Штангоуловитель для токоприемников троллейбусов Советский патент 1984 года по МПК B60L5/30 

Описание патента на изобретение SU422214A1

t. Изобретение относится к электрическому городскому транспорту и может быть использовано преимущестгвенно в троллейбусах. Щтангоуловители для токоприемников троллейбусов .известны, .Целью изобретения является умень шение величины подъема головки токо приемника над контактной сетью при ее сходе, а следовательно, уменьшение. опасного пути трохшейбуса и првьшение надежности работы. Это достигается тем, что ттангоуловитель снабжен инерционным механизмом, выполненны ; в виде маховика, насаженного на вал барабана и взаимодействующего с контактами, включенными в цепь электросхемы питания электродвигателя, и элементом за держки электрического сигнала при отсутствии напряжения в контактной сети в виде конденсатора, включенного в электросхему питания. В предложенном штангоуловителе ось барабана, наматывающего канат, служащий для притягивания штанги, выполнена отдельно от оси электродвигателя, являющегося приводом штан гоуловителЯр и расположена соосно с ним. Соединяются эти оси храповым механизмом только во время рабочего хода штангоуловителя. На противоположном от электродвигателя конце вала барабана установлен инерционный механизм, иа кот ром, в свою очередь, размещен корот коходовой нормально разомкнутый кон такт, замыкающийся от рывка каната при сходе головки токоприемника с к тактного провода. Это является одной из комант; для начала работы электродвигателя штангоуловителя. С целью возможности регулировани чувствительности работы инерционного механизма его инерционные элемен ты имеют стягивающую их пружину с винтом регулировки ее натяжения. В электросхеме штангоуловителя имеетс токовое реле, обмоткой которого является существенный на троллейбусе радиореактор, последовательно включенный в цепь высокого напряжения. Контакт токового реле нормально разомкнут. В высоковольтной сети все время имеется ток в связи с постоян ной работой вспомогательного двигателя троллейбуса. Второй командой для начала работы электродвигателя щтангоулови2 . теля является -отсутствие высокого напряжения в сети троллейбуса, когда контакты токового реле замкнуты. Но поскольку команда контакта инерционного механизма и команда токового реле могут не всегда подаваться в одно и то же мгновение, а могут быть растянуты во времени на какието доли секунды, в электроскеме установлен контур задержки электрического сигнала. Такое выполнение штангоуловителя позволяет уменьшить величину подъема головки токоприемника над контактной сетью 0,09-0,25 м и величину опасного пути троллейбуса до 0,42-1,32.м. На фиг.1 изображен штангоуловитель; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - инерционный механизм с электроконтактами; на фиг.4 - то же. вид сбоку; на .фиг. 5 - электросхема штангоуловителя, установленного на троллейбусе; на фиг,6 - принципиальная электрическая схема штангоулови- теля; на фиг. 7 - механизм сцетления вала электродвигателя с валом барабана; на фиг. 8 - разрез А-А на фиг.7. Предлагаемый штангоуловитель имеет электродвигатель 1, к крышке 2., которого крепится корпус 3 штангоуЛовитёля. На валу 4 электродвигателя неподвижно насажен механизм сцепления этого вала с валом барабана. Механизм сцепления включает в себя рычаг 5, шпонку 6, маховик 7, свободно сидящий на рычаге 5, две собачки 8, сидящие на осях 9, кото-, рыв, в свою очередь, закреплены неподвижно в маховике 7. На втулке маховика свободно насажено кольцо-фиксатор 10-на котором неподвижно закреплены два штифта П, В рычаге 5 имеется соответственно два отверстия 12, в них в нагруженном для работы положении входят указанные штифты П. На конце втулки 5 закреплен храповик 13, взаи- модействующий с собачкой 14, ось которой закреплена на крьш1ке 2 электродвигателя1, За хвостовую часть каждой собачки S держатся пружины 15. вторым концом эти пружины зацеплены за упоры 1Ь, которые расположены неподвижно на маховике 7, К крышке 2 шарнирно прикреплен рычат 17 с пружиной 18, поджимакщий кольцо-фикса34222

тор 10 к маховику 7. Один конец рычага 17 выходит через прорезь в корпусе 3 за его пределы и служит для выведения из зацепления вала электро- двигателя с валом барабана. 5

Соосно с валом 4 электродвигателя 1 на подшипниках 19 (см.фиг.I) установлен, вал 20 барабана 21. Подшипники 19 находятся в о(новании 22, которое болтами 23 крепится к кор- ю пусу 3 штангоуловителя. Внутренний подшипник 19 расположен в крышке 24, которая болтами 25 крепится к основанию 22. В кольцевой полости, образованной основанием и крышкой 24, f5 размещена ленточная пружина, служащая для выбора слабины -каната 26.

