Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к оборудованию, позволяющему устанавливать и снимать запасное колесо, расположенное на раме транспортного средства.
Известны устройства для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства, состоящие из неподвижного кронштейна, жестко закрепленного на раме, подвижного кронштейна для крепления запасного колеса, барабана с тросом, свободный конец которого связан с подвижным кронштейном, храповика и рукоятки управления, установленных на валу барабана, и взаимодействующей с храповиком собачки, сидящей на оси.
Однако недостатком известных устройств является сложность их конструктивного выполнения, наличие поворотной съемной рукоятки управления и, как правило, в них отсутствует торможение запасного колеса при его опускании, что может привести к травме водителя при самопроизвольном вращении рукоятки под действием веса самого запасного колеса. Торможение запасного колеса при его опускании осуществляется за счет взаимодействия большого числа деталей, что в конечном итоге также ведет к усложнению конструкции.
опускания запасного колеса транспортного средства лишено указанных недостатков.
На рукоятке управления, выполненной с опорным выступом, входящим в изогнутую часть упора неподвижного кронштейна, жестко закреплены ось собачки, снабженной противовесом, и фрикционная пластина, установленная с зазором относительно храповика и взаимодействующая с ним при перемещении
рукоятки вдоль вала барабана, что позволяет упростить его конструкцию и повысить безопасность обслуживания устройства за счет торможения запасного колеса при его опускании.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - устройство с запасным колесом в транспортном положении. Устройство для подъема и опускания запасного колеса 1 содержит неподвижный кронштейн 2, жестко закрепленный на раме 3 транспортного средства, и подвижный кронштейн 4, на котором крепится запасное колесо. На подвижном кронштейне 4 закреплен свободный конец троса 5, наматываемого на барабан 6, сидящий на валу 7, который проходит через неподвижный кронштейн 2. На валу 7 установлен храповик 8, опирающийся на наружную поверхность неподвижвозможностью осевого перемещения закреплена плоская рукоятка 9 управления, совершающая возвратно-поступательное движение. Рукоятка управления снабжена фрикционной пластиной 10, установленной с зазором относительно храиовика 8, взаимодействующего с поворотной собачкой 11, снабженной противовесом и сидящей на оси 12, которая закреплена на рукоятке управления.
На неподвин ном кронштейне 2 предусмотрены изогнутый упор 13 и поворотная защелка 14, которая фиксирует храповик 8 и исключает вращение его против часовой стрелки. Защелка снабжена упором 15.
Для подъема запасного колеса рукоятка управления устанавливается в положение, показанное на фиг. 1. Затем производится возвратно-поступательное движение плоской рукоятки (показано на фиг. 1 стрелками), прн этом собачка 11 во время движепия рукоятки управления вверх унорным концом соприкасается с зубьями храповика 8 и скользит по ним за счет противовеса.
При движении рукоятки управления вниз собачка 11 входит в зацепление с храповиком 8 и вращает его по часовой стрелке, а вместе с ним и вал барабана 6. Трос 5, наматываясь на барабан, поднимает подвижный кронштейн 4 и тем самым - запасное колесо 1. Такнм образом, движение рукоятки управления вверх соответствует ее холостому ходу, а вниз - рабочему, при этом защелка 14 не позволяет храповику 8 вращаться против часовой стрелки.
В поднятом верхнем полол ;ении запаспое колесо удерживается защелкой 14 и окончательно фиксируется гайками 16, прн этом рукоятку управления устанавливают в положение, показанное на фиг. 3.
Для опускания запасного колеса необходимо отвернуть гайки. 16, а рукоятку унравления повернуть но часовой стрелке на /ю оборота. После этого фигурный выступ 17
рукоятки управления, упираясь в упор /5 защелки 14, выводит последнюю из зацепления с храповиком 8. Запасное колесо начинает свободно опускаться.
Прн дальнейшем движении рукоятки управления ее опорный выступ 18 входит в изогнутую часть упора 13 и за счет этого рукоятка управления смещается вдоль вала барабапа 6.
Фрикционная пластина 10 ноднимается к храповику 8, создавая тем самым определенный тормозной момент.
Практически вывод защелки 14 из зацепления с храповиком 8 и торможение происходят почти одновремеппо. Таким образом, в предложенном устройстве свободное падение запасного колеса исключено.
Предмет изобретения
Устройство для подъема и опускания занасного колеса транспортного средства, состоящее из неподвижного кронштейна, жестко закрепленного на раме, подвижного кропштсйна для крепления запасного колеса, барабана с тросом, свободный конец которого связан с подвижным кронштейном, храповика и рукоятки управления, установленных
на валу барабана, и взаимодействующей с храновиком собачки, сндящей на оси, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения безопасности обслуживания устройства путем торможения запасного колеса нри его онускании, на рукоятке управления, выполненной с опорным выступом, входящим в изогнутую часть упора неподвижного кронштейна, жестко закреплены ось собачки, снабженной нротивовесом, и
фрикционная пластина, установленная с зазором относительно храиовика и взаимодействующая с ним при перемещепии рукоятки вдоль вала барабана.
779
,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО к ПРЯДИЛЬНОЙ или КРУТИЛЬНОЙ МАШИНЕдля | 1971 |
|
SU310958A1 |
Подъемник запасного колеса транспортного средства | 1988 |
|
SU1654099A1 |
Устройство для подъема и крепления запасного колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1446013A1 |
Устройство для выгрузки из полувагонов штучных грузов | 1955 |
|
SU102943A1 |
Устройство для перемещения полуфабриката в швейном полуавтомате | 1972 |
|
SU441371A1 |
Механизм для конической намотки на льняных ватерах | 1937 |
|
SU52197A1 |
Подъемник запасного колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1470599A1 |
Ручная лебедка | 1980 |
|
SU919979A1 |
Транспортное средство | 1977 |
|
SU671173A1 |
Подъемник запасного колеса транспортного средства | 1981 |
|
SU1074756A1 |
/ I
9 /7
Даты
1971-01-01—Публикация