Изобретение относится к учебным пособиям по математике и может быть использовано в учебном процессе высших учебных заведений.
Целью изобретения является повышение наглядности и расширение диапазона решаемых задач.
На чертеже показан общий вид наглядного пособия по математике.
Каждый элемент пособия имеет определенное назначение. Подвижная опора 1 служит для установки наглядного пособия на демонстрационном столе. Стержень 2 с крестовиной 3 иллюстрирует координатные оси декартовой прямоугольной системы координат, а цилиндрическое отверстие 4 крестовины иллюстрирует начало координат этой системы. Стержень 5 служит для закрепления на нем при помощи шарнирного соединения 6 криволинейной пластины 7, которая иллюстрирует поверхность, напри- мёр элемент поверхности второго порядка. Плоская пластина 8 иллюстрирует касательную плоскость к поверхности, а цилиндрическое сквозное отверстие 9, скрепляемое плоскую и криволинейную пластаны, иллюстрирует точку касания плоскости к поверхности. Стержень 10 иллюстрирует внешнюю нормаль к поверхности.
Диаметры стержней и отверстий такс-,, вы, что отверстия позволяют закрепления в них стержней без дополнительных креплений.
Для повышения дидактического эффекта элементы наглядного пособия выполнены различными по окраске.
00
о ел
00
00
Наглядное пособие по математике используют следующим образом.
Пусть необходимо проиллюстрировать понятие внешней нормали к поверхности, находящейся в первом октанте, и образование угла между этой нормалью и положительным направлением оси О. Для этого подвижную опрру 1 располагают на демонстрационном столе. Крестовину 3 на стержне 2 располагают ниже криволинейной пластины 7, пики крестовины направлены в сторону криволинейной пластины. При помощи шарнира 6 криволинейную пластину 7 устанавливают так, чтобы стержень 10. установленный снизу пикообразным концом в отверстие 9, касался другим концом стержня 2. Тогда выступающий пикообраз- ный конец стержня 10 над плоской пластиной 8 имитирует внешнюю нормаль к поверхности, а стержни 10 и 2 иллЬстриру- ют образование угла внешней нормалью к поверхности с положительным направлением оси О. Для иллюстрации понятия внутренней нормали к поверхности, находящейся в первом октанте, и образования угла этой нормалью с положительным направлением оси О необходимо стержень 10 установить снизу в отверстие 9 одним концом, а другой пикообразный его конец, касаясь стержня 2, иллюстрирует внутреннюю нормаль к поверхности, а со стержнем 2 образует угол между внутренней нормалью к поверхности и положительным направлениям оси О.
Используя возможность вращения крестовины 3 вокруг своей оси и продольное перемещение по стержню 2, а также шарнирное закрепление криволинейной пла0
5
стины 7 на стержне 5, можно иллюстрировать понятия внешней и внутренней нормали к поверхности, находящейся в любом октанте, и образование угла между нормалью к поверхности с положительным направлением любой координатной оси.
. Использование предложенного решения позволит создать условия для сознательного усвоения понятия - внутренняя и внешняя нормали к поверхности, демонстрации углов между нормалью к поверхности и положительными направлениями координатных .
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я в Наглядное пособие по математике, содержащее опору, связанную с ней криволинейную пластину и стержень-имитатор прямой, характеризующей плоскость, о т л и- ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения
0 наглядности и расширения диапазона решаемых задач, оно имеет два закрепленных в опоре вертикальных параллельных стержня, прямоугольную пластину и крестовину для имитации осей координат, при этом кре5 стовина установлена на одном из стержней с возможностью вертикального перемещения и поворота, криволинейная пластина закреплена на втором стержне шарнирно, прямоугольная пластина расположена на криволинейной и жестко скреплена с ней, причем узел крепления имеет сквозное отверстие, через которое на лицевой стороне плоской пластины проведена прямолинейная риска - имитатор одной из касательных к криволинейной пластине, а в отверстие установлен перпендикулярно к плоской пластине пикообразный стержень.
0
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебное пособие по математике | 1990 |
|
SU1791840A1 |
Учебный прибор по математике | 1980 |
|
SU930342A1 |
Наглядное пособие для демонстрации действий над векторами | 1982 |
|
SU1053134A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1991 |
|
RU2010344C1 |
Наглядное пособие Поповых для демонстрации действий над векторами | 1984 |
|
SU1224814A1 |
Учебное пособие по математике | 1980 |
|
SU1061172A1 |
Наглядное пособие по математике | 1988 |
|
SU1601623A1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ | 2000 |
|
RU2166212C1 |
Наглядное пособие по математике | 1990 |
|
SU1770968A1 |
Учебно-демонстрационный прибор | 1991 |
|
SU1808137A3 |
Изобретение относится к учебным пособиям по математике и может быть использовано в учебном процессе высших учебных заведений. Целью изобретения явл яётсяде- мрнстрация понятия внутренней и внешней нормалей к поверхности, образования углов между нормалью к поверхности, расположенной в любом октанте, и положительными направлениями координатных осей. Сущность изобретения: наглядное пособие по математике состоит из набора стержней, двух скрепленных между собой пластин, крестовины, состоящей из двух пикообраз- ных стержней, снабженных цилиндрическим отверстием, выполненным перпендикулярно пикообразным стержням, подвижной опоры, на которой жестко установлены вертикально два стержня, причем один из них, с пикообразным концом, снабжен крестовиной, установленной с возможностью вращения вокруг оси и продольного перемещения, а другой стержень соединен шарнирно с пластиной, выполненной криволинейной, формы, например в-виде элемента поверхности, второго порядка, а другая пластина, плоская, жёстко соединена с первой цилиндрическим сквозным отверстием, пер- пендикулярным к плоской пластине, в котором свободно установлен пикообразный стержень. 1 ил.
Учебное пособие по математике, служащее для демонстрирования кривизны кривых линий | 1934 |
|
SU41252A1 |
кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1990-10-12—Подача