающийся лестничный марш обеспечивается аналогично за счет наклона части 13 зубчатой поверхности полозьев 11 с плоскости М. Сход с лестничного марша на плоско5 сть производится в порядке, обратном входу. Размещение лестничных ступеней в углублениях зубьев 14, а также наличие цилиндрических башмачков 19, устраняющих горизонтальную составляющую от реакции
0 опорной поверхности, обеспечивает надежную фиксацию тележки на лестничном марше. Для движения по горизонтальной плоскости в условиях ограниченного пространства между колес 8 выдвигаются само5 устанавливающиеся колеса 24 рояльного типа. При этом за счет разности скоростей вращения правого и левого ведущих колес 20 возможно обеспечить поворот тележки относительно любого центра.
0 Формула изобретения
1. Тележка длл инвалидов, содержащая оборудованную сидением раму с передними и задними колесами, последние из которых установлены с возможностью подъема
5 посредством привода, и полозья, шарнирно смонтированные на раме посредством поперечно расположенных передней и задней горизонтальных осей с возможностью поочередного шагания посредством привода, а
0 опорная поверхность каждого полоза имеет два наклонных ступенчатых участка, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и маневренности, передний конец каждого полоза раз5 мещен между соответствующими передним и задним колесами, а опорные поверхности каждого участка полоза выполнены с зубья- ми и наклонными по отношению к плоскости, проходящей через указанные
0 поперечные оси, при этом линия пересечения плоскости наклонных участков полоза с опорной плоскостью колеса проходит между передними колесами и передними торцами полозьев, а задние колеса шарнирно
5 связаны с передней горизонтальной осью посредством двуплечего рычага, свободное плечо которого соединено с указанным приводом подъема задних кблес.
2. Тележка по п. 1, отличающая- 0 с я тем, что опорные поверхности каждого участка полоза выполне нь{ разнЬнаклонны- ми.
3. Тележка поп. 1, отличающая- с я тем, что на каждом, зубе посредством 5 поперечной оси установлен цилиндрический опорный башмак.
4. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что в передней части рамы закреп- - лено дополнительное самоустанавливающееся колесо.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНВАЛИДНАЯ ШАГАЮЩАЯ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2010 |
|
RU2434622C1 |
КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА | 2013 |
|
RU2542220C1 |
СКЛАДНАЯ РУЧНАЯ ТЕЛЕЖКА | 1999 |
|
RU2149786C1 |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2011 |
|
RU2466701C1 |
Инвалидная коляска | 1989 |
|
SU1764649A1 |
Кресло-коляска для инвалидов | 1988 |
|
SU1711881A1 |
Гусеничный транспортер | 2023 |
|
RU2798887C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2217119C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 1994 |
|
RU2076673C1 |
Инвалидная коляска | 1990 |
|
SU1710038A1 |
Сущность изобретения: тележка содержит раму, связанную с сиденьем и с передними и задними колесами, последние из которых смонтировано с возможностью подъема, и полозья для перемещения по лестницам, смонтированные шарнирно передней и задней частями на поперечных го- ризонтальных осях с возможностью поочередного шагания, при этом каждый полоз выполнен на нижней поверхности из двух частей, соединенных разнонаклонными по отношению к верхней единой горизонтальной его поверхности торцевыми стенками с образованием центральной впадины, и приводы подъема колеса и перемещения полозьев, при этом передний торец каждого полоза размещен за передним колесом, а нижние поверхности каждой его части выполнены разнонаклонными по отношению к верхней горизонтальной поверхности и зубчатыми, при этом линия пересечения этих наклонных поверхностей с опорной поверхностью переднего колеса размещена между передним колесом и тор- цем полоза, а заднее колесо закреплено шарнирно на горизонтальной оси 9 передней части полозьев посредством двуплече- го рычага, одним плечом соединенного с задним колесом, а другим - с приводом подъема колеса, при этом каждый зуб полоза снабжен цилиндрическим башмачком, 3 з.п. ф-лы, 6 ил.. w v Ё
Устройство опреснения солёной воды | 2023 |
|
RU2801386C1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1989-12-04—Подача