Известно устройство для нарезания калиброванных канавок на криволинейной поверхности, содержащее инструментальную головку и зубчатый привод ее перемеш,ения. В качестве инструмента используется фреза.
Однако устройство не позволяет нарезать канавки на боковой поверхности зубьев зубчатых колес.
Предложенное устройство отличается от известного тем, что инструмент выполнен в виде алмазного трехгранного резца, закреплецного на плоской пружине, смонтированной в корпусе инструментальной головки. Головка установлена на каретке, связанной с двумя зубчато-реечными приводами ее неремещения вдоль зуба и по его высоте. Корпус устройства снабжен приспособлением для его закрепления на обрабатываемом колесе.
Это отличие полезно, так как оно позволяет нарезать канавки вдоль зуба зубчатых колес и по его высоте, что обеспечивает контроль износа зубьев.
На фиг. 1 изображена схема предложенного устройства и его расположение на испытуемом зубчатом колесе; на фиг. 2 - устройство в рабочем положении.
Держатель 1 при помощи жесткой планки 2 и винта 5 крепится к наружному ободу зубчатого колеса и центрируется ио установительному упору по соседству с зубом. Координатное
устройство 4 держателя 1 позволяет установить инструментальную головку по зубу как на прямозубой, так и косозубой шестерне, а также производить разворот инструментальной головки в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Резцовая головка содержит алмазный трехгранный резец 5, укрепленный в резцедержавке 6, помещенной на одном конце плоской пружины 7, другой конец которой жестко смонтирован в корпусе 8 держателя резца 5. Изменение жесткости пружины 7 в зависимости от твердости материала испытываемой шестерни и вылет резца 5 относительно места его закрепления регулируются винтом 9. Винт перемещают по отверстиям 10 корпуса 8, расположенного на каретке 11, где закреплены левая 12 и правая 13 рейки, необходимые для перестановки корпуса 8 при вырезании канавок на
зубе шестерни.
Вырезание и калибрование поперечной канавки осуществляется путем многократного перемещения в обе стороны резца 5 с корпусом 8 по левому реечному зацеплению 12 при
помощи маховичка 14, связанного с трибкой 15 или при помощи шестеренной передачи 16, также связанной с трибкой 15.
резцом 5 и корпусом 8 по реечному зацеплению 17, укрепленному на нижней поверхности каретки 11. Перемещение осуществляется ключом при вращении трибки 15.
При вырезании канавки но профилю зуба стопорится каретка 11, а при вырезании канавки вдоль зуба стопорится корпус 8 держателя резца 5.
Глубина канавки должна быть порядка 20-25 л/к. Измерение глубины канавок производится с помошью двойного микроскопа Линника (МИС-11) непосредственно на зубе или, что более удобно, на оттисках, снятых с поверхности зуба при помощи быстротвердеющей пластмассы стиракрил.
По разнице глубины канавок в одних и тех же местах до и после работы зубчатого колеса определяют величину местного износа, а по ряду таких измерений может быть построена
эпюра распределения износа по поверхности каждого исследованного зуба.
Предмет изобретения
Устройство для нарезания калиброванных канавок на боковой поверхности зубьев зубчатых колес, содержащее инструментальную головку и зубчатый привод ее перемещения, отличающееся тем, что, с целью нарезания канавок вдоль зуба и но его высоте, инструмент выполнен в виде алмазного трехгранного резца, закрепленного на плоской пружине,- смонтированной в корпусе инструментальной головки, которая установлена на каретке, связанной с двумя зубчато-реечными приводами ее перемещения вдоль зуба и по его высоте, а корпус устройства снабжен приспособлением для его закрепления на обрабатываемом колесе.
Риг 2
Даты
1969-01-01—Публикация