Изобретение относится к области электриче ского моделирования и может быть применено в авиационных тренажерах для воспроизведения характеристик турбовинтовых авиадвигателей как на аналоговых, так и на цифровых вычислительных машинах.
Известные устройства подобного типа содержат блоки запуска, флюгироваиия винта, тяги, мгновенного расхода топлива, скорости вращения ротора турбокомпрессора и винта, преобразования условий полета и датчик режима работы авиадвигателя. Каждый из блоков устройства представляет собой набор элементов и узлов вычислительной техники. В существующих отечественных и зарубежных устройствах для моделирования турбовинтового двигателя сравниваются крутящие моменты двигателя и винта для определения скорости вращения ротора турбокомпрессора и тяги двигателя. Для этого необходимо воспроизводить работу регулятора двигатель - винт путем рещения угла установки лопасти винта и относительной поступи винта, значения которых на приборы контроля не выдаются. Сложные соотношения моментов и тяги в зависимости от угла установки лопасти, относительной поступи винта, высоты и скорости полета требуют наличия в устройстве сложных блоков нелинейности и перемножения. Точность моделирования двигателя сильно зависит от точности воспроизведения и скорости изменения моделируемых параметров регулятора. Например, для воспроизведения тяги, скорости вращения ротора турбокомпрессора
с точностью до 1 % необходимо выполнять отдельные функциональные зависимости с точностью 0,2%.
Кроме этого, возникают трудности по обеспечению устойчивости замкнутой динамиче
ской системы, при этом, как следствие, возникают недопустимые забросы оборотов и тяги, в результате чего обучающемуся на тренажере могут быть привиты ложные навыки по управлению авиадвигателем.
Из вышесказанного следует, что известные устройства сложны, а моделирование параметров в них с достаточной точностью затруднительно. Предлагаемое устройство конструктивно
проще и позволяет повысить точность моделирования.
Достигается это тем, что в нем работа регулятора не воспроизводится (угол установки лопасти винта и его относительная поступь не
решаются), а моделирование основных параметров тяги и скорости вращения ротора турбокомпрессора осуществляется в функции положения рычага управления двигателем, высоты и скорости моделируемого полета. На
боты авиадвигателя соединен с выходом блоков тяги и скорости вращения ротора турбокомпрессора.
Упрощение устройства и повышение точности МчОделировання достигается за счет того, что в нем нет сложных блоков нелинейности и перемножения. Каждый из блоков тяги и скорости вращения ротора турбокомпрессора выполняет операции суммирования входных сигналов, снимаемых с выхода блока преобразования условий полета и с выхода датчика режима работы авиадвигателя.
Блок-схема предлагаемого устройства для моделирования турбовинтового двигателя со свободной турбиной, в котором турбокомпрессор соединен с винтом через редуктор, показана на чертеже.
Рычаг 1 управления двигателем, расположенный в кабине летчика, механически связан с датчиком 2 режима работы авиадвигателя, управляющий сигнал с которого поступает на вход блока 3 мгновенного расхода топлива (как и в известных устройствах), а также на вход блока 4 скорости вращения ротора турбокомпрессора и блока тяги 5. На вход этих же блоков поступает сигнал с выхода блока 6 преобразований условий полета. Сигнал с выхода блока 7 запуска поступает на вход блока 8 скорости вращения винта и одновременно на вход блока 4. Вход блока 8 соединен также с выходом блока 9 флюгирования винта. Сигналы с выходов блоков 3, 4 к 8 контролируются указателями 10, расположенными в кабине летчика, а с выхода блока 5 сигнал подается на вход устройства 11, моделирующего динамику полета.
При изменении режима работы двигателя рычагом / с датчика 2 поступает сигнал на изменение мгновенного расхода топлива в блок 3, тяги - в блок 5 и скорости вращения ротора турбокомпрессора - в блок 4, выходные сигналы с которых уменьшаются или увеличиваются в зависимости от того, в какую сторону перемещается рычаг /. На входы блоков 3, 4, 5 поступает также сигнал с выхода блока 6 преобразования условий полета, который изменяет выходные сигналы с названных блоков в зависимости от изменения высоты и скорости, поступающие с выхода устройства 11, моделирующего динамику полета. Текущее значение выходных параметров с блоков 3, 4, 8 контролируется соответствующими указателями 10 и с выхода блока 5 подается на вход устройства 11.
При моделировании турбовинтового двигателя со свободной турбиной (связь вала турбокомпрессора с винтом - газодинамическая) после запуска двигателя обороты винта
остаются постоянными, поэтому на вход блока 8 подается только сигнал с выхода блока 7 запуска и блока 9 флюгирования.
В случае моделирования турбовинтового двигателя, в котором вал турбокомпрессора
соединен с винтом через редуктор, на вход блока 8 подается дополнительно сигнал с выхода блока 4 на изменение скорости вращения винта при изменении скорости вращения ротора турбокомпрессора (на чертеже показано
штрих-пунктирной линией).
Предмет изобретения
Устройство для моделирования турбовинтового двигателя на авиационном тренажере, содержащее датчик режима работы авиадвигателя, блоки запуска, флюгирования винта, тяги, мгновенного расхода топлива, скорости вращения ротора турбокомпрессора и винта, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения точности моделирования, в нем выход датчика . режима работы авиадвигателя соединен со входами блоков тяги и скорости вращения ротора турбокомпрессора, при этом на вход блока скорости вращения ротора турбокомпрессора подключен блок запуска, соединенный с блоком скорости вращения винта, на другой вход которого подключен блок флюгирования
/7.-.
Viy 1А 1
II
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для моделирования турбореактивного двигателя | 1974 |
|
SU488228A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ | 2006 |
|
RU2337250C2 |
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР | 1973 |
|
SU393767A1 |
Устройство для моделирования турбореактивного двигателя | 1974 |
|
SU507879A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА | 2011 |
|
RU2493051C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА | 2010 |
|
RU2482024C2 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ | 1989 |
|
SU1759070A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2022144C1 |
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА В ДОПУСТИМЫХ ПРЕДЕЛАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2231479C2 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ | 1991 |
|
RU2006633C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация