Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к замковым устройствам, предназначенным для фиксации в транспортном положении откидных бортов платформ транспортных средств, в частности автомобилей.
Известны устройства для запирания бортов платформ транспортных средств, содержащие корпус, жестко закрепленный на промежуточной стойке бортов, и расположенную ,в корпусе зубчатую рейку, которая входит в зацепление с зубчатым сектором, ступица которого установлена на оси с закрепленной на ней поворотной рукояткой. Эти устройства, однако, не обеспечивают достаточно надежного запирания бортов, ввиду возможных случаев самопроизвольного открывания рукоятки при устаповке бортов в транспортное положение. Для исключения таких случаев В подобные запорные устройства вводят различного рода фиксаторы рукояток, что в конечном итоге усложняет конструкции.
В предлагаемом устройстве на наружной торцовой поверхности ступицы зубчатого сектора и хвостовике оси выполнены переходящие в выступы лыски, которые охватываются комбинированным пазом рукоятки при закрытом положении бортов. Это .позволит одновременно запирать два борта тлатформы транспортного средства без введения в конструкцию дополнительного фиксатора, который предохранял бы рукоятку от .произвольного открывания.
На фиг. 1 изображено устройство для запирания бортов, вид сперед ; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3-зубчатый сектор устройства в изометрии; на фиг. 4 - рукоятка в изометрии; на фнг. 5 - ось устройства; на фиг. 6 - разрез по А-А на фиг. 4.
На промежуточной стойке 1 смежных бортов 2 и 3 платформы транспортного средства жестко закреплен корпус 4, внутри которого установлена зубчатая рейка 5. Рейка 5 имеет
три паза а траатепиевидной формы, один из которых расположен посередине рейки, а два других - симметрпчно по обе стороны стороны от него, и продольный паз, в который -входит выступ б .корпуса 4. Кроме того, с краев рейка выполнена со скосами для захода конца рейки на поверхность борта и ноджатия последнего. На оси 6 роворотно установлены ступица зубчатого сектора 7 и рукоятка 8. Зубчатый сектор имеет, как и рейка соответственно три зуба в трапециевидной формы, из которых два си.мметрпчно расположены относительно вертикальной оси лысок г, сделанных на наружной тор|цо.вой поверхности ступпоы зубчатого сектора. Ось 6 располагает с наружной торцовой поверхности двумя лысками д, переходящими в Еыстуш е, а также кольцевой ироточкой ж. Поворотная рукоятка 8 выполнена с пазом 3, имеющим меньший диаметр, чем посадочное отверстие м рукоятки (ПОД ось, и с пазом к, щирина которого равна упомянутому диаметру посадочного отверстия рукоятки.
Взаимная фиксация зубчатого сектора, оси и рукоятки осуществляется болтом 9 с гайкой 10 и контргайкой 11. Болт устанавливается в отверстие л зубчатого сектора, в паз м р|укоятки и в .кольцевую проточку ж оси, создавая тем самым шарнирное соединение этих деталей.
При закрытом положении устройства, соответствующем транспортному положению бортов, зубчатая рей-ка занимает среднее по отнощению к промежуточной стойке наложение, при котором оба смелшых борта закрыты. Рукоятка в этом случае находится в вертикальном положении, а выступ е оси расположен в пазу 3 рукоятки, не позволяя последней вращаться. Паз к: рукоятки охватывает выступ н зубчатого сектора, в который переходят лыски г сектора. При этом болт размещается в пазу м рукоятки и отверстии л зубчатого сектора, заходя в кольцевую протоЧ1ку ж оси, что удерживает сектор с рукояткой от продольного перемещения. Случайное открытие устройства при таком взаимном положении деталей невозможно.
Для открывания устройства необходимо рукоятку переместить вертикально вверх, до упора стенки отверстия и рукоятки в поверхность оси, после -чего повернуть рукоятку в сторону. При подъеме рукоятки выступ е оси выйдет из паза з рукоятки в отверстие и, скользя в то же время пазом к по выступу н
сектора, благодаря чему рукоятка свободно может быть повернута. При повороте рукоятки последняя поверхностями паза к взаимодействует с поверхностями выступа н зубчатого сектора, вынуждая сектор к повороту.
При этом средний зуб сектора, взаимодейсгвуя с поверхностью среднего трапециевидного паза зубчатой рейки, перемещает рейку в нужную сторону. Перед выходом из зацепления среднего зуба в зацепление вступает один из
.крайних зубьев, что создает необходимую величину хода зубчатой рейки.
Предмет изобретенияУстройство для запирания бортов платформы транспортного средства, содержащее корпус, жестко закрепленный на промежуточной стойке бортов, расположенную в корпусе зубчатую рейку, взаимодействующую с зубчатым сектором, ступица которого установлена на
оси с закрепленной на ней поворотной рукояткой, отличающееся тем, что, с целью одновременного запирания двух смежных бортов без введения дополнительного фиксатора, предохраняющего рукоятку от произвольного открывания при транспортном положении бортов, на наружной торцовой поверхности ступицы зубчатого сектора и хвостовике оси выполнены переходящие в выступы лыски, охватываемые комбинированным пазом рукоятки при
закрытом положении бортов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для запирания смежных бортов платформы транспортного средства | 1981 |
|
SU1036609A1 |
Замок для запирания двери грузового транспортного средства | 1983 |
|
SU1138472A1 |
Устройство для запирания смежных боковых бортов транспортной платформы | 1981 |
|
SU962081A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1204412A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2100214C1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДЕРЖИВАНИЯ ДВЕРИ В ПРИКРЫТОМ ИЛИ ЧАСТИЧНО ПРИОТКРЫТОМ ПОЛОЖЕНИИ | 2000 |
|
RU2166049C1 |
Устройство для запирания бортов платформы транспортного средства | 1987 |
|
SU1439017A1 |
ЗАМОЧНО-ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО С ВОЗМОЖНОСТЬЮ УДЕРЖИВАНИЯ ДВЕРИ В ЧАСТИЧНО ПРИОТКРЫТОМ ПОЛОЖЕНИИ | 2002 |
|
RU2216630C1 |
Устройство для запирания борта платформы транспортного средства | 1985 |
|
SU1278268A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
-
Риг 3
А-А
Даты
1972-01-01—Публикация