Известно устройство для группового обучения, содержащее центральный логический блок с пультом преподавателя, пульты обучаемых, контрольное табло, блок выдачи учебной информации и блок выдачи команд.
Предложенное устройство позволяет осуществить более полную автоматизацию учебного процесса и решать более сложные педагогические задачи, чем известные. Для этого имеются механизмы, обеспечивающие временную координацию процесса ведения занятия и управление комплексом технических средств обучения; центральный программный блок кода ответов для задания кода ответа, элементы сравнения ответов обучаемых с запрограммированным ответом или ответом преподавателя, электронный групповой анализатор результатов ответов, устройства для записи и выдачи учебной информации и элементы для ввода ответов обучаемых и преподавателя.
На фиг. 1 изображена функциональная схема предложенного устройства; на фиг. 2 - схема блока сравнения коррекции ответов; на фиг. 3 - схема группового анализатора ответов; на фиг. 4 - три магнитофонные леиты.
Устройство состоит из центрального логического блока / с пультом преподавателя, блока выдачи учебной информации // и пультов обучаемых ///.
Центральный логический блок содержит панель управления /, распорядительный автомат 2, панель ввода ответов преподавателя 3, регистр правильных ответов 4, центральный программный блок для задания кода ответов 5, групповой анализатор ответов 6, индикаторную панель преподавателя 7.
В блок обучаемого входят программный механизм 8 панель ввода ответов 9, блок сравнения и коррекции ответов 10, пороговый усилитель //, нацель управления н индикации 12, головные телефоны 13.
Устройство содержит различные вспомогательные устройства М.
Панель управления имеет плату, на которой размещены коммутирующие средства, тумблеры и т.п., позволяющие управлять всеми элементами устройства вручную в случае проведения занятий преподавателем, и кнонки возврата в исходное полол ение элементов устройства при работе в режиме группового обучения.
Распорядительный автомат 2 состоит из часового программного механизма с коммутирующим барабаном со сменной программой и контактной группой, который вырабатывает командные сигналы управления устройством в соответствии с распорядком дня, и управляет вспомогательными устройствами, магнитофона с электронной приставкой для записи и воспроизведения команд управления, связанных с процессом ведения занятий, распределительного механизма, смонтированного па нлаговых искателях, п реле времени, обеспечиваюш,его распределение команд управлепня но элементам устройства. Часовой программный механизм в установленное время нодает питание на устройство, занускает основной магнитофон с командами для ведения занятий и управляет всномогателъиъпш устройствами. С помощью приставки к магннтофону воспроизводятся записанные на ленту команды унравлення, н эти команды распределительпым механизмом раснределяются для управления блоком выдачи учебной информации ///, центральным программным блоком кода ответов 5, нультамн обучаемых и регистром правильных ответов 4. Панелн 3 и 9 ввода ответов нренодавателя н обучаемых имеют одинаковое устройство и состоят из клавиатуры в составе 40 клавиш (4 ряда ио 10 клавиш) с обш,ей кнопкой сброса. С помощью каждой клавиши можно ввести в машину одно какое-либо элементарное высказывание. Обозначения на клавишах вьшолнены в внде букв, цифр и знаков. Сочетание этих высказываний, т. е. включение онределенной группы клавиш дает слово, число, формулу, предложение. Используя технические обозначения, осуществляют схемное чтенне. Центральный блок кода ответов 5 и программные механизмы кода ответов обучаемых 8 вьшолнены в виде коммутационных барабанов со сменной нрограммой и предназначены для задания кода ответов. Наличие нрограммных механизмов в каждом блоке обучаемых расширяет недагогическне возможности устройства при работе в режимах группового и индивидуального обучения, так как обеспечивается задапне большого количества вариантов с различным НЛП одинаковым кодом ответа. Блок сравнения н коррекции ответов 10 (см. фиг. 2) состоит из 40 нар носледовательно соединенных в определенном норядке (как указано на чертел е) цепочки сонротнвлений, электромеханнческих реле с двумя нарами контактов а и б и контактных групп клавиатуры панелн ввода ответов обучаемого. Выход цепочки сонротнвлений подключеп к пороговому усилителю }}. Количество электромеханических реле н контактных групп клавиатуры соответствует количеству клавиш элементарных высказываний (40). Каждая пара сопротивлений ценочки вместе с контактными группами представляет собой элементарную ячейку памяти. Код ответа в виде сигналов с пульта преподавателя илн с одного нз блоков кода ответов поступает на электромеханические реле. В исходном положении, когда программа ответа не задана и ответ обучаемого не установлен, все сопротивления замкнуты: верхний ряд цепочки - контактами а контактных групп электромеханических реле, а нижний ряд ценочки контактами б контактных групп клавиатуры. Сопротивление цепочки будет равно пулю. Если программа ответа задапа, то срабатывают соответствующие электромеханические реле, при этом нор.