Изобретение относится к области двигателестроения.
Известны приводы стартера, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащие втулку, соединенную при помощи винтовы.х шлицев с валом якоря, и подвижную тормозную пластину с возвратной пружиной, установленную на щлицах корпуса и размещенную на втулке между упорными щайбами, и.меющими нажимную пружину.
Цель изобретения - обеспечение постоянства тормозного момента втулки и перемещения последней независимо от усилий нружин. Для достижения этой цели между одной из унорных щайб и пластиной установлен упорный подшипник, размещенный концентрично втулке, а возвратная нружина расположена между нластиной и корпусом концентрично втулке и выполнена винтовой.
Нажимная пружина установлена между одной из щайб и упорным подшипником.
В корпусе выполнены упоры для ограничения перемещения пластины после заданного перемещения втулки. Пластина установлена в упорных шайбах с возможностью осевого перемещения относительно втулки и снабжена дополнительной возвратной пружиной, размешенной на втулке, для обеспечения выхода из контакта с одной из упорных шайб. Кроме того, пластина выполнена составной
в виде установленной на втулке фрнкционной прокладки с контактной дорожкой для подшипника и чашеобразного элемента, охватывающего нрокладку н соединенного с ней при помощи щлицевого соединения. Между нажимной пружиной и прокладкой установлено кольцо, размещенное внутри чащеобразного элемента и составляющее часть упорного подшипника.
На фиг. 1, 2 и 3 нзображены варианты пре.т,ложенного привода стартера в выключенном положении, разрез; на фиг. 4, 5 и 6 - то же, варианты во включенном положении. Р1зображенный на фиг. I привод стартера
для двигателя внутреннего сгорания содержит втулку 1, соединенную нри номощи винтовых шлицев с валом 2 якоря 3 стартера, имеющего статор 4. Втулка / через муфту свободного хода 5 соедииена с приводной
шестерней 6, которая молсет перемещаться по валу 2 до упорного кольца 7.
Нал имная пружина 8, установленная на втулке /, зажата мелчду буртом 9 и упорной шайбой 10, которая контактирует с иодвижной тормозной пластиной //. Между второй упорной шайбой 12 и пластиной 11 установлен упорный шариковый подшипник 13. Шайба 12 упирается в стопорное прул инное кольцо 14, установленное в канавке втулки /. Шайбы 10 кой, выполненной на втулке /. В связи с этнм обеспечивается вран,енне шайб 10 н 12 вместе со втулкой /. Тормозная пластина // соединена с корпусом 15 при помощи шлицев 16 и И1меет возвратную пружину 17, установленную концентрично втулке 1 между корнуеом 15 и пластиной 11. В корпусе 15 выполнено два диаметрально противоположных шлица 16, обеспечивающих перемещение пластииы // вдоль оси вала 2. Работа привода стартера происходит следующим образом. При включении стартера якорь 3 вместе с валом 2 вращаются. Вращению втулки I нрепятствует тормозпой момент трения между пластиной // и щайбой 10. Втулка / вместе с муфтой свободного хода 5 и приводной шестерней 6 перемещается вдоль оси вала 2 по винтовым шлицам. Шестерня 6 входит в зацепление с шестерней 18, соедипеппой с валом двигателя, и движется до упора в кольцо 7 (см. фиг. 4). Пока шестерпя 6 находится в зацеплении с шестерней 18 и перемещаетея вдоль вала 2 двигатель не зануекается. Происходит лишь зацепление шестерни 6 и ее осевое перемещение иезависимо от тормозного момента между пластиной 11 и шайбой 10. (Трение между ними облегчает только начало зацепления), При приближении шестерни 6 к шестерие 18 усилие нажимиой нружнны 8 не изме яется, а усилие возвратной пружины 17 практически не влияет па величину тормозного момента, так как между нластиной 11 и шайбой 12 установлен упорный шариковый подшннник 13. Изображенный на фиг. 2 привод стартера отличается от привода на фиг. 1 тем, что нажимная пружина 8 установлена между упорной шайбой 12 и кольцом 19 упорного подшипника 13. В корпусе 15 выполнены упоры 20, обеспечивающие перемещение пластины 11 на расстояние /ь Шайба 10 заменена кольцом 21, имеющим кольцевую проточку 22 и контактирующим с пластиной // по кромке 23. Кольцо 21 соединено со втулкой 1 при помощи лыски и имеет скользящую посадку. Внутри кольца 21 на расстоянии 4 от него на втулке / установлено стопорное кольцо 24. Между кольцом2/ и муфтой евободного хода 5 на втулке / размещена доиолнительная возвратная пружина 25 пластины 11. Работа привода стартера, изображенпого на фиг. 2, происходит следующим образом. При включении стартера якорь 5 вместе с валом 2 вращаются. втулки / препятствует тормозной момент трения между пластиной // и кольцом 21. Втулка 1 вместе с муфтой свободного хода 5 и приводной шестерней 6 перемеп1,ается вдоль оси вала по винтовым щлицам. Кольцо 21, пластина //, подшипник 13 и кольцо 19 под действием пружины 8 перемещаются вместе па расстояние /J, после чего пластина 11 нодходит к унору 20. Усилие пружины 8 выбирается таким, чтобы нревысить усилие пружины 17. В этот момент нюетерня 6 входит в заценленне с шестерней 18 на величину /j и под действием вращения якоря 3 втулка 1 муфта 5 и шестерня 6 