Изрбретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве автоматических сцеплений в различных машинах, в частности в трансмиссиях самоходных машин.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей муфты и повышение интенсивности разгона машинного агрегата.
С этой целью передний конец ведомого вала муфты предельного момента посредством механизма свободного хода (МСХ) соединяется с ведущим элементом, а на задний конец ведомого вала установлен синхронизатор.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема муфты, осевой разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Муфта сцепления состоит из смонтированной в корпусе 1 планетарной передачи в виде короны 2, связанной с ведущим валом 3, солнечного колеса 4 и сателлитов 5 ; жеИ
сткосвязанными с ними неуравновешенными грузами 6. Между солнечным колесом 4 и ведомым валом 10 установлен механизм свободного хода 8. Между короной 2 и ведомым валом муфты 10 расположен механизм свободного хода 11с клиновыми пазами, в которых расположены подпружиненные тела закаливания 12, контактирующие с обоймой, расположенной на внутренней цилиндрической поверхности диска короны.
Между корпусом муфты 1 и ведомым валом 10 расположен синхронизатор, например, в виде внутреннего барабана 12 и наружного барабана 13. взаимодействую щих между собой посредством наружных 14 и внутренних 15 дисков трения.
Муфта работает следующим образом.
Вращающий момент передается с вала 3 через корону 2. сателлиты 5 и колесо 4 на вал 10, В момент пуска или перегрузки сателлиты 5 обкатываются по солнечному
00 OJ
о
00
OJ
колесу 4, к которому приложен момент сопротивления рабочего органа. Наличие неуравновешенных грузов 6 сателлитов вызывает появление сил инерции
Р m. R &А Когда центр масс груза находится на определенной линии, инерци-г онный момент равен нулю, так как плечо сил инерции равно нулю. При смещении центра масс с этой линии появляется плечо, изменяющееся от нуля до некоторой максимальной величины по мере поворота сателлита. Соответственно этому величина инерционного момента Ми возрастает от нуля до максимальной величины и вновь уменьшается до нуля при перемещении центра масс в крайнее нижнее положение. Далее центр масс перемещается на другую половину сателлита, плечо сил инерции появляется с другой стороны и соответственно момент сил инерции меняет знак.
Таким образом, на центральное зубчатое колесо действуют два импульса инерционного момента противоположного знака. Положительный импульс момента с помощью тел заклинивания МСХ передается ведомому валу 10. а отрицательный импульс момента проворачивает центральное колесо относительно ведомого вала в сторону, противоположную его вращению, в следствие чего этот импульс не действует на ведомые элементы.
В режиме выбега ведомых элементов, например в режиме торможения автомобиля двигателем, частота вращения ведущего вала становится меньше частоты вращения ведомого вала, т.е. последний становится ведущим, 8 этом случае происходит соединение ведомого вала с ведущим посредством механизма свободного хода 11. Тем самым обеспечивается обратная связь ведомых и ведущих элементов.
Между ведущим валом 3 и ведомым валом 10 существует постоянная кинематическая связь посредством зубчатого зацепления корона - сателлиты -солнечное колесо. Поэтому даже при малой частоте вращения ведущего вала сателлиты создают на ведомом валу некоторый остаточный вращающий момент, который затрудняет переключение передач в коробке. С целью облегчения переключения передач установлен синхронизатор 9, который при включении соединяет ведомый вал муфты с корпусом, например, с помощью наружных 14 и внутренних 15 дисков трения. За счет возникновения между названными дисками момента трения происходит подтормажива- ние или остановка ведомого вала 10, что облегчает включение передач в коробке.
Наличие неуравновешенной массы сателлитов обусловливает на режиме трога
ния с места появление на ведомом валу
муфты импульсов инерционного момента, превышающего момент приводного двигателя в 2-3 раза. По этой причине увеличивается интенсивность разгона самоходной
машины при трогании с места. Последнее повышает среднетехническую скорость движения и соответственно увеличивает производительность машины.
Экономический эффект будет достигнут
также за счет уменьшения объема технического обслуживания, поскольку у предлагаемой муфты отсутствует износ силовых звеньев и соответственно не требуются эксплуатационные регулировки механизма выключения. По причине отсутствия износа рабочих звеньев повысится также и долговечность предлагаемой муфты по сравнению с применяемыми фрикционными сцеплениями.
Формула изобретения
1.Динамическая автоматическая муфта сцепления, содержащая размещенную в корпусе планетарную передачу в виде ведущего звена, соединенного с ведущим валом,
сателлитов с неуравновешенными грузами, механизма свободного хода и солнечного колеса, находящегося в зацеплении с сателлитами и связанного с ведущим элементом механизма свободного хода, отличающ а я с я тем/что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена дополнительным механизмом свободного , хода, ведущий элемент дополнительного механизма свободного хода соединен с ведомым валом, а ведомый элемент - с ведущим звеном планетарной передачи.
2.Муфта сцепления по п. 1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем что, она снабжена синхрониэзтором, ведущий элемент которого связан с ведомым валом, а ведомый - с корпусом.
554
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта предельного момента | 1986 |
|
SU1460465A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1992 |
|
RU2047025C1 |
Инерционный гидродифференциальный трансформатор вращающего момента | 1982 |
|
SU1097848A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ГИДРОДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1995 |
|
RU2106554C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1993 |
|
RU2064621C1 |
Инерционный гидродифференциальный трансформатор вращающего момента | 1980 |
|
SU1028924A1 |
Автоматический инерционный трансформатор вращающего момента | 1985 |
|
SU1295106A1 |
Инерционная гидромеханическая передача | 1983 |
|
SU1110973A1 |
Автоматический инерционный транс-форматор крутящего момента | 1972 |
|
SU508622A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1994 |
|
RU2079706C1 |
Использование: в машиностроении, в устройствах для лередачи вращения, в силовых приводах самоходных машин. Сущность изобретения: динамическая автоматическая муфта сцепления содержит размещенную в корпусе планетарную передачу в виде ведущего звена, солнечного колеса, сателлитов с неуравновешенными грузами и механизма свободного хода. Солнечное ко- лесо находится в зацеплении с сателлитами и связано с ведущим элементом механизма свободного хода. Муфта снабжена дополнительным механизмом свободного хода. Его ведущий элемент соединен с ведомым валом, а ведомый элемент соединен с ведущим звеном планетарной передачи. Муфта может быть снабжена синхронизатором. 1 З.п,ф-лы, 2 ил.
2- /
V0 -tt
4,
s
г1
fttf. /
.;: .-.;:...; ,:..л
yr - -;--;:t .-.Ц ..К
--- - ;- , т (
2
Муфта предельного момента | 1986 |
|
SU1460465A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-07-30—Публикация
1991-03-19—Подача