мально замкнутые контакты а разомкнутся, а нормально разомкнутые контакты б замкнутся. В результате соответствующие верхние сопротивления расщунтируются, а будут закорочены. При таком полол ;ении сопротивление верхнего ряда ценочки будет равно сумме расшунтированных сонротивлений, и падение напрял енни на них будет нронорциопальпо количеству расшунтированных сопротивлений. Изменение нанрялсения на всей цепи верхнего ряда прн этом фиксируется вольтметром V,,. При ответе обучаемого нроисходит соответствующее переключение коптактпых групп клавиатуры. Если элементарные высказывания совпадают с заданным кодом, то расшунтнрованные сопротивления верхнего ряда закоротятся контактамн клавиш и с включением последней клавиши (при правильном ответе) все сопротивления будут закорочены. Падение напряжения на цепочке при этом будет равно нулю, сработает пороговый усилитель блока обучаемого и выдаст положительный сигнал на индикаторные регистрирующие и анализирующие устройства. В случае, если в ответе обучаемого хотя бы одно высказыванне будет отсутствовать или будет иметь место лишнее высказыванне, то, очевидно, будут разомкнуты соответствующие сонротивления верхией и нижней ценочки, в результате чего будет иметь место надеине напрял ення на них. По индикаторным вольтметрам V,, и Ул можно судить о числе ощибок обучаемого. Вольтметры устанавливаются на индикаторных панелях преподавателя и обучаемого. По ним преподаватель наблюдает за действиями обучаемых во время ответов, а обучаемый может использовать нх в качестве машинной подсказки при самообучении. Для исключения подбора ответа при работе в режиме груннового или индивидуального контроля индикаторные вольтметры пультов обучаемых отключаются от цепочек сонротнвлений нреподавателем с центрального пульта. Пороговые усилители 11 подключены к выходу блоков сравнения и коррекции ответов 10. С помощью имеющегося в усилителе нотенциометра осуществляется настройка норога срабатывания усилителя на определенное число допускаемых ошибок обучаемого, при котором оценка его ответов будет фиксироваться как положительная. Групповой анализатор ответов 6 состоит из последовательно соединенной цепочки сопротивлений RI (см. фиг. 3) по чнслу пультов обучаемых, тумблеров Г,-, контактных групп исполнительных устройств нороговых усилителей пультов обучаемых и норогового усилитея 11. Все сонротивлепия ценочки со своей группой тумблеров и контактов размещены в пультах обучаемых и могут закорачиваться
ответствующие рабочие места не заняты обучаемыми) или контакталти /С/ выходного реле пороговых усилителей // при правильных ответах обучаемых. С помощью потенциометра, имеющегося в пороговом усилителе U, регулируется пара срабатывания, для того чтобы установить его в соответствии с задаваемым допустимым процентом отрицательных оценок обучаемых, при котором вся группа учащихся может приступить к нзучепию нового материала. Сигнал от порогового усилителя поступает на блок выдачи учебной информации и на распорядительный автомат. Если занятия проводит не автомат, а преподаватель, то групповой анализатор выступает в качестве «советчика, так как сигналы с него подаются одновременно на индикаторную панель преподавателя.
И 1дикаторная панель преподавателя 7 име ет сигнальные лампочки индикации правильных ответов по числу блоков обучаемых, тумблеры отключения вольтметров пультов обзчаемых от цепочки сопротивлений, блоки сравнения ответов, тумблеры подключения вольтметров подслеживания к блокам обучаемых, два вольтметра подслеживання, которые дублируют показапия приборов и две сигнальные лампочки группового анализатора. Панель служит преподавателю для наблюдения за ходом качества ответов обучаемых и для выключения индикаторных вольтметров блоков обучаемых при работе в режиме группового индивидуального контроля.
Панель управления и индикации обучаемого 12 состоит из двух индикаторных вольтметров V,, и Кг , служащих для самоконтроля обучаемого, одной индикаторной лампочки «ответ верен, кнопки смены программы механизма 8, тумблера включения питания (он же размыкает сопротивление цепочки группового анализатора).
Регистр правильных ответов 4 состоит из светового табло с «замыкающими реле и с кнопкой сброса для записи оценок, полученных обучаемыми. Запись осуществляется с помощью устройства «опроса блоков обучаемых, выполнетптого па шаговых искателях.
Блок выдачи учебной ппформации /// состоит из автоматнзипоплппых (с дистанционным управлением) звукозаписывающих и проекционных аппаратов и служит для записи, сохранения и выдачи основной и разъяснительной учебной информации.
Головные телефоны 13 служат для проведения занятий при тихой аудитории и для получения контрольной информации обучаемыми в нескольких вариантах. Они исключают взаи.гныо помехи обучаемых.
