Изобретение относится к транспортной светотехнике, а более конкретно к устройствам, предназначенным для контроля регулировки фар транспортных средств в процессе эксплуатации.
Известно устройство для диагностики транспортных средств, содержащее направляющую, установленную на основании, и смонтированные на ней оптическую систему, состоящую из объектива и экрана с контрольной разметкой, и установленную на направляющей систему ориентации оптической системы относительно осей симметрии транспортного средства, включающую отражатель с визирным индексом, закрепленный шарнирно на кронштейне, смонтированном на направляющей.
Такая конструкция устройства для диагностики фар транспортных средств позволяет реализовать диагностику фар установленных на всех видах транспортных средств в диапазонах высот (250...1200 мм) согласно ГОСТ 8769-75, однако имеет при этом значительные габариты и массу (700x700x1800 мм при массе 40 кг), что обусловлено общей .компоновкой устройства, в которой весь.диапазон высот перемещения оптической системы обеспечивается длиной направляющей.
Другим существенным недостатком, также обусловленным общей компоновкой устройства, является крайне неудобное верхнее расположение элемента ориентации с визирным индексом, ограничивающее поле зрения оператора из-за увеличенного расстояния от глаз до плоскости ориентирующего элемента, что приводит к потере точности при ориентации оптической системы в горизонтальной плоскости.
Перечисленные недостатки этого устройства, практически исключают его использование для оперативной проверки органами госавтоинспекции, а также владельцами частных транспортных средств.
Известно также устройство для контроля регулировки фар транспортных средств, содержащее вертикальную направляющую, выполненную в виде рамы с пазами, шарнирно смонтированные на ней две опоры, установленную с возможностью перемещения в пазах рамы оптическую систему, со- стоящую из несущего основания с шарнирно закрепленными на нем объективом и экраном с горизонтальным и наклонным участками контрольной решетки и систему ориентации, включающую элемент ориентации с визирным индексом, параллельным горизонтальному участку контрольной разметки, размещённым шарнирно на кронштейне, шарнирно установленном в
верхней части рамы. При этом размеры опор и кронштейна системы ориентации не превышают максимального габаритного размера рамы 2... .
Очевидно, что реализация этой конструктивной компоновки прибора позволяет существенно уменьшить его габариты в транспортном состоянии 100x300x600 мм и способствовать расширению диапазона его
использования.
Однако и в этом случае для реализации возможностей контроля регулировки фар во всем диапазоне высот их установки 250... 1200 мм его габариты в собранном со5 стоянии составят 100x300x800 мм, что из-за большой высоты, равной 800 мм, практически лишает его преимуществ портативного прибора, допустимые вертикальные габариты которого не должны превышать 600 мм.
0 Другим существенным недостатком такого конструктивного выполнения устройства, является ограниченная длина кронштейна системы ориентации, не превышающая в реальной конструкции прибора
5. 400 мм, что в ряде случаев (например, предельная высота установки фар) исключает достижение приемлемой точности из-за относительно малого расстояния до. кузова транспортного средства, вследствие чего
0 затруднено-визирование симметричных точек кузова широкого транспортного средства (грузовые автомобили).
И, наконец, выполнение направляющей в виде рамы коробчатой формы, обеспечива5 ющая точное перемещение в ней оправы объектива, существенно увеличивает себестоимость прибора, так как имеет достаточно сложную для механической и других видов обработки форму.
0 Целью изобретения является расширение диапазона использования при сохранении минимальных габаритов устройства, повышение точности ориентации и унификации элементов конструкции.
5 Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем вертикальную направляющую, выполненную в виде рамы с пазами, шарнирно смонтированные на ней две опоры, установленную в
0 пазах рамы оптическую систему, состоящую из несущего основания с шарнирно закрепленными на нем объективом и экраном с горизонтальным и наклонным участками контрольной разметки и систему ориента5 ции. включающую элемент ориентации с визирным.индексом, параллельным горизонтальному участку контрольной разметки, размещенным шарнирно на кронштейне, шарнирно установленном в верхней части рамы, опоры выполнены П-образного сечения с ложементом, выполненным на части их длины и снабжены дополнительными опорами П-образного сечения, установленными в ложементе шарнирно на сторонах, противоположных установке шарниров крепления основных опор к раме, кронштейн системы ориентации .выполнен по меньшей мере из двух звеньев, шарнирно соединенных между собой, при этом одно из звеньев имеет ребра П-образного сече- ния, а также тем, что рама выполнена из двух одинаковых элементов П-образного сечения с окном в поперечной полке, соединенных между собой.
Предлагаемое устройство для контроля регулировки фар транспортных средств за счет введения дополнительных звеньев в опоры и кронштейн, при наличии ложементов их укладки в процессе приведения уст- ройства в транспортное состояние, а также за счет выполнения рамы с продольным разъемом из двух одинаковых элементов, соединенных между собой, позволяет расширить диапазоны использования устройства, при сохранении минимальных габаритов, повысить его точность и унифицировать элементы конструкции.
На фиг. 1 показан внешний вид устройства при регулировке фар транспортных средств, установленных в диапазоне высот 250...650 мм; на фиг.2 - то же, в диапазоне высрт 580...980 мм; на фиг.З -измерительный экран; на фиг.4 - устройство при рёгу- лировке фар, установленных в диапазоне высот 870...1270 мм; на фиг.5- устройство в транспортном состоянии; на фиг.6 - сечение основной и дополнительной опор устройства в транспортном состоянии вертикально-проецирующей плоскостью на фиг,7-сечение основной и дополнитель- ной опор в рабочем состоянии устройства вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.8 -сечение горизонтально-проецирующей плоскостью основной и дополнительной опор устройства в транспортной состоянии: на фиг.9 - сечение основной опоры и элемента рамы устройства в транспортном состоянии; на фиг, 10 - фронтальный вид на устройство (система ориентации) со снятыми опорами в транс портном состоянии; на фиг.11 - сечение горизонтально-проецирующей плоскостью звеньев системы ориентации по элементу ; ориентации устройства в транспойтном состоянии; на фиг. 12 - сечение горизонталь- но-проецирующей плоскостью звеньев системы ориентации устройства в транспортном состоянии; на фиг.13 - сечение звеньев и элемента ориентации устройства в транспортном состоянии вертикальнопроецирующей плоскостью; на фиг. 14 - сечение шарнира и фиксатора основной опоры; на фиг, 15 - сечение шарнира-фиксатора первого звена кронштейна системы ориентации вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг, 1.6 - фронтальный вид на шарнир-фиксатор кронштейна системы ориентации на раме; на фиг.17 - сечение рамы горизонтально-проецирующей плоскостью.
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств содержит вертикальную направляющую 1, выполненную в виде рамы с пазами 2, состоящую из двух соединённых между собой одинаковых элементов 3 и 4 П-рбразного сечения с окном 5 в поперечной полке 6, смонтированные на раме на шарнирах 7 две опоры 8, зафиксированные на элементах 3 и 4 рамы с помощью фиксаторов 9, поджатых упругим элементом 10 в отверстия 11 или 12. Опоры 8 также имеют fl-образное сечение и ложементы 13, выполненные на части длины, с установленными в ложементах 13 на цилиндрических шарнирах 14 дополнительными опорами 15, при этом в верхней части опор 8 выполнены упоры 16 и замок 17. Кроме того, устройство содержит установленную в пазах 2 рамы оптическую систему 18, COCTQ-. ящую из несущего основания 19 с шарнирно на цилиндрических шарнирах 20 и 21 закрепленными на нем Объективом 22 и рамкой 23 с подвижным относительно шкапы 24 рамки 23 экраном 25, снабженным горизонтальным 26 и наклонным 27 участками контрольной разметки. На одном из элементов рамы (например, 3) в верхней ее части шарнирно на подпружиненных упругим элементом 28 шарнирах-фиксаторах 29 в пазах 30 рамы 3 смонтировано одно звено 31 кронштейна 3i системы ориентации 33, второе звено 34 которого установлено на цилиндрических шарнирах 35 звена 31 и поджато к нему винтовой рукояткой 36. в верхней части звена 34 на цилиндрическом шарнире 37 размещен элемент ориентации 38 с визирным индексом 39, параллельным горизонтальному участку 26 контрольной разметки экрана 25. При этом первое звено 31 кронштейна 32 системы ориентации 33 имеет ребра П-образного сечения 40, 41, высота которых равна высоте ребер второго звена 34.
Описываемое устройство работает следующим образом.
Устройство в транспортном состоянии устанавливают на рабочей площадке возле транспортного средства, для чего опоры 8 поворачивают вокруг цилиндрических шарниров7. В случае проведения контроля световых приборов (фар) установленных в диапазоне высот 250...650 мм фиксаторы 9 поджимаются упругим элементом 10 и входят в отверстия 11 боковых полок элементов рамы. Затем несущее основание 19 поворачивают в цилиндрических шарнирах 20 до упора. После этого поворачивают вокруг . шарниров 20 рамку 23 и устанавливают ее перпендикулярно относительно оптической оси объектива 22. Далее в зависимости от высоты установки фары (в пределах установленного диапазона) объектив 22 перемещают в пазах 2 направляющей 1 до высоты, при которой его центр совпадает с центром контролируемой фары, при этом подвижный экран 25 (см. фиг.2.3) с контрольной разметкой (26 и 27) также устанавливают на нормируемую высоту по шкале 24. Устройство устанавливают напротив контролируемой фары, нажимают на упругий элемент 28 шарниров-фиксаторов 29, освобождая его из пазов 30 и поворачивают вокруг них нижнее звено 31 кронштейна 32 системы ориентации 33, отпускают упругий элемент 28 шарниров-фиксаторов 29. фиксируя тем самым его в пазах 30 звена 31 кронштейна 32, устанавливая последний в выбранном положении. Затем поворачивают второе звено 34, установленное в ложементе первого звена 31, образованном П-образными ребрами 40 и 41 кронштейна 32 в цилиндрических шарнирах 35 в положение, при котором в элементе ориентации 38, развернутом в шарнире 37, будет удобно для оператора визироваться передняя часть кузова транспортного средства и фиксируется на звене 34 винтовой рукояткой 36. При этом наиболее целесообразно размещать элемент ориентации 38 под меньшим углом от вертикали к передней части кузова транспортного средства. Далее, визируя в элементе ориентации 38, переднюю часть кузова транспортного средства, поворачивают устройство на опорах 16 до тех пор. пока симметричные точки кузова не будут визироваться (совпадать) на визирном индексе 39.
Включают контролируемую фару и по совпадению светотеневых границ ее светового пучка с контрольной разметкой 26 и 27 экрана 25 судят о величине разрегулировки фары, которую устраняют поворотом фары в ее корпусе в необходимых направлениях.
При контроле световых приборов, установленных в диапазоне высот 580...980 мм (см. фиг.2), фиксаторы 9,выводят из отверстий 11, поворачивают опоры 8 вокруг шарниров 7 до положения, при котором ось фиксаторов 9 устанавливается напротив отверстий 12 направляющей, освобождают упругий элемент 10 фиксаторов 9, выталкивающий последние в отверстия 12, чем собственно и обеспечивается фиксация опор 8 в направляющей 1. Далее проводятся операции, описанные ранее.
Для проведения контроля световых приборов, установленных в диапазоне высот 870...1270 мм (фиг,4) дополнительные опоры 15, установленные в ложементе 13 основных опор 8 поворачивают в шарнирах
0 14 до упоров 16, после чего повторяют все описанные ранее операции.
