1
Изобретение относится к области турбостроения, в частности к реле осевого сдвига.
Известны реле осевого сдвига, например, ротора турбомашины, содержащие подключенное к импульсной линии сопло, контактирующее с гребнем ротора.
Предложенное реле Отличается от известных тем, что сопло установлено подвижно относительно кронштейна опорного подшипника и кинематически связано с регулировочным винтом. Сопло подключено к импульсной линии при помоши гибкого трубопровода.
Такое выполнение реле позволяет повысить надежность его работы благодаря возможности проверки реле на работающей или остановленной Машине.
На: чертеже изображено предлагаемое реле осевого сдвига ротора турбомашины.
Реле состоит из кронштейна /, закрепленного неподвижно на вкладыше опорного подшипника, соплодержателя 2, поворачиваюш.еГО.СЯ вокруг оси 3, сопла 4, пружины 5, толкателя 6 маховичка 7 со шкалой. Поворот маховичка с толкателем на одно деление шкалы соответствует перемещению на 0,1 мм центра сопла относительно плоскости гребня ротора.
Через дроссель 8, расположенный снаружи корпуса подшипника, по трубопроводу 9 к соплу 4 подводится Масло и через зазор
между гребнем ротора и торцом сопла оно сливается в картер подшипника. Благодаря большой длине трубопровода 9 не препятствует небольшим поворотам соплодержателя 2. Первоначально на остановленной машине торец сопла устанавливается на расстоянии 0,4 мм от гребня ротора, затем обороты поднимаются до номинальных, и упором сопла в гребень проверяется о.севое положение вращающегося ротора. После этого сопло отводится на 0,4 мм от вращающегося гребня и дросселем 8 в импульсной линии устанавливается давление 4 атм (начальное давление масла 6,5 атм). При осевом сдвиге ротора по ходу пара на 0,4-0,5 мм (т. е. увеличении зазора между соплом и гребнем до 0,8- 0,9 мм) давление масла в импульсной линии падает до 2 атм и электроконтактный манометр, измеряющий давление в этой линии, замыкает контакты, вызывая срабатывание защиты и закрытие стопорного клапана турбомашины.
При сдвиге ротора против хода пара зазор между торцом сопла 4 и гребнем ротора уменьшается., давление масла в импульсной линии растет. По этому давлению также можно произвести настройку защиты. Обычно контакты манометра устанавливаются на подачу соответствующего сигнала при повышении давления до 6 атм, что соответствует перемещению ротора к соплу на 0,3 мм. Для проверки защиты от осевого сдвига на работающей турб.омащине необходимо толкателем 6 поворачивать соплодержатель 2, перемещая сопло 4 относительно ротора. При этом по делениям щкалы маховичка 7 и да;влению масла в импульсной линии 0:пределяют положение ротора и судят о работе реле. Установочные и настроечные величины реле, т. е. допустимый осевой сдвиг, уровень давления масла в им-пульсной ливии, давления срабатывания реле, легко регулировать и изменять при помощи толкателя 6 и дросселя 8 как па работающей, так и на остановленной турбомащине.
Вместо электроко.нтактного манометра для восприятия импульса по давлению масла в импульсной линии возможна установка гидравлических реле, золотников или других датчиков. В случае конструктивной необходимости трубопровод 9 может быть выполнен в виде гибкого щланга или си-льфова.
Предмет изобретения
1.Реле осевого сдвига, например, ротора турбомашины, содержащее подключенное к
импульсной линии сопло, контактирующее с гребнем ротора, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности, сопло установлено подвижно относительно кронштейна опорного подщипника и кинематически связано с регулировочным винтом.
2.Реле по п. 1, отличающееся тем,, что сопло подключено к импульсной линии при по.мощи ги-бкого трубопровода.
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация