АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР Советский патент 1973 года по МПК G09B9/24 

Описание патента на изобретение SU393767A1

I

Известны авиационные тренажеры, содержащие кабину летчика с органами управления и приборами конТ|роля, датчики положения органов управления самолетом и авиадвигателем, которые мехап.ически связаны с органами управления в кабине, вычислитель параметров дина.ми:ки полета и вычислитель параметров авиадвигателя, состоящий из устройства моделирования параметров зрительной информации, сигналы с выхода которого выдаются на приборы контроля в кабине, и устройства моделирования тяговых характеристик, сигнал с выхода которого подается в вычислитель параметров динамики полета.

В известных авиатренажерах трудно обеспечить подобие моделируемых характеристик самолета, связанных с тягой авиадвигателя (скороподъемность, разгон, торможение, планирование, максимальные скорости и г. д.), в результате чего условия, моделируемые на тренажере, отличаются от действительных. Объясняется это тем, что на современных сверхзвуковых самолетах тяги потребные (сопротивления самолета) и располагаемые (тяга авиадвигателя) пересекаются под относительно острым углом, вследствие чего возникающая при воспроизведении этих характеристик на вычислительных машинах аипаратурная погрещность не позволяет обеспечить подобие летных характеристик, связанных с тягой авиадвигателя. Такая трудность возникает даже в случае обеспечения подобия отдельно потребных и располагаемых тяг. Уменьшение же аппаратурной .ногрещности вычислительных машин не дает желаемого результата, так как это приводит К значительному усложнению авиатренажера и увеличению его габаритов. В настоящее время авнатренажеры, как правило, изготовляют тогда, когда самолет начинает летать, и даже раньше. Это осложняет модификацию авиатренажера, связанную с заменой авиадвигателя, с его модер}1изацией иа самолете, а также с приведением исходных (расчетных) данных, заложенных

в вычислительную машину, в соответствие с результатами летных испытаний самолета. Во всех указанных случаях тяга авиадвигателя изменяется в пределах 10-15%. Неучет этого обстоятельства может привести .к существенному изменению моделируемых летных характеристик само.тета. Вследствие этого в вычислителях существующих авиатренажеров изменяют функциональные зависимости, масштабные коэффициенты, полностью меняют структуру (для АВМ) или алгоритм (для ЦВМ) вычислителя, что требует больших материальных затрат и конструктивных доработок.

Цель изобретения - приближение моделируемых условий «а тренажере к действительным и упрОЩение его модификации.

Достигается это тем, что в состав предлагаемого авиационнОГо тренажера введен вычислителшый блок коррекции тяги авиадвигателя (состоящий «3 сумматора и блока перемножения), на вход которого поступают сигналы с датчика положения рычага улравле 1ия авиадвигателем и с датчиков моделируемой высоты и скорости тюлета, .расположен«ых в вычислителе параметров динамики лолета. Сигнал с выхода указанного блока поступает на вход устройства моделирования тяговых характеристик авиадвигателя, где изменяет тягу на величину, определяемую аппаратурной погрешностью вычислителя или изменением тяги при модификации тренажера. При этом вычислители параметров авиадвигателя и дннам.иъи полета ле црете.рпевлют никаких конструктивных доработок или леределок, а также меняют свою структуру илл алгоритм. Функциональные зависимости или йтасштабные коэффициенты изменяют только в вычислительном блоке коррекции тяги, который по своему объему и выполняемым математическим операциям значительно .меньше и проще вычислителя лараметров авиадвигателя.

На чертеже лриведен.а структурная сх-ема предлагаемого авиатренажера.

В состав тренажера входит кабина летчика 1 с органами 2 и 5 управления самолетом и авиадвигателем соответственно, приборы контроля 4. С органами управления мехаииMCCKiH связаны датчики 5 положения ручки управления са молетом и датчика 6 положеЕия рычага управления авиадвигателем. Сигналы с датчиков 5 поступают на вход вычислителя параметров динамики полета 7, а с датчиков 6 - на вход вычислителя параметров авиадвигателя 8, состоящего из устройства .моделирования (Параметров зрительной информации 9, сигнал с выхода которого поступает на приборы контроля 4, и устройства моделнро.аания тяговых характеристик 10, выход которого соединен с входом вычислителя 7, а вход - с выходом устройства 9 и с датчиками люделируемой высоты и скорости полета, расположенНЫми в вычислителе. Вышеуказанные датчики соединены также со входом устройства 5 и со входом вычислительного блока коррекции тяги 11. Вход блока 1 соединен также с датчиком положения рычага управления авиадвигателем 6, а выход-со входом устройства 10.

