На фиг. 1 чертежа изображен нижний диск предлагаемого прибора, на фиг. 2 - верхний диск, на фиг. 3 - линейка, на фиг. 4 - собранный прибор и на фиг. 5 - изображено графически отношение между технической скоростью летательного аппарата, скоростью ветра и наблюдаемой курсовой скоростью.
Между технической скоростью летательного аппарата ν (т.-е. скоростью аппарата относительно воздуха), скоростью ветра ω и курсовой скоростью летательного аппарата с существует определенное отношение. При попутном или встречном ветре c=ν+ω. В случае, когда ветер дует под каким-нибудь углом к заданному направлению летательного аппарата, можно отношение между вышеозначенными тремя скоростями определить графически из треугольника абв, согласно фиг. 5. Предлагаемый прибор состоит из двух дисков (диаметр равен примерно 30-40 см, при чем диаметр одного больше диаметра другого на 2-4 см), и линейки (фиг. 3 и 4), длина которой немного больше радиуса большего диска. Все три вышеозначенные части сделаны поворотными друг относительно друга на общей оси, при чем линейка помещается на верхний диск меньшего диаметра так, чтобы ее обрез пришелся по радиусу; при этом один ее конец выходит за пределы малого диска. На окружности большего диска (фиг. 1) нанесены градусы (такие же, как на компасе). На малом диске (фиг. 2) проводится в виде толстой черты диаметр и чертится на расстоянии см от периферии концентрическая окружность; на пересечении черты и этой внутренней окружности ставится "0", а затем на ней наносятся в обе стороны градусы (до пересечения с перпендикулярным диаметром 90°). Радиус малого (верхнего) диска делится на расстоянии от центра до пересечения с проведенной на нем окружностью на столько делений, сколько единиц заключается в числе, представляющем техническую скорость летательного аппарата. Все поле внутри очерченной окружности покрывается сеткой хорд, параллельных толстой черте диаметра, проведенных на расстоянии одного деления друг от друга (параллельные хорды лучше всего проводить тушью разных цветов, так, чтобы линии одного цвета отстояли достаточно далеко друг от друга). На пересечении всех параллельных хорд с окружностью, с той ее половиной, которая разделена на градусы, ставятся нули и затем наносятся от этих нулей до пересечения с противоположной полуокружностью деления, которые получились от разделения радиуса на число метров технической скорости (через известные промежутки, чтобы не пестрить цыфрами, ставят наименования делений тем же цветом, каким прочерчена соответствующая хорда). Вдоль обреза подвижной линейки от 0, который ставится в центре вращения, также наносится шкала таких же делений, как и на параллельных хордах.
На подвижной линейке всегда отсчитывается ветер: по шкале его скорость, а по, выдающемуся за предел малого диска, концу шкалы линейки на большом круге его - направление, т.-е. тот румб, откуда он дует. Любой радиус очерченной на малом диске окружности в выбранном масштабе представляет техническую скорость. На параллельных хордах отсчитывается суммарная скорость С. На внутренней полуокружности малого диска, разделенной на градусы, отсчитываются углы сноса. Большой диск служит для отсчета направлений относительно стран света как ветра (как курсовой черты корабельного компаса), так и направления истинной скорости.
Для определения скорости ветра и его направления по углу сноса и действительной скорости поступают следующим образом: против наблюдаемого румба истинной скорости устанавливается деление, соответствующее на малом диске наблюдаемому углу сноса; идя от этого деления по ближайшей к нему параллельной линии, находят деление, соответствующее измеренной истинной скорости. К этому делению подводят обрез линейки, где и отсчитывают скорость ветра, а по концу линейки ветра отмечают его направление.
Прибор для определения скорости ветра и его направления по заданной технической скорости и наблюденной курсовой скорости, состоящий из двух дисков, снабженных градусными делениями, и линейки, поворотных вокруг общей оси, отличающийся тем, что верхний диск, меньшего диаметра, чем нижний, снабжен сеткой из параллельных хорд, на которых отложены, от места пересечения хорд с окружностью, числа, полученные делением длины радиуса на число метров технической скорости, каковые числа отложены также и по линейке, начиная от ее оси вращения.
Авторы
Даты
1927-12-31—Публикация
1920-07-06—Подача