Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в прецизионных поплавковых акселерометрах.
Недостатком известного способа является то, что он устраняет только среднюю величину тяжений в партии приборов, но не позволяет осуществлять компенсацию случайных отклонений от средней величины тяжений.
Известен также способ компенсации тяжений наложением моментов с помощью дополнительной магнитной системы, в котором установка требуемой величины момента компенсации производится механическим перемещением дополнительной магнитной системы относительно корпуса акселерометра.
Недостатком этого способа является отсутствие возможности регулировки акселерометра в загерметизованном состоянии, в котором наиболее точно (по сравнению с другими стадиями изготовления акселерометра) могут быть измерены параметры акселерометра, и, следовательно, с максимальной точностью может быть осуществлена компенсация тяжений.
Известен, кроме того, способ компенсации вредных моментов путем наложения момента с использованием магнитной системы датчика момента, в управляющую обмотку которого подается постоянный ток, величина которого подбирается такой, что развиваемый датчиком момент обеспечивает компенсацию вредного момента (Блюмин Г.Д. "Теория и конструкция гироскопических приборов и систем", стр.228).
Недостатками известного способа являются, во-первых, потребление электроэнергии узлом компенсации при работе прибора и, во-вторых, зависимость качества компенсации от стабильности источника тока.
Целью настоящего изобретения является повышение точности акселерометра путем компенсации вредных моментов акселерометра в загерметизированном состоянии без использования дополнительных источников питания в процессе его эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что к подвижной части акселерометра прикладывают дополнительный момент магнитной системой, состоящей, например, из двух постоянных магнитов, для чего после измерения вредного момента изменяют величину напряженности магнитного поля магнитов их перемагничиванием с помощью установленных на магнитах обмоток, в которые одновременно подают импульсы тока требуемой амплитуды и знака.
Способ уменьшения вредных моментов акселерометра может быть рассмотрен на примере маятникового акселерометра, схема которого приведена на фиг.1, где:
1 - герметичный корпус;
2 - подвижная часть;
3 - маятник;
4 - опоры подвижной части;
5 - датчик угла поворота подвижной части;
6 - датчик момента;
7 - усилитель обратной связи;
8 - магниты дополнительной магнитной системы;
9 - обмотки магнитов;
10 - элемент компенсации;
11 - регулировочные резисторы;
12 - источник импульсов тока.
Акселерометр содержит герметичный корпус (1), в котором на опорах (4) установлена подвижная часть (2) с маятником (3), датчик угла (5) и датчик момента (6) с включенным между ними усилителем обратной связи (7), дополнительную магнитную систему, состоящую из двух стержневых постоянных магнитов (8) с обмотками (9), размещенных на корпусе, и компенсационного элемента (10), установленного на подвижной части (2). Обмотки (9) через регулировочные сопротивления (11) подключены к источнику импульсов тока (12).
При действии ускорения со стороны маятника (3) на подвижную часть (2) акселерометра действует момент, вызывающий поворот подвижной части (2) относительно корпуса (1). При этом с датчика угла (5) через усилитель (7) подается сигнал в управляющую обмотку датчика момента (6), который прикладывает к подвижной части (2) момент, уравновешивающий воздействие маятника (3). Ток в управляющей обмотке датчика момента пропорционален действующему ускорению и является выходным сигналом акселерометра.
Наличие вредных моментов приводит к появлению ложного сигнала на выходе акселерометра и значительно снижает его точность.
Компенсация вредных моментов осуществляется дополнительной магнитной системой, состоящей из постоянных магнитов (8) и элемента компенсации (10), выполненного из магнитомягкого материала. Магнитное поле магнитов оказывает силовое воздействие на элемент компенсации, в результате чего к подвижной части прикладывается момент, компенсирующий вредный.
Величина и знак силового воздействия регулируется изменением характера магнитного поля в области элемента компенсации.
Известный способ компенсации заключается в механическом перемещении магнитов относительно элемента компенсации без изменения напряженности поля самих магнитов, в результате чего изменяется силовое воздействие магнитного поля магнитов на элемент.
Механическое перемещение исключает возможность регулировки вредных моментов в герметичных приборах, что значительно снижает точность компенсации.
Предлагаемый способ позволяет осуществить компенсацию вредного момента в рассматриваемой конструкции акселерометра следующим образом.
После измерения вредного момента на подвижной части акселерометра (обусловленного тяжениями токоподводов, магнитными тяжениями рамки датчика момента и т.д.) в соответствии с величиной и знаком вредного момента в обмотки (9) магнитов от источника (12) подаются электрические импульсы. Величина тока в каждой обмотке определяется величиной регулировочных сопротивлений (11). При уменьшении одного из сопротивлений амплитуда импульса тока в обмотке, последовательно соединенной с этим сопротивлением, увеличивается и наоборот. От величины тока в обмотке зависит степень намагниченности магнита. Чем больше амплитуда импульса тока в обмотке, тем выше напряженность магнитного поля магнита.
Т.о., при различных величинах регулировочных сопротивлений подача импульса от источника приводит к различной намагниченности магнитов системы компенсации, определенное различие напряженности магнитного поля магнитов обеспечивает требуемую величину момента компенсации без механического перемещения магнитов.
На фиг.2 представлена моментная характеристика Мк(α) компенсационного устройства с двумя параллельными стержневыми сердечниками из высокооэрцитивного сплава с одинаковыми силовыми характеристики. Координата α соответствует смещению элемента компенсации (при отклонении подвижной части акселерометра) относительно магнитов. Мк - величина компенсационного момента, приложенного к подвижной части за счет силового воздействия магнитов на элемент компенсации.
В том случае, если элемент компенсации находится на линии геометрической симметрии системы (α=0), он испытывает равные и противоположно направленные воздействия F1 и F2 со стороны магнитов, результирующая сила Fp равна нулю, т.е. Мк=0.
При изменении силовой характеристики одного из магнитов в результате перемагничивания на элемент компенсации действуют разные по величине силы, в результате Мк≠0 и направлен в сторону более сильного магнита.
Моментная характеристика компенсатора при изменении силовых характеристик одного из магнитов при неизменности свойств второго магнита представлена на фиг.3. Из фиг.3 видно, что
при М2=М1 (F2=F1) Мк=0
М2'>М1 (F2>F1) Мк>0
М2''<М1 (F2<F1) Мк<0
Т.о., при определенном соотношении регулировочных сопротивлений при подаче электрического импульса в обмотки обеспечивается (перемагничиванием) требуемое соотношение значений напряженности магнитного поля магнитов Н1 и Н2, которое позволяет получить соответствующую разность сил Fp=F2-F1, действующих на элемент компенсации, и тем самым наложить на подвижную систему акселерометра момент Мк, компенсирующий вредный. Величина вредного момента измеряется заранее. Зависимость отношения Н1 к Н2 от отношения находится экспериментально (для каждого типа акселерометра). Зависимость величины Мк от отношения Нк к Н2 также экспериментальным путем.
Общая зависимость Мк от , построенная, например, графически, позволяет по требуемой величине Мк (полученной в результате измерения вредного момента) определить соответствующее отношение и произвести перемагничивание. Если при этом не обеспечивается требуемая точность компенсации, плавным изменением одного из сопротивлений, последующим перемагничиванием магнитов импульсом тока и контрольным измерением вредного момента добиваются компенсации в пределах требуемых норм.
Одновременное перемагничивание магнитов (но в разной степени, т.е. разными по амплитуде импульсами) позволяет в процессе регулировки сохранять постоянной (в некоторых пределах) крутизну момента компенсации по углу поворота подвижной системы акселерометра, что исключает некоторые погрешности акселерометра, связанные с наличием статизма.
Предлагаемый способ может быть использован не только в рассматриваемой конструкции компенсационного акселерометра, но и в любой другой, содержащей дополнительную магнитную систему (для компенсации тяжений) с постоянными магнитами.
В рассмотренной конкретной конструкции с размерами магнитов дополнительной магнитной системы 1 мм×1 мм×10 мм, материалом магнитов - высокоэрцитивным сплавом ЮНДК-35-75, числом витков в обмотке - 100 и источником импульсов с амплитудой 300 В, предлагаемый способ обеспечивает компенсацию вредных моментов в пределах ±10-4 Гсм.
Использование предлагаемого способа обеспечивает по сравнению с известными способами следующие преимущества:
- исключает необходимость механического перемещения элементов конструкции,
- позволяет осуществлять регулировку герметизированных приборов,
- не требует электроэнергии для компенсации вредных моментов в процессе эксплуатации акселерометра, т.е. сокращает энергопотребление акселерометра и не создает дополнительных источников тепла.
Перечисленные факторы значительно повышают точность акселерометра в случае использования предлагаемого способа уменьшения вредных моментов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОПЛАВКОВЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1973 |
|
SU1839860A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ СМЕЩЕНИЯ НУЛЯ МАЯТНИКОВОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА | 1979 |
|
SU1839894A1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1985 |
|
SU1760861A1 |
Маятниковый компенсационный акселерометр | 1972 |
|
SU1839838A1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СИЛЫ | 2003 |
|
RU2242011C2 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1990 |
|
RU2063047C1 |
ОСЕВОЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ЦИФРОВОЙ АКСЕЛЕРОМЕТР С НЕКОНТАКТНЫМ ПОДВЕСОМ ИНЕРЦИОННОЙ МАССЫ | 1997 |
|
RU2128345C1 |
МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ГИРОСКОП | 2010 |
|
RU2485444C2 |
Акселерометр | 1980 |
|
SU901916A1 |
МИКРОСИСТЕМНЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2009 |
|
RU2450278C2 |
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в прецизионных поплавковых акселерометрах. Сущность: акселерометр содержит герметичный корпус 1, в котором на опорах 4 установлена подвижная часть 2 с маятником 3. Между датчиком угла 5 и датчиком момента 6 включен усилитель обратной связи 7. Дополнительная магнитная система состоит из двух стержневых постоянных магнитов 8 с обмотками 9, размещенных на корпусе. Компенсационный элемент 10 расположен на подвижной части 2. Обмотки 9 через регулировочные сопротивления 11 подключены к источнику импульсов тока 12. Технический результат: увеличение степени компенсации вредных моментов. 3 ил.
Маятниковый компенсационный акселерометр, содержащий подвижную часть с ферромагнитным элементом компенсации, дополнительную магнитную систему компенсации вредных моментов с двумя постоянными стержневыми магнитами, датчики угла, датчик момента и усилитель, отличающийся тем, что, с целью увеличения степени компенсации вредных моментов, он снабжен двумя обмотками, закрепленными на магнитах системы компенсации.
Авторы
Даты
2008-09-20—Публикация
1975-01-09—Подача