Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода Советский патент 1975 года по МПК B01J11/32 

Описание патента на изобретение SU456398A3

(54) КАТАЛИЗАТОРНЫЙ БЛОК ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ОТ ОКИСИ УГЛЕРОДА

Похожие патенты SU456398A3

название год авторы номер документа
Катализатор для очистки отработанного газа,содержащего окись углерода 1971
  • Есихиро Куниясу
  • Тосиюки Сакаи
  • Хирото Сакаи
SU463252A3
Способ прессования элементов катализатора для очистки отработанных газов от окиси углерода 1971
  • Есихиро Куниясу
  • Тосиюки Сакаи
  • Хирото Сакаи
SU457202A3
Катализатор для очистки отработанного газа, содержащего окись углерода 1971
  • Куниясу Есихоро
  • Сакаи Тосиюки
  • Огами Такаси
SU450388A3
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА ДЛЯ ОЧИСТКИ ГАЗА 1972
  • Франко Буономо, Витторио Фатторе, Джианфранко Занони
  • Бруно Нотари
SU432704A3
Способ обессеривания крекинг-бензина 1977
  • Ральф Джеймс Бертоласини
  • Тревелайан Арлингтон Сью-Эй-Кван
SU1151216A3
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ОЧИСТКИ ГАЗА 1972
SU433665A3
Способ каталитического получения ненасыщенных нитрилов 1972
  • Фатторе Витторио
  • Моресини Паоло
  • Ребора Пьерлуиджи
  • Нотари Бруно
SU437276A1
НЕЙТРАЛИЗАТОР-ГЛУШИТЕЛЬ 2002
  • Мухутдинов Р.Х.
  • Самойлов Н.А.
  • Яханов В.В.
  • Абдрахимов Ю.Р.
RU2227831C1
Катализатор для очистки газа, содержащего окись углерода 1970
  • Сигехико Кобаяси
  • Казухиде Миязаки
  • Мичиаки Ямамото
SU525419A3
СПОСОБ ОЧИСТКИ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Золотушкин Андрей Аронович
  • Сержантов Виктор Геннадиевич
RU2323769C1

Иллюстрации к изобретению SU 456 398 A3

Реферат патента 1975 года Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода

Формула изобретения SU 456 398 A3

1

Изобретение относится к катализаторам, используемым для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания от окиси углерода.

Известен катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода на основе окислов марганца и окислов свинца или окислов висмута.

К недостаткам известного катализаторного блока относятся высокое сопротивление потоку отработанных газов (образование обходных путей для выхлопных газов из-за вибраций, возникающих при движении автомобиля, и истирания таблеток катализатора) и короткий срок службы катализатора (разрушение таблеток катализатора из-за истирания и неравномерного распределения температур).

Кроме того, существует опасность выброса катализатора наружу вместе с отработанными газами.

Цель изобретения-уменьшение сопротивления потоку газа и увеличение срока службы катализатора - достигается тем, что прессованные элементы катализатора, имеющие в поперечном сечении форму кольца, четырехугольника или сектора, собирают в катализаторный блок таким образом, чтобы он имел в поперечном сечении форму многоугольника, круга или сектора.

Элементы катализатора готовят путем горячего прессования порошкообразной смеси компонентов катализатора при температуре 200- 700, преимущественно 300-бОО С, и давлении 1-10, предпочтительно 2-5 т/см.

Весовое процентное соотношение между окислами марганца и окислами свинца обычно составляет 75 : 25-25 : 75, предпочтительно 60 : 40-40 : 60, а между окислами марганца и окислами висмута 95 : 5-50 : 50, предпочтительно 90 : 10-70:30.

Кроме основных компонентов в катализатор можно вводить 5-10, предпочтительно 7- 8 вес. %, добавки, выбранной из группы, содержащей окислы щелочноземельных металлов, таких, как магний, кальций или барий, окислы редкозел1ельных элементов, таких, как иттрий, лантан, церий или неодим, окислы алюминия, кремния и висмута, окислы переходных металлов, таких, как медь, железо, никель и кобальт.

В катализатор, состоящий из окислов марганца и окислов свинца, обычно вводят 5-40, предпочтительно 5-30 вес. %, окислов висмута или переходных металлов.

