приемные отверстии --14, питающие через проточки вала соответствующие силовые цилиндры фрикционных элемеитов 15- 18. В основном маслораздающем сечении золотиика имеется также несколько пар дроссельных отверстий 19, соединенных с центральным сливным отверстием. В дополнительном сечении, параллельном осиопиому, в корпусе распределителя выполнены каналы 20 и 21, аналогичные каналам 11 и 14, а в золотнике - отверстия 22 и 23.
Давление создается насосами 24 и поддерживается на заданном уровне перепускпым клапаном 25.
Масло от насоса 24 через дроссель 7 поступает одновременно в исполнительный гидроаккумулятор бив кольцевую проточку золотника 8, а из нее - в маслораздающие пазы 9 и 10. Верхний паз 9 направляет масло в соответствующий силовой цилиндр фрикциоиного элемента через маслоприемное отверстие 12, кольцевую проточку и сверление вала. Одновременно по кольцевой проточке вала масло попадает в клапанный переключатель 4 и гидроаккумулятор 5. Таким образом, при Зстановившемся движении заряжены оба гидроаккумулятора.
При переключении золотника распределителя в положение смежной передачи маелораздающий паз 9 располагается напротив маслоприемного отверстия 11, а отверстие 12 выключаемой передачи соединяется одним из дроссельных отверстий 19 с центральным сливным каналом золотника.
Включениесилового цилиндра фрикционного элемента состоит из двух этапов: на первом происходит перемещение поршня и выбор зазоров между фрикционными дисками, на втором этапе, более коротком, создается давление для передачи крутящего момента.
В предлагаемом устройстве первый этап включения фрикциона обеспечивается в осиовиом за счет разрядки исполнительного гидроаккумулятора 6, так как питание от насоса задросселироваио (см. участок od на фиг. 6), причем этот этап заканчивается раньще, чем при прямом питании от цаеоса (без дросселя), благодаря более высокой мощности гидроаккумулятора. Давление в силовом цилиндре фрикционного элемента в точке d соответствует конечному давлению разрядки гидроаккумулятора клапана плавности. Дальнейщий плавный рост давления обеспечивается благодаря малой подаче масла через дроссель в силовой цилиндр фрикционного элемента и в параллельно соединенный с ним гидроаккумулятор клапана плавности, который медленно заряжается по линии dc.
Одновременно с описанным процессом нарастания давления в силовом цилиндре включаемого фрикционного элемента происходит падение давления в силовом цилиндре выключаемого фрикиио 1()гг) элемента. Давление падает сначала резко (участок аЬ) до величины, под,;ер;-1.::;аемой гидроаккумулятором 5, затем-плавно (участок be), благодаря разрядке последнего через одно из дроссельных отверстий золотиика на слив. Конечное давление разрядки гпдроаккумулятора 5 таково, что возможна некоторая пробуксовка фрикционного элемента.
В точке с давления в цилиндрах включаемого и выключаемого фрикционных элементов выравнивается. Вслед за этим клапанный пе 5еключатель 4 отсоединяет гидроаккумулятор 5 от силового цилиндра выключаемо1о фрикцио П10го элемента и подключает его к силовому цилиндру включаемого фрикционного элемента.
Дальнейший рост давления происходит еще более плавно (участок се), так как теперь уже два гидроаккум лятора 5 и 6 присоединены к силовому цилиндру включаемого фрикционного элемента, а зарядка их производится через дроссель. Таким образом создаются все условия для плавного нереключеиия на смежную передачу, и не только на при переключении через одну, две и более передач дроссельные отверстия золотника всегда обеспечивают медленную разрядку гидроаккум лятора 5 и, следовательно, безразрывность потока мощности, а исполнительный гидроаккумулятор 6 в сочетании с дросселем 7 обеспечивает плавное нарастание давления в силовом цилиидре включаемого фрикционного элемента.
В нейтрали золотник распределителя устанавливается в такое положение, когда маслоприемные каналы всех передач соединяются дроссельными отверстиями золотника со сливом (см. фиг. 2). Быстрая разрядка гидроаккумулятора 5 и опорожнение гидроцилиндра передачи, смежной с нейтралью, происходит (см. фиг. 6, кривая flm) через отверстие 20 корпуса, параллельное отверстию И, и отверстие 22 золотника, которые имеют большое проходпое сечеиие. Если за пейтральпым положением золотника имеются положения, включающие реверсивные передачи, то слив из,цилиндра первой передачи заднего хода производится через отверстия 23 и 21.
Таким образом, в нейтрали гидроаккумулятор 5 разряжен, а исполнительный гидроаккумулятор 6 заряжен, так как в линии нагнетания сохраняется рабочее давление. Для включений первой передачи заднего хода золотник переводится в полол ецие, при котором против маслоприемного отверстия 14 устанавливается маслораздающий паз 10. Первый этап включения фрикционного элемента осуществляет исполнительиый гидроаккумулятор 6. Одиако в связи с тем, что гидроаккумулятор 5 был разряжен в нейтрали, клапанный переключатель немедленно присоединяет его к магистрали силового цилиндра включаемого фрикционного элемента. Поэтому второй этап включения (см. фиг. 6, линия pqz) происходит еще плавнее, чем цри переключении передач. Таким образом, вслед за быстрым выключением передачи и разрывом потока мощности, необходимым для остановки мащины в нейтрали, создаются все условия для ее последующего плавного трогания.
Формула изобретения
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной мащины, содержащее насос, золотниковый распределитель, силовые цилиндры фрикционных элементов, включенный в соединяющий их трубопровод клапанный переключатель с гидроаккумулятором, и исполнительный гидроаккумулятор с дросселем, отличающеес я тем, что, с целью обеспечения плавного переключения передач без разрыва потока мощности и плавного реверсирования, исполнительный гидроаккумулятор с дросселем установлены между насосом и распределителем, а золотник распределителя размещен в корпусе, установленном на валу коробки передач, и выполнен с расположенными симметрично радиальными дроссельными сливными отверстиями и двумя диаметрально противоположными маслораздающими пазами, обеспечивающими питание соответственно гидроцилиндров передних и задних передач.
/7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства | 1976 |
|
SU697361A1 |
Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства | 1974 |
|
SU602399A1 |
Устройство для управления фрикционными муфтами и тормозом ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1975 |
|
SU600002A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1065257A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯУПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХКОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН | 1971 |
|
SU418356A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН | 1972 |
|
SU347219A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1973 |
|
SU526535A1 |
Авторы
Даты
1978-08-30—Публикация
1972-04-17—Подача