СПОСОБ УПРАВЛЕНР1Я ИНЕРЦИОННЫМ ОБЪЕКТОМ ПРИ ОГРАНИЧЕННОМ УПРАВЛЯЮЩЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ Советский патент 1967 года по МПК G05B11/06 

Описание патента на изобретение SU196153A1

Известны способы управления инерционным объектом при ограниченном управляющем сиг1нале, основанные на введении в закон управления производных сигнала ошибки, а также на определенной последовательности изменений полярности управляющего сигнала U.

Предложенный способ отличается от известных тем, что сравнивают знаки сигнала ошибки и ее производной, а также абсолютную величину текущего значения производной с абсолютной величиной ее допустимого значения и при совпадении знаков сигнала ошибки и ее производной и одновременном превышении производной ее допустимого значения подают на вход объекта параллельно основному сигналу управления дополнительный форсирующий сигнал. Величину форсирующего сигнала поддерживают постоянной независимо от дальнейшего изменения производной, а отключают его при снижении абсолютной величины ошибки рассогласования до заранее установленного значения.

Предлагаемый способ поясняется чертежом.

В реальных системах управления как задающее Хз , гак и возмущающее Z воздействия в основных режимах работы имеют достаточно плавный характер и только в отдельные сравнительно редкие моменты изменяются с относительной большой скоростью на ограниченном интервале времени. В связи с этим в управляющем устройстве предусмотрены два независимых канала: основной,

функционирующий при нормальном протекании процесса, и дополнительный, по которому в опасные (в смысле возможности появления больших динамических ошибок) моменты времени будет поступать дополнительный

форсирующий сигнал. Такое разделение каналов повышает надежность системы, так как п случае выхода нз строя более сложного канала дополнительной форсировки система сохранит работоспособность по основному каналу, хотя и с большими динамическими ошибками.

Чтобы не допустить появления больших динамических ошибок, управляющее устройство должно выполнять две взаимосвязанные функции;

а)прогнозировать поведение системы с целью возможно раннего выявления опасных моментов;

б)обеспечивать необходимую последовательность включения и выключения дополнительного форсирующего сигнала вф , подаваемого на вход исполнительного органа (например, усилителя мощности) и переводящего его в режим насыщения, что создает макснмально возможац орсирование переходного процесса в сис-теж

г-г

При этом запас форси |ф и, определяемый по перёДат:ОЧной Л 1ктёрйстике исполнительного oprajj iBi eTHOufeHHe максимального значения ,„ aipЛДЛя|oщeгp воздействия к его наибольшему значению Ид в установившемся режиме, обычно ограничивается энергетическими соображениями.

В случае управления объектами, характеризующимися требованием минимальной динамической (мгновенной) ошибки, при ограниченных ресурсах управления (насьщении исполнительного органа), простое введение дополнительных сигналов по производным от ошибки (а также и от задаюш,его или возмущающего воздействия) не дает желаемого эффекта, так как дополнительный форсирующий сигнал в виде кратковременного импульса большой высоты «срезан и практически не оказывает влияния на переходный процесс в системе.

По предлагаемому способу включение дополнительного форсирующего ситала соответствующего знака происходит в момент, когда при совпадении знаков ощибки s и

ds

(что свидескорости ее изменения е

dt

тельствует о нарастании, а не убывании 1е1)

величина lei превысит такое пороговое допустимое (критическое) значение г., выше которого действие одного основного контура системы оказывается недостаточным (т. е. динамическая ощибка е может превзойти допустимое значение). После этого сигнал s отключается, а бф остается до тех пор, пока абсолютная величина ошибки 1е1 не уменьшится до некоторого достаточно малого значения 8-. После этого е отключается, и система возвращается в нормальный (не форсированный) режим работы по основному контуру.

Величины параметров настройки и 8 подбираются экспериментально при отладке системы управления или при ее моделировании. В качестве первого приближения (исходного для дальнейшей настройки) можно принять а (где а - предельное значение

скорости изменения линейного задающего воздействия Х at), выще которого ощибка системы управления по основному контуру превосходит допустимую. Значение е ограничивается снизу допустимой амплитудои автоколебаний, которые могут иметь место в системе в моменты включения канала дополнительной форсировки при слишком малой величине .

Предмет изобретения

Способ управления инерционным объектом при ограниченном управляющем воздействии, основанный на измерении ощибки рассогласования и ее первой производной, отличающийся тем, что, с целью уменьшения мгновенной динамической ошибки и повышения надежности управления, сравнивают знаки сигнала ошибки и ее производной, а также

абсолютную величину текущего значения производной с абсолютной величиной ее допустимого значения и при совпадении знаков сигнала ощибки и ее производной и одновременном превыщении производной ее допустимого значения подают на вход объекта параллельно основному сигналу управления дополнительный форсирующий сигнал, причем поддерживают величину форсирующего сигнала постоянной независимо от дальнейщего

изменения производной и отключают форсирующий сигиал при снижении абсолютной величины ошибки рассогласования до заранее установленного значения.

Похожие патенты SU196153A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 1972
SU334551A1
РЕГУЛЯТОР ДЛЯ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 1973
  • Витель Н. М. Треть Ков, Н. М. Треть Кова, В. Г. Валеев, Р. Е. Рогулин А. С. Степанов Воркутинский Филиал Ордена Ленина Ордена Трудового Красного Знамени Горного Института Г. В. Плеханова
SU370584A1
Устройство для автоматического управления инерционным объектом при ограниченном управляющем воздействии 1982
  • Карпов Владимир Николаевич
  • Липатов Владимир Михайлович
  • Половинчук Николай Яковлевич
SU1084729A1
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО 1967
SU196154A1
Способ регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1983
  • Горбунов Олег Андреевич
  • Ковалевский Евгений Сергеевич
  • Колосов Борис Петрович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Харитонов Владимир Иванович
SU1149045A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1971
SU320805A1
Устройство для управления инерционным объектом 1975
  • Шеваль Валерий Владимирович
  • Дорохов Евгений Иванович
  • Иванов Николай Алексеевич
  • Исаков Сергей Алексеевич
  • Ломакин Виктор Назарович
  • Некрасов Илья Петрович
  • Миронов Евгений Петрович
SU519683A1
Способ подачи форсированных расходов воды в участок канала 1987
  • Юрасов Александр Сергеевич
  • Видюков Виктор Кузьмич
SU1604912A1
СПОСОЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ, ОПИСЫВАЕМЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ УРАВНЕНИЯМИп-ого ПОРЯДКА 1969
SU239405A1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1973
  • Авторы Изобретени
SU377102A1

Иллюстрации к изобретению SU 196 153 A1

Реферат патента 1967 года СПОСОБ УПРАВЛЕНР1Я ИНЕРЦИОННЫМ ОБЪЕКТОМ ПРИ ОГРАНИЧЕННОМ УПРАВЛЯЮЩЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Формула изобретения SU 196 153 A1

SU 196 153 A1

Авторы

В. Г. Чуич

Даты

1967-01-01Публикация