Подшипниковый узел Советский патент 1993 года по МПК F16C19/52 

Описание патента на изобретение SU1789798A1

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к станкостроению, и может быть использовано в производстве высокоскоростных шпинделей, станках для обработки поверхностей, например, колец подшипников.

Известен электрошпиндель для шлифования, включающий корпус, ротор со шлифовальной оправкой и шкивом, подшипники с распорными втулками, устройство предварительного натяга, который принимаем за прототип.

Недостатком такого выполнения подшипникового узла является то, что в случае чрезмерного нагревания передних подшипников наружные и внутренние кольца стремятся к линейному расширению, а так как в осевом направлении они зафиксированы жестко, то происходит расширение радиальное. В результате этого уменьшается допустимая величина радиального зазора, что

ведет к заклиниванию подшипников и преждевременному выходу их из строя.

Целью изобретения является повышение работоспособности подшипникового узла и обеспечение повышенной надежности устройства.

Указанная цель достигается тем, что подшипниковый узел передней опоры, состоящий, например, из дуплексированных подшипников, снабжен установленными между наружными и внутренними подшипниками кольцами прокладными втулками, выполненными в осевом направлении с гофрами (волнообразными складками), имеющими между посадочными поверхностями корпуса и вала зазор, превышающий величину температурно-линейного перемещения не более чем в два раза, а жесткость этих прокладных втулок f находится с жесткостью fi подшипникового узла от усилия предварительного натяга в соотношении f 10fi. Наличие указанного зазора необхо(Л

G

VI 00

чэ

XI

Ю 00

димо для того, чтобы не происходило заклинивание складок при нагревании или охлаждении после окончания вращения вала.

Нафиг.1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, общий вид; на фиг.2 и 3 - узел I и II на фиг.1.

Подшипниковый узел состоит из корпуса 1, вала 2 на подшипниках 3 качения, где в передней опоре между наружными и внутренними кольцами подшипников прокладные гофрированные втулки 4 и 5, на торцах которых имеются волнообразные складки (на фиг.2 и 3 изображенные в увеличенном виде), и узла 6 предварительного натяга.

Предлагаемый подшипниковый узел работает следующим образом.

Корпус 1 закрепляется в бабке станка, вал 2 вращается на подшипниках 3 качения, имеющих предварительный натяг посредством пружин узла 6 предварительного натяга.

Между наружными и внутренними кольцами переднего подшипникового узла устанавливаются прокладные втулки 4 и 5, торцы которых снабжены гофрами, конструкция которых представлена на фиг.2 и 3. При вращении подшипники нагреваются, а внутренние и наружные кольца их расширяются как в радиальном, так и в осевом направлениях, так как прокладные кольца 4 и 5 в линейном направлении имеют возможность сжиматься за счет гофр, то в радиальном направлении не произойдет изменения

0

5

0

5

0

начального радиального зазора в подшипниках и происходит компенсация радиального расширения за счет линейного, т.к. изменение размеров узла в целом пойдет по линии наименьшего сопротивления, т.е. в линейном направлении.

При разработке конструкции привода шлифовального круга с частотой вращения от 12000 до 18000 использовался подшипник 4-36210Е, а прокладные кольца имели следующие параметры:

а) 0 90 мм; 01 89,5мм; 02 86,1 мм; Оз 84,1 мм;

t 1 мм; h 1,5 мм;

б) d 50 мм; eh 50,5 мм; da 59,8 мм; d3 61,8.MM.

Экспериментальные исследования предлагаемого подшипникового узла с тем- пературно-компенсационными элементами показали, что по сравнению с устройством- прототипом предлагаемое устройство более надежно в работе и позволяет за счет этого повысить стойкость высокоскоростных электрошпинделей не менее чем в 2 раза. Экономический эффект от внедрения заявляемого устройства получен из-за снижения затрат на приобретение дополнительного количества электрошпинделей, необходимых для обеспечения работы станков при замене в случае их выхода из строя и уменьшения затрат на монтажно-наладочные ремонтные работы.

Похожие патенты SU1789798A1

название год авторы номер документа
Электрошпиндель 1991
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Смирнов Валерий Георгиевич
  • Минченя Владимир Тимофеевич
  • Палазник Татьяна Георгиевна
SU1784407A1
Шлифовальный шпиндель 1981
  • Андреев Юрий Анатолиевич
  • Богорад Эдгар Евелевич
  • Гуляев Виктор Яковлевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Клочков Борис Федорович
  • Колтов Осип Наумович
  • Кузьмин Александр Викторович
  • Никитин Анатолий Александрович
SU1007945A1
Шпиндель станка 1979
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Леванцевич Михаил Александрович
SU850364A1
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Сабиров Фан Сагирович
  • Козочкин Михаил Павлович
  • Шестернинов Александр Владимирович
  • Шестернинов Владимир Александрович
  • Стареева Мария Олеговна
RU2465986C1
Подшипниковый узел со смазкой масляным туманом 1986
  • Ускорев Виктор Борисович
  • Белянчиков Михаил Павлович
SU1455078A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ 2007
  • Сарычев Александр Александрович
RU2360156C2
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 1991
  • Бородастов Н.И.
  • Кожевников В.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2011901C1
Шпиндель металлорежущего станка 1974
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Скорынин Юрий Васильевич
  • Кошель Владимир Митрофанович
  • Заболоцкий Александр Николаевич
SU1386416A1
ГАЗОВАЯ ОПОРА 2007
  • Чмут Александр Алексеевич
RU2408802C2
Подшипниковый узел 2016
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2638881C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 789 798 A1

Реферат патента 1993 года Подшипниковый узел

Использование: машиностроение, преимущественно станкостроение. Сущность изобретения: корпус закреплен в бабке станка. Вал вращается на подшипниках качения, имеющих предварительный натяг посредством пружин узла. Между наружными и внутренними кольцами переднего подшипникового узла устанавливаются прокладные втулки, торцы которых снабжены гофрами. При вращении подшипники нагреваются, а внутренние и наружные кольца их расширяются как в радиальном, так и в осевом направлениях. Прокладные кольца в линейном направлении имеют возможность сжиматься за счет гофр, поэтому в радиальном направлении не изменяется начальный радиальный зазор в подшипниках и происходит компенсация радиального расширения за счет линейного. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 789 798 A1

Формула изобретения Подшипниковый узел, содержащий корпус и установленные в нем и на валу пару подшипников качения с распорными втул- ками осевого предварительного натяга между их внутренними и наружными кольцами, обличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности в работе, каждая распорная втулка выполне-

на частично со стороны одного из торцов гофрированной в осевом направлении с диаметром, меньшим диаметра отверстия корпуса или большим диаметра вала соответственно на величину, превышающую величину их температурного перемещения, а жесткость каждой втулки превышает или равна жесткости узла от усилия предварительного натяга.

Фиг.2

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789798A1

Труды института, № 2, - М.: ВНИИП, 1961, с.7, фиг
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1

SU 1 789 798 A1

Авторы

Ускорев Виктор Борисович

Белянчиков Михаил Павлович

Даты

1993-01-23Публикация

1990-03-30Подача