В катализатор, содержащий окислы марганца и окислы висмута, предпочтительно добавляют 5-60, лучше 10-30 вес. %, переходных металлов.

В качестве связующего при приготовлении элементов катализатора используют порошкообразные металлы, например порошкообразные медь, железо, никель, олово, алюминий или их сплавы, которые хорошо прессуются и повышают механическую прочность готовых элементов катализатора.

Количество элементов катализатора, устанавливаемых в контейнере в автомобиль, зависит от объема выхлопных газов.

Элементы катализатора должны иметь такую форму, которая позволит увеличить площадь контакта с отработанными газами при компактной упаковке элементов катализатора в катализаторном блоке. Для увеличения площади контакта с отработанными газами на поверхпости элементов катализатора делают канавки и/или создают перфорированные участки с заданной площадью поперечного сечения внутри элемента.

Из отдельных элементов катализатора собирают катализаторный блок, в котором отдельные элементы расположены оптимальным образом.

Так, при упаковке катализаторного блока в контейнер цилиндрической формы отдельные элементы катализатора имеют в поперечном сечении форму кольца, причем диаметр внешней окружности первого элемента равен диаметру контейнера, диаметр внешней окружности второго элемента равен диаметру внутренней окружности первого элемента и т. д.

При использовании отдельных элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму сектора, радиус окружности, ограничивающей сектор, должен быть равен радиусу контейнера. Собранные таким образом блоки устанавливаются в контейнере друг на друга до его заполнения.

Контейнеры, имеющие в поперечном сечении форму четырехугольника, заполняют одинаковыми по конфигурации и размеру плоскими четырехугольными пластинами, поверхность которых снабжена канавками, причем поперечные сечения пластины и контейнера подобны по форме и равны по площади.

Применение предлагаемого катализаторного блока позволяет увеличить площадь контакта с отработанными газами; исключить образование обходных путей для них, предотвратить опасность выброса катализатора наружу вместе с отработанными газами; уменьшить сопротивление потоку отработанных газов при прохождении через катализатор иувеличить срок службы катализатора.

Предлагаемый катализаторный блок может производиться в массовом масштабе, легко собирается и эксплуатируется.

Кроме того, он может одновременно служить глушителем в автомобиле.

На фиг. I изображен поперечный разрез катализаторного блока, собранного из нескольких элементов; на фиг. 2 - поперечный разрез цилиндрического контейнера с помещенным в него катализаторным блоком; на фиг. 3- контейнер, заполненный несколькими катализаторными блоками, изображенными на фиг. 2; на фиг. 4 и фиг. 5 - способы упаковки элементов катализатора в блок внутри контейнеров для катализатора; на фиг. 6 - продольный разрез контейнера, заполненного катализаторными блоками, показанными на фиг. 4 и фиг. 5 и расположенными в несколько этажей.

Из отдельных элементов 1 катализатора с необходимым числом канавок 2 и отверстий 3 собирают катализаторный блок и помещают его в контейнер 4, предварительно защитив торцевые поверхности блока сеткой 5. Элементы 1 катализатора могут иметь в поперечном сечении форму сектора (см. фиг. 1), кольца (см. фиг. 2) и четырехугольника (см. фиг. 4).

Пример 1. В течение 24 час 7 кг электролитической двуокиси марганца (МпОа) и 3 кг свинцового сурика (РЬзО4) измельчают в шаровой мельнице до размера частиц меньше 200 меш, вводят в гнездо матрицы, нагретой до 400°С, нагревают до 400°С и прессуют 5 мин под давлением 4 т/см, получая элементы катализатора (см. фиг. 1), сопротивление которых сжатию составляет 200-300 кг/см (сопротивление сжатию обычных таблеток катализатора 100 кг/см2).

Из элементов катализатора собирают блок (см. фиг. 1), в количестве кг вносят в контейнер, помещают его в автомобиль «Керол 360° и пропускают через него отработанные газы с температурой 600°С. Через 400 час работы катализатора очищенный газ содержит более 1% окиси углерода и менее 100 ррт углеводородов, степень превращения 90%.

Через указанный промежуток времени .наблюдается снижение концентрации окислов азота, незначительное изменение конфигурации элементов катализатора и не наблюдается никакого снижения к.п.д.