неремещаются до упорного кольца 7. Общая величина неремещения равпа величинам /1 и /9. Велнчииа неремеи1,ения /з соответствует смещеиию кольца 19 относительно втулки /. Раеетояиие /2 1между кольцом 21 и стопорным кольцом 24 меньше величины /з на величину k, равную смен1,ению кольца 21 относительно пластииы // в момент, когда шестерня 6 доходит до кольца 7. Величина l изображена пунктирной линией, показываюН1:ей положение щестерни 6 в момент прекраН1ения контакта между кольцом 21 и пластиной 11. При прохождении шестерней 6 расстояния, равного, величине 1ц, тормозной на втулке / нрактическн равен нулю (имеется только тормозной момент от трения в подщипнике 13. Усилие пружины 25 выбирается из условий создания необходимого тормозного момента на втулке / для включения привода. Усилие пружины 17 выбирается независимо от усилия пр)жины 25, а усилие пружины 8 должно превышать суммарное усилие пружин 17 и 25, чтобы обеепечить перемещение кольца 19 до уиора на втулке /. В изображенном на фиг. 3 и 6 приводе стартера тормозной момент втулки / обеспечивается трением меладу фрикциоиной прокладко 26 } буртиком 27, выполненюлм на втулке /. Фрикционная прокладка 26 имеет контактную дорожку для подшииника 13 и прижимается к буртику 27 под действием нажимной пружины 8. Прокладка 26 образует часть фрикционной пластины и соединена при помощи щлнцев с чашеобразным элементом 28, установленным на щлицах -16 корпуса 15. В кориусе 15 выполнены также упоры 20. Прокладка 26 изготавливается из материала, имеющего хорощие фрикционные свойства, а чашеобразный элемент 28 может быть выполнен из пластмассы. Работа привода стартера, изображенпого на фиг. 3 и 6, происходит следующим образом. При включении стартера якорь 3 и вал 2 вращаются. Вращение втулки / препятствует тормозпой момент трения между прокладкой 26 и буртиком 27. Втулка / вместе с муфтой свободного хода 5 и шестерней 6 перемеп;ается вдоль оси зала по винтовым шлицам. Прокладка 26 и чашеобразный злс-мент 28 перемещаются в:1;ссте со втулкой / иод действием пружины 8, упирающейся в кольцо 29, размещенное чанеобразпого элемента 28 и составляющее- часть упорного подщиппика 13.
муфта 5 и шестерня 6 продолжают перемещаться до упорного кольца 7. Так как величина перемещения шестерни 6 больше величины перемещения прокладки 26, то часть пути втулка / проходит без тормозного момента, а прокладка 26 в конце перемен.1ения располагается на расстоянии /е от буртика 27. Так как в конце хода шестерни 6 тормозной момент практически равен нулю, то вся мощность стартера передается на шестерню 6.
Для обеспечепия нормальной работы привода стартера усилие пружипы 8 должно быть больше усилия пружипы 17.
Предмет изобретения
1. Привод стартера, например, для двигателя внутреннего сгорания, содержащий втулку, соединенную при помощи винтовых шлицев с валом якоря, и подвижную тормозную пластину с возвратной пружиной, установленную па шлицах корпуса и размещенную на втулке между унорными шайбами, имеющими нажимную пружину, отличающийся тем, что, с целью постоянства тормозного момента втулки и перемещения последней независимо от усилия пружин, возвратная пружина расположена между пластиной п корпусом, а между одпой из упорных шайб
и пластиной установлен упорный подшипник, размещенный концентричпо втулке.
2.Привод по п. 1, отличающийся тем, что нажимная установлена между одной
из шайб и упорным подшипником.
3.Привод по пп. 1 п 2, отличающийся тем, что возвратная пружипа выполнена винтовой и расположена копцентрично втулке.
4.Привод по пп. 1, 2 и 3, отличающийся тем, что в корпусе выполнены упоры для
ограничения перемещения пластины после задаппого перемещения втулки.
5.Привод по пп. 1-4, отличающийся тем, что пластина установлена в упорных шайбах
с возможностью осевого перемещения относительпо втулки и снабжена дополнительной возвратной пружиной, размещенной на втулке, для обеспечепия выхода из контакта с одпой из упорпых шайб.
6. Привод по пи. 1-4, отличающийся тем, что пластина выполнена составной в виде установленной на втулке фрикционной прокладки с контактной дорожкой для подшипника и чашеобразиого элемента, охватывающего прокладку и соединенного с ней при помощи шлицевого соединения.
7. Привод по и. б, отличающийся тем, что между нажимной пружиной п прокладкой установлепо кольцо, размещенное внутри
чашеобразного элемента и составляющее часть упорного нодшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
ПРИВОД СТАРТЕРА | 1970 |
|
SU274538A1 |
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИШ СТАРТЕРА | 1971 |
|
SU433284A1 |
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2048653C1 |
Устройство для автоматического сцепления и расцепления шестерни стартера с венцом маховика двигателя | 1946 |
|
SU69511A1 |
Стартер для двигателя внутрен-НЕгО СгОРАНия | 1978 |
|
SU795514A3 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
ПРИВОД СТАРТЕРА | 1973 |
|
SU403872A1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
f5 S 1
/7 го 2-
f
Риг 2
ш //////
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация