СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Советский патент 1969 года по МПК G05B5/01 

Описание патента на изобретение SU247380A1

Изаесткы способы коррекции следящих систем с помощью временного устройства, которое включается в моменты согласования по сигналу ошибки, уменьпш.я скорость двигателя на все время пере.ходного процесса.

Предложенный способ отличается от известны.х тем, что непрерывно сравнивают сигналы входного и выходного воздействий в замкнутой системе, размыкают систему при равенстве этих воздействий и периодически замыкаюг систему при иревышении выходного воздействия над входным. Такой способ коррекции замкнутых систем позволяет повысить качество переходного процесса при отработке входных воздействий.

Структурная схема следящей системы, реализующей данный способ, изображена на чертеже. Под цифрой / обозначено логическое сравнивающее устройство, 2 - непрерывный управляющий фильтр, 3 - диодная ячейка, которая совместно с потенциометрическим делителем напряжения 4 и инвертором 5 образует фиксирующее устройство (нелинейный элемент с переменной зоной нечувсгвигельности), о - объект регулирования и часть регулятора. Логическое сравнивающее устройство выполняет следующие функции:

б)пропускает сигнал ошибки АА; на вход последующего звена при появлении задающего воздействия;

в)не пропускает сигнала ошибки с момента, когда выходная координата достигает определенной величины по отношению к входному сигналу;

г)пропускает сигнал оншбки на вход последующего звена в случае превышения выходной

координаты над задающим воздействием.

Таким образом логическое устройство выполняег в следящей системе операции сравнения и условного перехода в соответствии с временным состоянием входной и выходной координат.

Для пояснения нрината работы следящей системы предположим, что на ее вход в какойто момент времени подается ступенчатый сигнал XBX положительной полярности. Этот сигнал наиболее часто используется в практике при настройке автоматических систем, так как только при нем представляется возможность дать качественную картину процессов, происходящих в рассматриваемой системе. Входной

ступенчатый сигнал нройдет на вход управляющего фильтра RC. В начальный момент емкость С как бы замкнута накоротко, и цепь не дает ослабления. С выхода фильтра снимается весь приложенный к его входу сигнал. Однако

литель мощности ке весь управляющий сигнал, а только ту его часть, величина которой определяется щириной зоны нечувствительности нелинейного элемента. В силу больиюго коэффициента усиления регулятора исполнительный двигатель начнет быстро отрабатывать поступающий сигнал. По мере заряда емкости С напряжение на выходе фильтра падает, и скорость отработки несколько снижается. Одновременно происходи; уменьшение сигнала ошибки из-за роста выходной величины. При равенстве напряжения ошибки и напряжения на конденсаторе диодный ключ перестает проводить. В этот момент напряжение на выходе фильтра равно нулю, ироисходит размыкание системы, и она переходит в другой режим работы.

Продолжительность первого этапа (система управления замкнута) определяется, с одной стороны, постоянными времени объекта регулирования и части .регулятора, объединенных на структурной схеме в виде звена 6, с другой - постоянной времени заряда конденсатора С и шириной зоны нечувствительности нелинейного элемента. На втором этапе происходит динамическое торможение исполнительного двигателя и разряд-конденсатора. Действительно, Б конце первого этапа, когда выходная координата достигает определенной величины но отношению к входному воздействию, при питании двигателя от усилителя мощности цепь якоря не разрывается, а обращается в нуль только напряжение с усилителя, в силу чего электродинамическое тормол ;ение обеспечено.

Постоянная времени разряда конденсатора выбирается в несколько раз больше электромеханической постоянной времени исполнительного двигателя, поэтому диодный ключ, к аноду которого приложено напряжение ошибки, а к катоду - напряжение конденсатора, на протяжении второго этапа остается запертым, и система испытывает динамическое торможение, в конце которого происходит остановка, если только не имеет место перерегулирование. Приближаясь к положению согласования, система мол;ет испытать некоторый, действующий в направлении движения, импульс, когда напряжение на конденсаторе надает ниже напряжения ошибки, при условии,

если величина сигнала, возникающего при этом на выходе фильтра, превыщает щирину зоны нечувствительности нелинейного элемента. Когда выходная координата превысит значение ступенчатого входного сигнала, срабатывает второй диодный ключ, и на исполнительный двигатель подается управляющий сигнал, противоположный по знаку. Однако это не приводит к появлению значительных перерегулирований и возможности новых рассогласований, так как величина этого сигнала ограничивается диодной фиксирующей ячейкой, т. е. г.роявляегся демпфирующее действие зоны нечувствительности нелинейного элемента, и система управления с незначительным перерегулированием достаточно быстро отрабатывает входной сигнал.

При подаче на вход системы сигнала в виде линейной функции времени выходная координата на начальной стадии соверщает.движение, подобное скользящему режиму, что благоприятно сказывается на качестве переходного процесса. При достижении установившегося режима ошибка слежения сводится к минимуму за счет высокого коэффициента усаления регулятора, больщая величина которого не приводит к потере системой ее устойчивости.

Предмет изобретения

Способ коррекции замкнутых систем автоматического управления, отличающийся тем, что, с целью повышения качества переходного процесса при отработке входных воздействий, непрерывно сравнивают сигналы входного и выходного воздействий в замкнутой системе, размыкают систему при равенстве этих воздействий и периодически замыкают систему при превышении выходного воздействия над входным.

Похожие патенты SU247380A1

название год авторы номер документа
СЛЕДЯЩАЯ ЛОКАЦИОННО-ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2006
  • Рыбас Александр Леонидович
  • Жуков Александр Викторович
  • Александров Евгений Васильевич
  • Бессонов Анатолий Николаевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Байбаков Владимир Николаевич
  • Пазушко Сергей Леванович
  • Стародубцев Виктор Алексеевич
  • Залукаев Вячеслав Павлович
  • Беляев Александр Андреевич
RU2325671C1
Следящая система 1979
  • Курцман Борис Ефимович
  • Лебедев Валерий Дмитриевич
  • Питенина Елена Михайловна
  • Шаров Сергей Николаевич
SU840798A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2008
  • Рыбас Александр Леонидович
  • Жуков Александр Викторович
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Бессонов Анатолий Николаевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Байбаков Владимир Николаевич
  • Пазушко Сергей Леванович
  • Залукаев Вячеслав Павлович
  • Герасичев Олег Владимирович
  • Рындин Александр Сергеевич
RU2389041C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АСТАТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 1996
  • Скобелев М.М.
  • Челышев В.А.
  • Малютин В.В.
RU2103714C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
RU2154295C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА 2001
  • Степаничев И.В.
  • Фимушкин В.С.
  • Гусев А.В.
  • Тошнов Ф.Ф.
  • Зорькин А.Н.
RU2218549C2
СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА 1978
  • Беляев Николай Илларионович
  • Верешкин Александр Петрович
  • Фадеев Борис Евгеньевич
SU1840029A1
Следящая система позиционирования 1981
  • Баранов Леонид Васильевич
  • Елецкий Николай Иванович
  • Иванова Маргарита Васильевна
SU962842A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Тарарыкин Сергей Вячеславович
  • Копылова Лариса Геннадьевна
  • Терехов Анатолий Иванович
RU2414048C1
Следящая система 1990
  • Гостев Владимир Иванович
  • Оноприенко Виктор Васильевич
  • Поливанов Виктор Иванович
  • Поречный Владимир Никитич
SU1829024A1

Иллюстрации к изобретению SU 247 380 A1

Реферат патента 1969 года СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Формула изобретения SU 247 380 A1

SU 247 380 A1

Даты

1969-01-01Публикация