Один конец пружины упирается в уступ вала 20 барабана 21, второй конец жестко закреплен в крышке 24. 20 На валу 20 на шпонке 27 насажен барабан 21. На конце вала 20 закреплен храповик 28. На барабан 21 наматывается канатик 26. На другом конце вала 20 на шпонке 29 (фиг.1 и 6) 25 насажен фланец 30 инерционного механизма. На фланце 30 при помощи подшипника 31 установлен маховик 32, в котором закреплена изоляционная плитка. На плитке установлена направ-зо ляющая, внутри которой находится пружина 33, подпружинивающая планку подвижного контакта 34.

В маховик 32 запрессован упор 35, входящий в ограничительный паз 36 фланца 30. На фланце 30 имеется стойка 37, через отверстие в которой проходит натяжной винт 3.8 пругхины 39. Последняя одним концом закреплена на 4о натяжном винте 38, а другим держится за упор 35. Натяжение пружины 39 регулируется гайкой 40. В центральное отверстие фланца 30 своим буртом вхо. ;ит втулка токосъемника 41. На нее 5 напрессована изоляционная втулка 42, на наружной поверхности которой закреплены- два изолированных друг от друга токосъемных кольца 43, в соприкооновение с которыми входят щетки 44 , 50 закрепленные в кронштейне щеткодержателя, который прикреплен к основанию 22 (фиг. 1). Втулка токосъемника 41 крепится к фланцу 30 винтом 45, а к самой втулке двумя винта- 55 ми 46 присоединен контактодержа- . тель 47, в котором закреплены два контакта 8.

144

Штангоуловитель имеет следующую электрическую схему (см; фиг. 5 и6) К низковольтной сети троллейбуса через предохранитель 49 и контакт 50 подключен электродвигатель 1 штангоуловителя, а через предохранитель 51 - схема управления, состоящая из электромагнитного реле 52 с двумя обмотками и контактами 53-56, конденсатора 57, токового реле 58, вьжлючателя 59 управления схемой, выключателя 60, принудительного снятия штанги, концевого выключателя 61, служащего для отключения электродвигателя 1 в тот момент, когда штанга притянута на определенное расстояние в крышке троллейбуса.

В схему управления входят также катушка 62 и контакт 48 инерционного механизма.

Работает штангоуловитель следующим образом.

При срыве головки токоприемника с контактного провода 63 во время своего движения вверх штанга натягивает канат 26 и передает рывок на барабан 21 (см.фиг.I), к которому канатик прикреплен вторым своим концом. Этот рывок, направленный на поворот барабана, приводит к отклонению маховика 32 (фиг.1,3) на некоторый угол относительно барабана 21, вала 20 и фланца 30. При этом планка подвижного контакта 34 входит в соприкосновение с контактами 48,

В результате одна из обмоток элекромагнитного реле 52 оказывается под напряжением, вследствие чего контакты 53,55,56 замкнутся, а контакты 5 разомкнутся. Если в этот момент высокое напряжение по-прежнему будет в обмотке токового реле 58, т.е, будет иметь место лишь рьток штанги 64 без схода головки токоприемника с контактного провода 63, то контакт то-, кового рр.ле 58 не замкнется, и ка:тушка 62 не получит питания.Следовательно, и электродвигатель 1 не начнет работать. Останется по-прежнему

обесточенной и вторая обмотка реле 52 (удерживающая). Первая обмотка реле 52 будет под -напряжением до тех пор, пока не разрядится конденсатор 57. Такая задержка в поддержании напряжения в цепи первой обмотки реле 52 нужна для обеспечения совпадения по времени включеяия токового реле 58 и контактов 34 и 48

5

инерционного механизма. В случае, если при наличии рывка головка токоприемника сошла с контактного провода, и высоковольтное напряжение отсутствует , контакты токового реле 58 замкнутся. Через контакт 55 реле и конечный выключатель 61 на катушку 62 поступит напряжение от низковольтной сети троллейбуса. Оказавшись под напряжением, катушка 62 замкнет контакт 50, и электродвигатель 1, оказавшись также под напряжением, начнет работать. При пуске электродвигателя 1 рычаг 5 (фиг.5), сидящий на валу А электродвигателя, поворачиваясь вокруг своей оси, нажимает на хвостовики собачек 8, поворачивает их вокруг осей 9 и вводит в зацепление с храповиком 28. В результате этого вал 20 приходит во вращение вместе с барабаном 21, Последний, вращаясь, наматывает натяжной канат 26, опуская тем самым штангу 64 до тех пор, пока не сработает концевой выключатель 61. СрабатЬшая (размыкаясь) концевой выключатель обесточивает катушку 62, которая, в свою очередь, размьпсает

46.