Для приведения устройства в транспортное состояние все операции осуществляют в обратном порядке: второе звено 34 крон5 штейна 32 системы ориентации 33 освобождают от зажима винтовой рукояткой 36 и укладывают в ложемент образованный ребрами 40, 41 с П-образным сечением первого звена.31, опускают в пазах 2
0 направляющей 1 объектив 22 оптической системы 18, поворачивают на 90° рамку 23 с подвижным экраном 25, поворачивают на 90° несущее основание 19, освобождают цилиндрическими шарнирами-фиксаторами
5 29 первое звено 31 кронштейна 32 и опускают его до упора, фиксируя тем самым сложенную систему ориентации 33 вдоль направляющей 1, поворачивают дополнительные опоры 15 вокруг цилиндрических
0 шарниров 14, укладывая их в ложемент 13 основных опор 8, освобождают фиксаторы 9 основных опор 8 и поворачивают их в шарнирах 7 до упора в направляющую 1, после чего фиксируют их между собой замком 17,
5 приводя тем самым устройство в транспортное состояние или в состояние хранения, показанное на фиг.5.
Таким образом, выполнение основных опор П-образного сечения с ложементом,
0 выполненным на части их длины и установка в ложементе дополнительных опор шарнир- но на сторонах, противоположных установке шарниров крепления основных опор к элементам.рамы, а также выполнение крон5 штейна системы ориентации по меньшей мере из двух звеньев, шарнирно соединенных между собой, из которых одно звено имеет ребра П-образного сечения позволяет во-первых, за счет укладки отдельных
0 элементов конструкции в ложементы других элементов обеспечить сохранение минимальных габаритов (100x300x600 мм) прибора в состоянии .транспортировки и хранения; во-вторых, за счет использования
5 дополнительных опор обеспечить возможность проведения контроля регулировки фар, установленных в диапазоне 250... 1200 мм, рекомендованном ГОСТ 8769-75, т.е. расширить диапазон использования устройства, по сравнению с базовым образцом
при сохранении минимального вертикального габарита устройства, обеспечивающего его высокие эргономические свойства; в-третьих, за счет выполнения двухзвенным шарнирно соединенным между собой кронштейна системы ориентации, возможно су- щественно уменьшить угол между вертикальной плоскостью, проходящей через симметричные точки кузова транспортного средства, и положением визирного индекса системы ориентации, что в свою очередь позволяет существенно увеличить
точность ориентации в горизонтальной плоскости оптической системы устройства относительно направления движения транспортного средства.
Кроме того, выполнение вертикальной направляющей в виде рамы, состоящей и соединенных между собой двух одинаковых элементов Л-образного сечения, позволяет добиться максимальной
унификации элементов конструкции, способствуя тем самым уменьшению затрат на его производство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1991 |
|
SU1804602A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2157982C2 |
Устройство для контроля фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1142746A1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1431479A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208773C1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1984 |
|
SU1509658A1 |
Устройство для диагностики фар транспортных средств | 1984 |
|
SU1416873A1 |
СОРТИМЕНТОВОЗНЫЙ КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 1996 |
|
RU2124447C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ | 1998 |
|
RU2140367C1 |
ПОГРУЗЧИК | 2002 |
|
RU2230698C2 |
Использование: в транспортной светотехнике, а именно в методах и устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств. Сущность: технический эффект достигается за счет выполнения опор 8 П-образного сечения с ложементом, выполненным на части их длины, снабженных дополнительными опорами 15, установленными в ложементе 13 на шарнирах 14 на сторонах, противоположных установке шарниров 7 крепления основных опор 8 к раме, а также за счет выполнения кронштейна системы ориентации 33 по меньшей мере из двух звеньев 31 и 34, соединенных между собой с помощью шарниров 35, при этом одно из звеньев 31 имеет ребра П-образного сечения и за счет выполнения конструкции направляющей 1 из двух одинаковых элементов 3 и 4 П-образного сечения с окном 5 в поперечной полке, соединенных между собой. 2 з.п. ф-лы, 17 ил. A-J7 rf fe
Формула и зоб рете н и-я
г
/г
f
z
5
2
5
Фиг.9
Фиг.Ю
57
(транспортное положение)
Фиг. 15
Фиг.17
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ИЗОМЕРИЗАЦИИ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ЖЕЛЕЗА | 0 |
|
SU386658A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей | 1925 |
|
SU1965A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1431479A1 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1991-05-27—Подача