Предлагаемый прибор для определения абсолютной скорости самолета, его компасного курса и угла сноса относится к известным приборам, решающим указанные задачи при данных технической скорости, направления и скорости ветра и направления полета графическим методом.
На чертеже фиг. 1 изображает построение треугольника скоростей, фиг. 2-вид прибора сверху, фиг. 3- разрез по линии АВ на фиг. 2, фиг. 4-7 детали и фиг. 8-пример пользования прибором.
Предлагаемый прибор состоит из деревянной кассеты А с деревянной задвигающейся крышкой; целлулоидной или стеклянной крышки Б, вкладывающейся в квадратный вырез кассеты; бумажной круговой таблицы (сетки) В, вкладывающейся в круговой вырез кассеты; прозрачного подвижного целлулоидного диска Г, помещенного между крышкой Я и таблицей 5; переводной таблицы м1сек-клмчас- .час, наклеенной на дерелшливянную крышку, и транспортира Д, для определения углов сноса разделенного радиальными линиями и снабженного выступом д (фиг. 2-7).
На общую круговую таблицу В наносятся, окружности в зависимости от масштаба прибора (примерно через 2-2,5 мм), радиусы Я, которые делят окружности на 36 частей, и радиусы /, делящие центральную часть на 16 частей (ветер выражен в 16-ти румбах). На подвижном диске окружности наносятся в том же порядке. (На прилагаемом схемат. чертеже окружности для простоты нанесены через 5 мм и радиусы Р делят их на 18 частей, а радиусы р на восемь частей). С увеличением масштаба естественно увеличивается и точность прибора.
Устройство прибора основано на графическом методе решения элементарной аэронавигационной задачи, построением треугольника скоростей.
Дано:
Техническая скорость метр, в сек., скорость ветра /и/с, направление полета /Cii 360°, направление ветра Кв NW.
Определить:
Абсолютную скорость самолета V, угол сноса а и компасный путь Кк.
По построении имеем (фиг. 1): V 48,5 М/С у гол л /Л- 350°.
Так как направления Км и Кв изменяются от 0°-360 и величины V и V() в графическом построении имеют одинаковый линейный маештаб,-возможно для этих величин и направлений построить общую круговую таблицу (сетку), изображенную на фиг. 5, где Р соответствует Кл1, р соответствует Кв и концентрические окружности являются масштабными делениями, проведенными через каждые 5 мм.
Максимум 117 30 лг/с; максимум t/o 80 Mjc, отсюда:
Р / I/O макс+ 1Г лгс (случаи попутного ветра).
Величина 1/о (фиг. 1) есть радиус окружности, которым произведена засечка на направлении Км для определения V. Следовательно, если на прозрачную пластинку нанести окружность радиусом равным 1/0 (60 MJc) в двойном масштабе и наложить центр этой окружности в точку а, то, соединив точки а кб получим тот же треугольник скоростей, что и на фиг. 1, только в уменьшенном вдвое масштабе (фиг. 8).
Очевидно, подобное построение будет правильно для всех случаев в пределах изменения VQ, W, Км и Кв.
Возможно поэтому на прозрачную пластинку нанести ряд концентрических окружностей радиусами различных технических скоростей VQ, взятых в том же масштабе, что и обш;ая круговая таблица (фиг. 5).
Пользование прибором состоит в следующем:
дано VQ, W, Км и Кв.
Определить V, угол я и Кк.
Совместить центр подвижного диска с точкой пересечения направления ветра Кв, р (пунктир) с окружностью соответствующей скорости W ветра. Тогда будем иметь в точках пересечения окружности подвижного диска 1/о с направлением полета К.н, Р, отрезок, выражающий абсолютную скорость Кдля этого направления.
Пример. Дано:
I/O 60 ж/с, , KM , Ke NW (NW) (фиг. 8).
После наложения имеем: На курсе 360°- ,b м/с „ 300°-1/ 45 „ 240°-1/ 49 „ 200°-1/ 65 „ 175-t/ 71 „ 122°-1/ 74 90°-1/ 69 52°-1/ 58 и т. д.
Оставляя наложенным подвижной диск, можем иметь данные I/ и для прочих самолетов с иными техническими скоростями 1/о, взяв лишь окружность подвижного диска соответствующей технической скорости.
Для определения угла сноса я следует наложить среднюю черту транспортира на центр подвижного диска и совместить указатель транспортира с точкой пересечения окружности подвижного круга данной технической скорости с данным направлением Р,-угол сноса а составят направление Р и средняя линия транспортира.
Компасный курс Кк берется поправкой на угол сноса я.
Переводная таблица служит для упрощения расчета.
Предмет патента.
1. Прибор для определения абсолютной скорости самолета, его компасного курса и угла сноса по известным: технической скорости, направлению и скорости ветра и направлению полета, характеризующийся тем, что он состоит из уложенной в круглый вырез на дне снабженной задвижной крышкой
кассеты А, бумажной сетки В, с нанесенными на ней концентрическими кругами, разделенными в центральной части 16-ю радиальными линиями р, а в периферической- Зб-ю линиями Р, каковая сетка В прикрыта вложенной в квадратный вырез кассеты целлулоидной или стеклянной пластинкой Б, в пространство же между сеткой В и пластинкой Б помещен прозрачный подвижной диск Г с сеткой, подобной сетке В.
2. При охарактеризованном в п. 1 приборе применение транспортира Д в виде сектора, разделенного радиальными линиями и снабженного выступом д.
Авторы
Даты
1927-11-30—Публикация
1926-01-19—Подача