При появлении в вычислителе 8 аппаратурной погрешности (разброс характеристик элементов, погрешность за счет каскадности элементов, те.млературная погрешность и т. д.), которая может привести к отличию моделируемых летных характеристик от дейстаительных, на вход устройства .моделирования тяговых характеристик авиадвигателя 10 подается корректирующий сигнал с выхода вычисли.тельного блока 11, который формируется в функции положения датчика режи.ма работы

авиадвигателя и сигналов, лрапорциолальных моделируемой высоте и скорости, снимае.мых с датчиков, р асооложенных в вычислителе 7. При этом корректирующий сигнал с выхода блока 11 имеет противоположный знак по

сравнению с лоявившейся погрешностью.

Если модификация тренажера требует изменения моделируемых тяговых характеристик авиадвигателя, изменяют функциональные зависимости и масштабные коэф:ф ициеиты в блоке //, что приводит к изменению величины корректирующего сигнала.

В обоих случаях вычислители 7 и 8 остаются неизменными.

Подвергается некоторым конструктивным

переделкам только вычислительный блок коррекции тяги 11.

Предмет изобретения

Авиационный тренажер, содержащий кабину летчика с приборами контроля и органа.ми управления, соединенлым.и соответственно с датчиками положения рычага управления двигателями и датчиками положения ручки управления самолетом, приборы контроля соединены с блоком моделирования параметров зрительной информации и с вычислителем параметров динамики полета, один из входов которого подключен к датчикам положения ручки управления, другой - к выходу блока моделирования тяговых характеристик, а выход его соединен с блоком моделирования аара метров зр.ительной информации и с блоком моделирования тяговы-х характеристик, вход которого подключен к блоку моделирования параметров З-рительной информации, соединенно.му с датчиком положения рычага управления двигателями, отличающийся те,м, что, с целью повышения эффективности обучения летного состава и упрощения тренажера, в него введен блок вычисления коррекции тяги двигателя, один вход которого соединен с датчиками положения рычага управления двигателями, другой - с вычислителем П1араметров полета, а выход подключен к блоку моделирования тяговых характеристик.

Похожие патенты SU393767A1

название год авторы номер документа
Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов 2016
  • Качалин Анатолий Михайлович
RU2647345C1
Интегральная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов, комплексных испытаний и видеоконференцсвязи 2018
  • Качалин Анатолий Михайлович
RU2703325C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1971
SU301720A1
ПИЛОТАЖНЫЙ СТЕНД НАЗЕМНОГО КОМПЛЕКСА ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТЕ-ИСТРЕБИТЕЛЕ 2003
  • Матюшенко М.Н.
  • Синевич Г.М.
  • Сухомлинов Д.В.
  • Юшинский Ю.Т.
RU2249856C1
Стенд подготовки пилотов летательных аппаратов 2017
  • Качалин Анатолий Михайлович
  • Задорожная Олеся Николаевна
RU2674548C1
КОМПЛЕКСНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 2002
  • Елисеев Александр Викторович
RU2267163C2
ТРЕНАЖЕР ВОЗДУШНОГО БОЯ 2005
  • Суворов Александр Прокопьевич
  • Еремин Алексей Федорович
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Юзов Николай Иванович
  • Салатов Борис Хамитович
  • Полиенко Иван Николаевич
RU2297674C2
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1999
  • Пинаев С.А.
  • Фирсов А.В.
  • Торгачев А.Ф.
  • Ганцев В.Н.
  • Буфалов А.А.
  • Демидов В.В.
  • Квятковский А.З.
  • Евтеев А.М.
RU2156501C1
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2250511C1
Способ моделирования динамики полёта летательного аппарата 2020
  • Зайчик Лариса Евгеньевна
  • Десятник Павел Анатольевич
  • Ткаченко Олег Иванович
  • Архангельский Юрий Александрович
  • Яшин Юрий Петрович
RU2734270C1

Иллюстрации к изобретению SU 393 767 A1

Реферат патента 1973 года АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР

Формула изобретения SU 393 767 A1

SU 393 767 A1

Авторы

А. С. Ветохин

Даты

1973-01-01Публикация