ТУРБОВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Советский патент 1968 года по МПК B64D13/06 F04D29/06 

Описание патента на изобретение SU211336A1

Известны турбовентиляторы, состоящие из :корпуса, в котором на двух шарикоподшипниках расположен вал с колесами вентилятора и турбины, масляных картеров и пневматического генератора колебаний. Подача масла к подшипникам в указанных устройствах осуш,ествляется поршневым, сильфонным или мембранным насосом под действием переменного давления рабочей среды (например, воздуха или масла), подаваемого в одну из полостей насоса. Однако подобные устройства смазки отличаются малой надежностью, что объясняется недостаточной надежностью работы разделительных элементов: сильфонов, мембран и поршней.

В описываемом турбохолодильнике в его герметизированном масляном картере установлены заборная трубка, подаюш;ая масло к подшипникам, и сливная труба, в выходном отверстии которой (находяш,емся под уровнем масла) вмонтирован подпружиненный клапан, закрываемый при надуве масляного картера, при этом заборная трубка соединена с каналами, выполненными в корпусе и распорной трубке.

На фиг. 1 изображен обш,ий вид предлагаемого турбовентилятора; на фиг. 2 - то же, разрез по А-А, на фиг. 1.

ка 3, диска 4 осевой турбины и крыльчатки 5 центробежного вентилятора. Рабочий воздух к турбине подводится через сопловую коробку с сопловым направляюш,им аппаратом 7. Наружное кольцо правого подшипника (со стороны турбины) наглухо прижимается крышкой 8 к распорной втулке 9. упирающейся в упорное кольцо 10, а наружное кольцо левого подшипника (со стороны крыльчатки 5) отжимается пружиной 11, тем самым выбирается осевой люфт ротора. Втулки 11 с поршневыми кольцами предотвраш,ают выброс смазочного масла из полости подшипников, а суфлер 13 сообщает полость подшипников с атмосферой.

Система смазки турбохолодильника имеет пневматический генератор В колебаний, с по-мощью которого в герметичном масляном картере С, отлитом заодно с корпусом / турбины, во время работы агрегата периодически создается повышенное давление (пульсирующее давление), заборную трубку 14 по которой масло из картера С по каналам в корпусе / и втулке 9 подается к подшипникам, сливную трубку 15, на конце которой под уровнем масла расположен клапан 16, опирающийся на опорную гайку /7 и отжимаемый пружиной 18. В боковой поверхности гайки П профрезерованы окна.

Пневматический генератор колебаний В состоит из двух мембран 19 и 20, соединенных общим жестким центром 21, на котором приклеены клапаны 22 и 23. Площадь нижней мембраны 20 больше, чем площадь верхней. Полость а меладу мембранами 19 и 20 соединена трубкой 24 и каналом 25 с входным патрубком турбины, а через канал 26 - с полостью картера С. Кроме того, полость а каналом 27, в котором установлен дроссель 28, представляющий собой длинную трубку малого сечения, соединена с полостью б под мембраной 20, а через канал 29 - с атмосферой. Полость в над мембраной 19 также соединена с атмосферой. Пружина 30 служит для фиксации исходного положения мембран, которые при этом (фиг. 2) отжаты пружиной 30 вниз. Полость а сообщается с входным патрубком турбины, а канал 29 перекрыт клапаном 22.

Работа системы смазки происходит следующим образам.

Одновременно с подачей рабочего воздуха во входной патрубок турбины давление воздуха по трубке 24 и каналу 25 передается в полость а, откуда - в картер с по каналу 26. Под действием повыщенного давления в картере (по сравнению с давлением в полости подщипников) клапан 16 закрывается, плотно прижимаясь к седлу, и масло под действием давления воздуха через заборную трубку 14, канал 31 в корпусе 1 и каналы 32 33 в распорной втулке 9 поступает непосредственно к подщипникам для смазки.

В пневматическом генераторе колебаний при этом происходят следующие процессы. Поскольку площадь мембраны 20 больще, чем площадь мембраны 19, то под действием давления воздуха мембраны остаются в крайнем нижнем положении до тех пор, пока давление в полости б не приблизится к давлению в полости а. Эго произойдет через определенный промежуток времени, необходимый для того, чтобы воздух из полости а через дроссель 28 просочился в полость б. Как только давление в полости б достигнет определенной величины и превысит ее, жесткий центр с мембранами нереместится вверх, клапан 22 откроет сброс воздуха в атмосферу через канал 29, а клапан 23 перекроет доступ воздуха в полость а из канала 25. Сообщение полости а с атмосферой приводит к тому что и в масляном картере с устанавливается атмосферное давление, т. е. давления в полости подщипников и в маслобаке сравняются и клапан 16 откроется. Масло, которое поступило

перед этим на смазку подщипников, стечет обратно в картер через сливные каналы к и сливную трубу 15.

Мембраны будут находиться в крайнем верхнем положении до тех пор, пока воздух из

полости б не стравится через дроссель 28 в атмосферу, после чего давления под и над мембраной 20 сравняются и под действием 30 мембраны придут в первоначальное, крайнее нижнее положение. Весь цикл

вновь повторяется до тех пор, пока на турбину продолжает поступать приводной воздух. Периодичность пульсации давления в масляном картере можно регулировать длиной дросселя 28 и его диаметром.

гг

Предмет изобретения

Турбовентилятор для систем кондиционирования воздуха летательных аппаратов, состоящий из корпуса с распорной втулкой, в

котором на двух шарикоподшипниках расположен вал с колесами вентилятора и турбины, а также масляного картера, отлитого заодно с корпусом, и пневматического генератора колебаний, соединенного с входным патрубком и выполненного, например, в виде двухмембранного реле, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной работы подщипников на любых режимах независимо от их диаметра, в его масляном картере установлены заборная трубка, подающая масло к подшипникам, и сливная труба, в выходном отверстии которой (находящемся под уровнем масла) вмонтирован подпружиненный клапан, закрываемый при наддуве масляного

картера, при этом заборная трубка соединена с канала ми, выполненными в корпусе и распорной втулке.

Похожие патенты SU211336A1

название год авторы номер документа
ТУРБОВЕНТЙЛЯТОР ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1969
SU252092A1
ТУРБОВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1967
SU205599A1
ТУРБОАГРЕГАТ ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1967
SU201048A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАЗРЕЖЕНИЯ В КАРТЕРЕ ТУРБОХОЛОДИЛЬНИКА 1970
  • Г. О. Антохин, М. В. Адлер, Э. М. Борисовец, М. Медведев
  • Г. И. Соколов
SU418687A1
Турбохолодильник 1975
  • Калинин Вячеслав Николаевич
  • Куликов Владимир Александрович
  • Серебряков Георгий Петрович
SU557239A1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК 1969
SU236492A1
Турбовентилятор для систем кондиционирования воздуха на летательных аппаратах 1968
  • Калишин Н.А.
  • Климов Л.Я.
  • Серебряков Г.П.
  • Хомутов Г.В.
  • Шильман А.Х.
SU275758A1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК 1970
  • Н. М. Федосеев, Г. И. Соколов, Ю. И. Блохин, И. Е. Фрлой Г. В. Морозов, Е. П. Чуриков, В. Г. Баранов, Н. В. Бйра Юсл
  • В. П. Грайфер
SU264410A1
Система смазки подшипников турбохолодильника 1982
  • Серебряков Георгий Петрович
  • Френк Муня Цалевич
  • Хомутов Глеб Васильевич
SU1078215A1
ТУРБОКОМПРЕССОР-ДЕТАНДЕР 2006
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Скуфинский Александр Иванович
  • Бучик Василий Николаевич
RU2303142C1

Иллюстрации к изобретению SU 211 336 A1

Реферат патента 1968 года ТУРБОВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Формула изобретения SU 211 336 A1

SU 211 336 A1

Авторы

В. Ф. Наумченко, Г. П. Серебр Ков, Г. В. Хомутов А. Шильман

Даты

1968-01-01Публикация