Пример 2. После измельчения в шаровой мельнице аналогично примеру 1 прессуют смесь из 5 кг химически чистой двуокиси марганца (МпО2) и 3 кг свинцового сурика (РЬз04) с размером частиц меньше 200 меш и 2 кг порошкообразной электролитической меди (Си) с размером частиц 100 меш. Сопротивление сжатию полученных элементов 500 кг/см. Через 300 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов . Кроме того, наблюдается снижение концентрации окислов азота.

Пример 3. Тщательно смешивают 1,5 кг электролитической двуокиси марганца (МпОа), 1,0 кг полуторной окиси маргапца (МпгОз) и 7 кг свинцового сурика (РЬз04) с размером частиц меньше 200 меш и 3 кг порошкообразного железа (Fe) с размером частиц 100 меш, прессуют, как в примере 1, и получают элементы катализатора с канавками, сопротивление которых сжатию составляет 600-700 кг/см. Из элементов катализатора собирают блок (см. фиг. 5) и в количестве 4 кг помещают в контейнер, который устанавливают в автомобиле. Через 400 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов - 70°/Q. При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанный газ содержит 4,5 и 0,3% окиси углерода и 220 и 80 ррт углеводородов соответственно. После очистки в контейнере с катализатором газ содержит 1,2 и 0,05% окиси углерода и 60 и 25 ррт углеводородов при соответствующем режиме работы автомобиля. Пример 4. Смешивают 9,5 кг полуторной окиси марганца (МпаОз), 500 г полуторной окиси висмута (BigOs), 500 г извести и 500 г полуторной окиси лантана (Ьа2Оз) с размером частиц меньще 200 меш, изготовляют элементы катализатора той же конфигурации, что и в примере 3, собирают их в блок (см. фиг. 5) п в количестве 4 кг помещают в цилиндрический контейнер. Через 300 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов превышает 80%. При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат 4,6 и 0,4% окиси углерода и 230 и 90 ррт углеводородов соответственно. Очищенный в контейнере с катализатором отработанный газ содержит 0,8 и 0,08% окиси углерода и 45 и 15 ррт углеводородов цри соответствующем режиме работы автомобиля. Пример 5. Смешивают 5 кг электролитической двуокиси марганца (МпО2), 5 кг пятиокиси висмута (Bi205), 200 г окиси магния (MgO) и 300 г окиси трехвалентного железа (Ре2Оз) с размером частиц меньше 200 меш и 1 кг порошкообразного железа (Fe) с разме/ -Cv с у о jl

, О Х,/0 ( ,

о

/у « о,

-Ч о

iJ5 1

/ i-

/J л-r

:- -:/СШр5й

)

fW:

л K;v-.-U. V;; ;-/:V- ::A -1

ром частиц 100 меш, изготовляют элементы катализатора той же конфигурации, что и в примере 3, собирают их в блоки (см. фиг. 4) и в количестве 4 кг помещают в контейнер. Через 400 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов -80%. При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат 4,8 и 0,5% окиси углерода и 250 и 90 ррт углеводородов соответственно. После очистки отработанный газ содержит 0,9 и 0,1% окиси углерода и 50 и 15 ррт углеводородов при соответствующем режиме работы автомобиля. Пример 6. Из элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму кольца, с канавками на периферии, собирают блок (см. фиг. 2), помещают его в контейнер (см. фиг. 3) и используют для очистки отработанных газов автомобилей. Пример 7. Из элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму четырехугольника, с канавками с одной стороны собирают блок (см. фиг. 4), помещают его в контейнер и используют для очистки отработанных газов автомобилей. Предмет изобретения Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода на основе окислов марганца и окислов свинца или окислов висмута, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления потоку газа и увеличения срока службы катализатора, катализаторный блок имеет в поперечном сечении форму многоугольника, круга или сектора и собран из прессованных элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму кольца, четырехугольника или сектора.

Фие 3

ifФиг и

/1

SU 456 398 A3

Авторы

Есихиро Куниясу

Тосиюки Сакаи

Хирото Сакаи

Даты

1975-01-05Публикация

1971-09-22Подача