К вспомогательным устройствам 15 относятся механизмы, обеспечивающие поднимание и опускания HiTOp и экрана, классной доски, открывание и закрывание дверей и форточек, высвечивание указательных табло и подачу сигналов начала и конца занятий.
иавливаются в исходное состоящее, одновременно проверяются и устанавливаются распорядительного автомата на текущее время. Включается рубильник питания устройства.
При автоматическом управленщ устройством по достижении задаппого распорядком для времени начала занятий часовой механизм запускает основной магнитофон распорядительного автолчата, который выдает команды Б блок выдачи учебной информации. По этим команда выдается необходимая звуковая и световая информация с магнитофона и кинопроектора. После пзложенпя очередного
учебного вопроса или раздела обучаемым выдается контрольная задача (задачи). Вся временная координация ведения занятия будет определяться командами, выделенными с магнитофоппой ленты, и командами, выработанными групповыл аналнзатором.
На фиг. 4 ноказаны три магнитофонные ленты, две из которых (/ и // - командная н основная) объединены и находятся на основном магнитофоне. Лента /// имеет на себе
разъяснительную информацию и находится иа отдельном (дополнительном) магнитофоне.
Положение метки А лент / и // соответствует началу занятия, положение метки Б - концу изложения основной учебной информации и началу выдачи контрольной задачи. В положении метки В всякая выдача информации нрекращается, при этом в дальпейщем, основной магнитофон (несущий ленты / и //) идет вхолостую и по существу лищь отсчитывает время на подготовку ответа и сам ответ. Командой Г запускается центральный программный механизм для выдачи кода ответа. Комапдой Д осуществляется остановка основного магнитофона и подается команда на запись результатов ответов обучаемых в регистр правильных ответов 4. По данным контроля групповой анализатор выдает команду на запуск дополнительного магнитофона, нмеющего разъяснительную информацию (лента ///) в
том случае, если отрицательных ответов поступило больше установленного процента. В противном случае, т. е. когда большинство ответов оказалось положительными, групповой анализатор выдаст команду на запуск
обоих магнитофонов и кинопроекционных устройств, при этом с основного магнитофона снимается новая учебная информация, а дополнительный магнитофон идет вхолостую до положения Е, после чего он будет подготовлен
для выдачи очередной разъяснительной информации по второму изучаемому вопросу. Проекционное сопровождение разъясняющего дополнительного магнитофона осуществляется отдельным днапроектором. В дальнейщем проЦесс управлепия элементами устройства повторяется. Взаимная блокировка остановки и запуска магнитофонов и проекционных устройств осуществляется по командам группового анализатора через распорядительный авПри работе в данном режиме возможен случай, когда часть информации или полностью может подаваться обучаемым через наушники головных телефонов, например с целью постановки перед обучаемыми различных индивидуальных вопросов. В этом случае дополнительные задания выдаются с программных механизмов блоков обучаемых, для чего на центральном программном механизме делается пропуск кода ответов.
При ручном управлении устройством выдача учебной информации и управление элементами комплекса осуществляется непосредственно с пульта преподавателем, а не с распорядительного автомата, который ставится при этом в начальное положение и отключается. При необходимости же преподаватель может выдать часть контрольной и учебной информации с помощью распорядительного автомата и блока выдачи учебной информации.
Устройство также позволяет каждому обучаемому работать по индивидуальной программе, при этом контрольные вопросы обучаемые получают непосредственно от преподавателя или выбирают из учебного пособия,
а коды правильных ответов выдаются с программных механизмов 8 блоков обучаемых. Элементы автоматического управления устройством при этом отключаются.
Предмет изобретения
1. Устройство для группового обучения, содержащее центральный логический блок с пультом преподавателя, пульты обучаемых,
коитрольное табло, блок выдачи учебной информации и блок выдачи команд, отличающееся тем, что, с целью расширения круга решаемых задач, оно содерл ит распределительный автомат с часовым программным механизмом,
групповой анализатор ответов, управляющий командоаппаратом, программный блок задания кодов ответов, а пульты обучаемых снабжены программными механизмами и блоками коррекции ответов.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем блок коррекции ответов содержит пороговый усилитель и последовательную цепочку сопротивлений, подключенных ко входной цепи порогового усилителя и шунтируемых
контактами клавиш ввода ответов.
Контактные кпаВиатуры
К1 /1 гЛ 1ЛК1
контактов гребенки программного
Ъ а
5ара5ана fue 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ и КОНТРОЛЯ | 1969 |
|
SU249105A1 |
Автоматизированный класс для обученияи КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU836650A1 |
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя | 1979 |
|
SU841018A1 |
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1973 |
|
SU449364A1 |
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМ ОБУЧЕНИЕМ | 1971 |
|
SU294165A1 |
Устройство для обучения | 1983 |
|
SU1273974A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1758658A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1742785A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU741310A1 |
Даты
1966-01-01—Публикация