Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте прецизионных пар топливной системы, дизельных двигателей в различных отраслях народного хозяйства.
Целью изобретения является снижение затрат при восстановлении прецизионных деталей.
Для достижения цели припуск получают микродеформацией тела восстанавливаемой детали, для чего деталь подвергают дав- лению по ее цилиндрическим поверхностям, причем оптимальную величину микродеформации принимают как суммарную величину износа и поля допуска на сопряжение, а усилие для выполнения процесса микродеформации - по максимальному пределу.
В процессе ремонта прецизионной детали давление на ее боковые (цилиндрические) стенки вызывает микродеформация и
диаметр детали изменяется на задаваемую величину, которая определяется эмпирически для каждого типоразмера деталей. Если необходимо увеличить диаметр, например, втулки прецизионной пары, то давление обеспечивают изнутри, через центральное отверстие.
Давление на стенки можно обеспечить наиболее простым способом, например обжатием детали при прогонке ее через калиброванную матрицу или калиброванным пуансоном. Обработка детали давлением, получаемым за счет прогонки ее через калиброванную матрицу, производится на прессовом оборудовании. Для каждого типоразмера, например, втулки плунжера предназначена матрица с рабочими калиброванными отверстиями, диаметры которых соответственно равны наружным диаметрам втулки минус суммы величины максимального износа и поля допуска на
.стаю}
ИЈ
о
СА)
сопряжение. Величина максимального износа принимается по максимально изношенной втулке из ремонтируемой партии. При прогонке втулки через калиброванную матрицу наружные поверхности как правило не выходят из поля допуска, а внутренний диаметр получает припуск, позволяющий при финишных операциях исключить конусность и эллипсность отверстия. ПрИ этом не требуется термообработка ни до, ни после обжатия детали. Это относится и к деталям, подвергаемым обжатием другими методами. Для приведения партии деталей к одному типоразмеру могут быть подобным образом обжаты И плунжеры.
Примером конкретного выполнения способа может служить способ обжатия гильзы прецизионной пары с помощью калиброванной матрицы и пресса усилием 5т. (см, чертеж)..
Втулка прецизионной пары секции топливного насоса трактора С-65 выполнена из стали марки ХВГ. Внутренний максимальный диаметр составил 10,006мм. Сопрягаемая деталь (плунжер) имеет размер 9,992 ;мм. Твердость гильзы по Роквёллу составила ИРс- 41. Твердость плунжера НРс 39. Через специально изготовленную калиброванную матрицу (см. чертеж) гильза была продавлена на прессе усилием 5 тс. Размеры отверстий матрицы были выполнены с учетом фактических наружных диаметров втулки минуЬ суммы величин износа и припуска на обработку и составил:
01ф 21,900-0,014-0,002 21,884 02ф 15,990 - 0,014 -0,002 - 15,974,
где Очф и 02ф - диаметры фильеры по рабочей части.
После деформации максимальный внутренний диаметр втулки прецизионной пары 5 составил 9,990 мм, что обеспечило получение припуска на подгонку в 0,002 мм. Твердость гильзы после деформации осталась без изменений.
После механической обработки деталей 0 и их взаимной подгонки были ликвидированы эллипсность и конусность диаметров и получено рабочее сопряжение деталей (зазор в гфедёлах 0,001-0,002 мм). Наружные диаметры втулки прецизионной пары были 5 также уменьшены на 0.016 мм и остались в пределах поля допуска.
Способ обладает целым рядом значительных1 преимуществ: ,.; экологически чист; 0 обеспечивает:
снижение трудозатрат; повышение производительности ре- монта; - V v.. - .. :: .- : ; : экономию энергий и материалов. 5 Формула изобретения
Способ восстановления цилиндриче- ских деталей, при котором деталь подвергают деформированию для получения припуска, а затем её механически обрабаты- 0 вают, о т л и ч а «о щи и с я тем. что. с целью снижения затрат при восстановлении прецизионных деталей, деформирование осуществляют в области микродеформации, Оптимальную величину которой определяют 5 как суммарную величину износа и поля допуска на сопряжение, а усилие деформирования - по максимальному ее пределу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПАКОВКИ СТЕКЛОТАРЫ | 1991 |
|
RU2014253C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ | 1998 |
|
RU2129941C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЦИЗИОННЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2009 |
|
RU2423214C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУПИЦЫ С ФЛАНЦЕМ | 1997 |
|
RU2115532C1 |
СПОСОБ НАКАТКИ ВНУТРЕННИХ ЗУБЧАТЫХ ПРОФИЛЕЙ | 1997 |
|
RU2108887C1 |
Способ ремонта шестеренных гидронасосов | 1990 |
|
SU1729724A1 |
Быстродействующий зажим | 1991 |
|
SU1838674A3 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА "РАЗЖИМНОЙ КУЛАК" МЕТОДОМ ПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2376121C2 |
Роторная литьевая машина для изготовления изделий из полимерных материалов | 1990 |
|
SU1771980A1 |
Способ получения составных изделий | 1989 |
|
SU1692738A1 |
Использование: в машиностроении, при восстановлении прецизионных (особо точных) деталей топливной системы дизельных двигателей и аналогичных систем. Сущность изобретения: заключается в получении припуска на изношенных поверхностях сопряженных цилиндрических деталей путем микродеформации их тела. Микродеформация достигается обработкой детали давлением. Затем деталь подвергают ме- хобработке.:
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Марденский В,П | |||
Изготовление и ремонт топливной аппаратуры судовых дизелей | |||
- Л., Речной транспорт, 1962, с.35, 2 | |||
Молодык Н.В | |||
и Зенкин А.С | |||
Восстановление деталей машин | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.232-235. |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-05-20—Подача