Изобретение относится к механизмам гидравлического управления передачами самоходных машин, где для переключения передач используются фрикционные муфты с гидравлическим приводом управления.
Известны механизмы гидравлического управления фрикционными элементами переключения передач самоходных машин, включающие золотник-распределитель, рычаг с фиксатором и рукоятку переключения.
Предлагаемое изобретение отличается от указанных тем, что, с целью безостановочного движения машины при переключении передач, рукоятка переключения соединена с направляюш,ей гребенкой, имеюш,ей фасонную дорожку, а маслопроводяш,ие окна золотникараспределителя выполнены с перекрытием.
Для замедления падения давления рабочей жидкости в фрикционах между ними и золотником установлены клапаны-замедлители.
На фиг. 1 изображен механизм управления в сборе; на фиг. 2 - золотник-распределитель с маслоподводяш,ими каналами; на фиг. 3 - гребенка с фасонной дорожкой; на фиг. 4 - клапан-замедлитель.
Золотник-распределитель имеет кольцевую проточку В и маслоподводящую канавку С. Для разгрузки золотника от радиального усилия, возникаюш,его под действием давления в канавке С, на нем предусмотрены две разгрузочные канавки Е, сообш.ающиеся с проточкой В.
Для выключения передач на золотнике предусмотрены два канала F, постоянно сообш.ающиеся со сливом системой отверстий D.
В нижней части золотник имеет фланец с лупками для фиксатора 6, а. и верхней части-шестерню, находяш,уюся в зацеплении с зубчатой рейкой 5.
Гильза имеет ряд маслоприемных каналов MI, Мг и т. д., количество которых соответствует количеству управляемых муфт, и маслоподБодящее отверстие. Гильза запрессовывается в корпус так, что прорези и отверстие совпадают с соответствующими каналами корпуса.
Расположение маслораспределительных каналов золотника и приемных каналов гильзы показаны на фиг. 2. Каналы расположены на равных расстояниях друг от друга.
Механический привод включает в себя рычаг управления, состоящий из двух частей - верхней 8 и нижней 9, соединенных шарниром 10, и профилированную гребенку 11.
ченным передачам, а также выступы N (см. фиг. 3).
Механизм работает следующим образом.
При любом положении рычага управления масло от насоса поступает в полость проточки В золотника 1, а из нее - в маслоподающую канавку С. В одном из основных положений механизма, соответствующем включенной передаче, центр маслоподающей канавки С совпадает с центром маслоприемного канала MI в гильзе 2 (см. фиг. 2). Масло из канавки С поступает в канал корпуса, соединенный с бустером муфты (или тормоза) соответствующей передачи. Рабочие кромки е и f сливных каналов F золотника открывают слив из бустеров смежных передач.
В положении (см. фнг. 3) I рычаг управления находится во впадине Т гребенки, соответствующей 1-ой передаче. При этом центр маслоподающей канавки С золотника совмещен с центром канала MI и через прорезь в гильзе масло поступает в бустер 1-ой передачи, муфта 1-ой передачи включена. Для перехода на 2-ую передачу водитель перемещает рычаг управления, который, двигаясь в прорези гребенки, перемещает зубчатую рейку 5. Рейка поворачивает золотник У (см. фиг. 1) и его маслоподающая канавка С сообщается с каналом М бустера муфты 2-ой передачи, а бустер муфты 1-ой передачи сообщается со сливом. При переключении рычаг управления должен обойти выступ N гребенки и затем занять основное положение, соответствующее включению 2-ой передачи. Такая профилировка гребенки обеспечивает задержку золотника в промежуточных положениях И и III, так как в этих положениях, прежде чем продолжать поворот золотника, рычаг переместиться на расстояние Н в поперечном направлении, поворачиваясь в шарнире 10.
Промел- уточное положение II, фиксируемое фиксатором 6 (см. фиг. 1) и гребенкой 11, соответствует повороту золотника на расстояние aibi-f-S от положения I по часовой стрелке (см. фиг. 2 и 3). В этом положении кромка с маслоподающей канавки С совмещена с кромкой ai, т. е. канал MI полностью сообщается с канавкой С. Канал Мг в этом положении перекрыт участком золотника, причем величина перекрывающего пояска b2f равна S (см. фиг. 3).
Промежуточное положение III, фиксируемое фиксатором 6 и гребенкой 11, соответствует повороту золотника на расстояние agba-fS от основного положения IV против часовой стрелки. В этом положении кромка d маслоподающей канавки С совмещена с кромкой Ь2 канала Мо, т. е. канал Мз полностьрэ сообщается с мас.топодающей канавкой С. Канал MI в этом положении перекрыт участком золотника се, причем величина перекрывающего пояска ai е равна S.
При переключении с 1-ой передачи на 2-ую рабочим промежуточным положением является положение III. В этом положении масло через канал М2 подается в бустер муфты 2-ой передачи, а в муфте 1-ой передачи масло замкнуто. Таким образом. III положение является положением перекрытия двух передач - выключаемой и включаемой. При дальнейшем движении рычага управления в положение IV, соответствующее 2-ой передаче, масло продолжает подаваться в бустер муфты 2-ой передачи через канавку С и канал
MS, а рабочая кромка f открывает слив из муфты 1-ой передачи через канал MI, т. е. 1-ая передача выключается.
При обратном нереключении со 2-ой передачи на 1-ую рабочим нромежуточным положением, при котором осуществляется перекрытие, является положение II.
При этом аналогично нредыдущему при перекрытии масло подается в канал MI, т. е. в бустер муфты 1-ой нередачи, а в бустере муфты 2-ой нередачи масло замкнуто.
Переключение со 2-ой передачи на 3-ю и т. д. производится аналогично изложенному.
Клапан-замедлитель включает в себя поршенек 12 и пружину 13. При включении фрикционной муфты в нее подается масло. Давление в маслонодводящей магистрали при этом возрастает. Когда давление достигнет некоторого значения PI, норшенек 12 начнет отжимать нружину 13.
При включении фрикционного элемента поршенек 12, передвигаясь под действием пружины 13, подает в гидродилиндр этого элемента определенный объем масла. Это обеспечивает замедление падения давления в фрикционе.
Таким образом обеспечивается безостановочное движение машины нри переключении передач.
Предмет изобретен и я
1.Механизм гидравлического управления фрикционными элементами передач самоходных машин, включающий золотник-раснределитель, рычаг с фиксатором и рукоятку переключения, отличающийся тем, что, с целью безостановочного движения машины при переключении передач, рукоятка переключения соединена с нанравляющей гребенкой, имеющей фасонную дорожку, а маслопроводящие
окна золотника-распределителя выполнены с перекрытием.
2.Механизм п. 1, отличающийся тем, что, с целью замедления падения давления рабочей жидкости в фрикционах, между ними и золотjn-iKOM установлены клапаны-замедлители.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1028535A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины | 1972 |
|
SU621600A1 |
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2132786C1 |
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU787201A2 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1982 |
|
SU1043045A1 |
Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины | 1988 |
|
SU1521619A1 |
Многоступенчатая коробка передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1400914A1 |
Даты
1966-01-01—Публикация