Изобретение относится к области машиностроения, а именно к трансмиссиям занспортных машин, в частности к фрикционным муфтам сцепления.
В транспортном машиностроении, в ча- ности на большегрузных автомобилях, тракторах и дорожных машинах, получило .состаточно широкое распространение двух- /1сковое сцепление. Примером такой кон- рукций может служить сцепление фирмы Оихтель и Сакс, Это сцепление содержит ьэжимной, промежуточный диски и два ве- /омых диска, кожух, нажимные пружины, сжимающие пакет этих дисков, и узел вы- (лючения. Достоинством указанного сцеп- / ения является возможность передачи йачмтельных крутящих моментов при ма- / ых радиальных габаритах и сравнительно небольшом усилии нажимных пружин.
Основной недостаток - неблагоприятный тепловой режим промежуточного дис- а, расположенного между обоими ведомыми дисками, он воспринимает передаваемый момент и. следовательно, аккумулирует в себе тепловой поток одновременно от двух ведомых дисков а с другой стороны, поверхность охлаждения диска мала.
Известны многочисленные попытки устранения указанного недостатка. Например, путем применения однодисковых . сцеплений с массивным нажимным диском, однако эти конструкции имеют увеличенные радиальные габариты. Известна также фрикционная муфта, содержащая вентиля- торные лопатки, закрепленные на торце маховика и ведомые диски с фрикционными элементами, выполненными в форме вставок, но при этом сложна конструкция маховика и увеличены радиальные габариты.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является муфта, в которой ведущий диск выполнен разъемным в плоскости, перпендикулярной к оси вращения, может передавать при сравнительно меньших радиальных габаритах увеличенный крутящий момент при хороших услови(Л
С
х1 ю
КЗ
ел о
со
ях теплоотвода от промежуточного диска. Недостатком является сложная конструкция промежуточного диска и увеличенные габариты.
Цель изобретения - упрощение конструкции, уменьшение габаритов и материа- лоемкости фрикционной муфты, за счет равномерного распределения тепла по телу промежуточного диска.
Поставленная цель достигается тем, что ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера, чем последующий, при этом на частях торцовых поверхностей промежуточного диска, расположенных за пределами поверхностей трения ведомых дисков, выполнены ребра, например, радиальные. . :
.На чертеже изображена фрикционная муфта, продольный разрез.
Фрикционная муфта состоит из корпуса 1, ведомых дисков 2 и 3, промежуточного 4 и нажимного 5 дисков, закрепленных на маховике 6 одним из изеестных способов, на- пример, с помощью тангенциальных ведущих пластин (не показаны) и нажимного механизма, например диафрагменной пружины 7, . - . Корпус 1 фрикционной муфты прикреплен к маховику б, имеющему окна 8. Ведо- м ый диск 2 выполнен большего размера, чем ведомый диск 3, при этом поверхности фрикционных элементов, например, в виде секторов 9 и 10 частично перекрываются, а на части торцовых поверхностей 11 и 12, расположенных за пределами поверхностей трений фрикционных элементов 9 и 10 ведомых дисков 2 и 3, выполнены ребра 13 и 14, например радиальные; .
При работе фрикционной муфты ведомые диски 2 и 3, промежуточный 4 и нажимной 5 диски поджаты к маховику 6 диафрагменной пружиной 7. При этом за счет разности размеров ведомых дисков 2 и 3 (и как следствие разности окружных скоростей) происходит более равномерное распределение выделяемого тепла (п результате работы буксования) в промежуточный диск 4 (в радиальном сечении).
Одновременно ребра 13 и 14 промежуточного диска 4 образуют лопаточный компрессор для перекачивания охлаждаемого воздуха вдоль поверхностей трения фрикционной муфты.
Охлаждающий воздух, пройдя через каналы ведомых дисков 2 и 3, образованных фрикционными элементами 9 и 10, выбрасывается через окна 8 маховика 6. .
Более равномерное распределение выделяемого тепла в промежуточном диске, непрерывное смывание поверхностей трения потоком охлаждающего воздуха и уве- личение охлаждаемых поверхностей предотвращают коробление и растрескивание промежуточного диска, улучшает тепло- отвод фрикционной муфты,что увеличивает ее долговечность и позволяет уменьшить габариты и массу. .
Фо-рмула изобретения
1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая корпус, в ко тором установлены маховик, ведущие промежуточный и нажимной диски, и расположенные между ними ведомые диски, р т л. и ч а ю щ а я с я тем,
что, с цёл ью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и массы за счет равномерного распределения выделяемого тепла в промежуточном диске муфты сцепления, ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера, чем последующий, при этом- поверхности трения дисков расположены одна относительно другой с частичный перекрытием.
2. Муфта по п. 1,о тли чающаяся тем,.что промежуточный диск выполнен с участками на торцевых поверхностях, расположенными за пределами поверхностей трения ведомых дисков и имеющими радиальные ребра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU947504A1 |
Фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1049699A1 |
Фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1328603A1 |
Фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1293389A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1976 |
|
SU667723A1 |
Фрикционная муфта с жидкостным охлаждением | 1987 |
|
SU1530864A1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU912968A2 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU821806A1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU652384A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU709867A1 |
Авторы
Даты
1993-01-30—Публикация
1991-04-23—Подача