контакты 50, останавливая электродвигатель 1. Барабан 21 от обратного поворота под воздействием штанги 64 удерживается храповиком 13 и собачкой 14.

Водитель перед постановкой штанги на контактный провод должен во избежание ложного срабатьюания штангоуловителя отключить его, разомкнув контакты выключателя 59. При постановке штанг в рабочее положение нужно слегка ослабить натяжение каната 26 и рычагом 17 вывести штифты II из отверстий 12 рычага 5. Пружины- 15 выведут собачки 8 из зацепления с храповиком 28.. После этого можно ставить головки штанг на контактный провод. При необходимости водитель может опустить штанги, не сходя со своего рабочего места, для этого ему нужно .замкнуть контакт вьвслючателя 60, при этом оказьгоается под напряжением катушка 62, которая замыкает контакты 50 и включает электродвигатель 1.

Приоритет по п.2 исчислять с 12Л0.1970.

Фиг.

Фиг. 2

фиг.З

Z

Фт.Ч

Похожие патенты SU422214A1

название год авторы номер документа
Устройство управления штанго-улОВиТЕлЕМ ТОКОпРиЕМНиКАТРОллЕйбуСА 1977
  • Кузнецов Алексей Михайлович
  • Морозов Анатолий Яковлевич
  • Хорольский Владимир Александрович
  • Христофоров Христофор Павлович
SU793827A1
ТОКОПРИЕМНИК 2002
  • Голубев М.П.
  • Кулаков А.В.
  • Романенков А.П.
RU2232686C2
Устройство для автоматического улавливания и опускания штанги токоприемника троллейбуса 1973
  • Тимченко Александр Иванович
  • Ленович Аркадий Семенович
  • Стройников Владимир Германович
  • Войтенко Андрей Александрович
  • Тимченко Людмила Леонидовна
  • Иванович Виктор Михайлович
SU600003A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЛАВЛИВАНИЯ ШТАНГ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСА 2001
  • Хорошилов Владимир Петрович
  • Скоромыслов Н.П.
  • Кабезький В.И.
  • Грачев Юрий Иванович
  • Жушма Антонина Павловна
RU2209143C1
Токоприемник 1970
  • Морозов А.Я.
  • Кузнецов А.М.
SU418004A1
ТРОЛЛЕЙБУС С ЧАСТИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2012
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2493027C1
Устройство для автоматического улавливания токоприемных штанг троллейбуса 1976
  • Тимченко Александр Иванович
  • Ленович Аркадий Семенович
  • Белоцерковец Валентин Васильевич
  • Стройников Владимир Германович
  • Тимченко Людмила Леонидовна
SU672075A1
ШТАНГОУЛОВИТЕЛЬ 1947
  • Андрюхин Т.Я.
  • Машинцев Е.В.
SU85442A1
ЭКОБУС 1997
  • Конобасов М.В.
  • Кохан Г.А.
  • Кулаков А.В.
  • Рудаков Р.Н.
  • Тимофеев А.А.
  • Филановский В.З.
RU2166440C2
Быстродействующее устройство для опускания штанг токоприемников 1948
  • Карпов Н.А.
SU82851A1

Иллюстрации к изобретению SU 422 214 A1

Реферат патента 1984 года Штангоуловитель для токоприемников троллейбусов

1.тТАНГОУЛОВИТЕЛЬ ДЛЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСОВ, содержащий барабан с канатом, соединенным с токосъемным башмаком токоприемника, привод барабана в виде злект- . родвигателя со схемой питания, о'т- личающийся тем, что, с целью повьпиения надежности работы, он снабжен инерционным механизмом.выполненным в виде маховика, насаженного на вал барабана и взаимодействующего с контактами, включенными в цепь злектросхемы питания злектродвигателя, в которую дополнительно введены 'контакты реле минимального тока, включенного в силовую цепь, и злемент задержки злект- рического С21гнала.2.Штангоуловитель по п.1,о т л и- ч а ю щ. и и с я тем, что, с целью возможности регулировки чувствительности срабатывания, инерционный мех?Шиэм снабжен демпфирующим регулятором инерционных тел, выполненным, например, в виде стяжной пружины с натяжным винтом.

Формула изобретения SU 422 214 A1

«h

«Cs

IT

5

«q Л

fO

s§ 1Г

i

Фиг.7

SU 422 214 A1

Авторы

Кузнецов А.М.

Морозов А.Я.

Даты

1984-11-15Публикация

1967-05-03Подача