Изобретение относится к устройствам для автоматического управления двигателем постоянного тока, работающим на двух различных напряжениях и состоящим из секционированного пускового сопротивления, из реле ускорения и контактов для автоматического замыкания накоротко секций этого сопротивления и из щунтового реостата для осуществления перевода двигателя с одного напряжения на другое. В предлагаемом устройстве, согласно изобретению, линейный контактор, служащий для присоединения двигателя к щине высщего напряжения, соединен с цепью двигателя через пусковое сопротивление. Это сделано с целью исключения из устройства переходного сопротивления в цепи якоря и использования пускового сопротивления и управляющих им реле и контакторов для перевода двигателя с низщего напряжения на высшее.
Предлагаемое устройство может быть применено для щирокой регулировки скорости двигателей постоянного тока, работающих на двух напряже|{иях, для привода резиновых каландров.
На чертеже изображена электрическая схема устройства; на чертеже сплошными линиями ,и пунктиром, состоящим из тире, показана известная схема,применяемая фирмой Метро-Виклерс; указанным пунктиром показана исключекиая чччсть .звестной ,слемы;
пунктиром же, состоящим из тире и точек, показано предлагаемое изменение схемы.
Устройство состоит из следующих приборов: 7-;линейный контактор, приключающий двигатель к сети меньщего напряжения (220 V), 2-линейный контактор, приключающий двигатель к сети высшего напряжения (440 V) 5, 4-контакторы прямого хода двигателя, 5, 6-- контакторы обратного хода, 7-контактор, включающий сопротивление, параллельно якорю на тихом ходу, S, 9, 10 - контакторы, шунтирующие пусковое сопротивление, 12 - контактор, включающий обмотку возбуждения, 13- контактор, включающий сервомотор щунтового реостата на прямой ход, /#-контактор, включающий сервомотор СМ щунтового реостата ШР на обратный ход, 73-2 -промежуточные реле, 25-реле, переключающее двигатель с меньшего напряжения (220 V) на высшее напряжение (440 V) и обратно при определенном положении ручки щунтового реостата, 27 vi 26-вспомогательные реле, служащие для шунтирования и дещунтирования шунтового реостата при переводе двигателя с меньшего напряжения,,на вьлсщее и обратно, 22-2 -максимальные реле, 27-реле ;Торможения Р1-Р9-кнопки управления, при нажатии которых получаются разные режи1 ы работы двигате, (iPj-
медленно вперед, Р -медленно назад, PS-короткий ход вперед, Р -короткий ход назад, Pg-быстро вперед, Pg-быстро назад, РТ-быстрее, Pg-медленнее, РЭ-стоп), - реле, управляющие ускорением двигателя при пуске (реле работают на принципе падения напряжения), 7/,-реле, управляющее ускорением двигателя при переходе с меньшего напряжения (220 V) на высшее (440 V); следует отметить, что реле 10 служат для управления ускорением двигателя при пуске и при переключении напряжения якоря; / з-R -секции сопротивления, служащего для запуска двигателя и для перехода с высшего напряжения на низшее, Рэ-R o-секции сопротивления динамического торможения, Д-дивертор-сопротивление, включаемое параллельно якорю двигателя для уменьшения его скорости, Я/Р-шунтовой реостат, Я- якорь двигателя, С-сериесная обмотка возбуждения, Ш-шунтовая обмотка, СЖ-сервомотор.
Устройство допускает восемь разных режимов работы посредством нажатия соответствующих кнопок управления
PI-PS.
При нажатии кнопок PI и Р, двигатель начинает вращаться медленно вперед или назад с минимальной скоростью. При этом в цепь-якоря включено пусковое сопротивление, а параллельно якорю включено шунтирующее сопротивление (содействующее также снижению скорости двигателя). При нажатии кнопок РЗ и Р получаются те же режимы работы, но двигатель вращается только в момент нажатия кнопок; при опускании этих кнопок двигатель останавливается.
При нажатии кнопок Pj и PG двигатель запускается на меньшее напряжение сети (220 V) в прямом и обратном направлении.
При этом пусковое сопротивление постепенно, по мере ускорения двигателя и спада пускового тока, замыкается накоротко посредством контакторов 8-9 и реле ускорения 8 и Р. По окончании запуска двигатель остается приключенным к сети меньшего напряжения (220 V) при полном токе возбуждения.
При нажатии кнопки РТ включается
сервомотор СМ, который начинает вращаться в прямом направлении и вводит сопротивление шунтового реостата; двигатель каландров начинает ускоряться, tiocne того, как введено все сопротивление шунтового реостата и двигатель достиг максимальной скорости на меньшем напряжении, при нажатой кнопке РТ включается контактор 25, отключающий контактор / и включающий контактор 2; тем самым двигатель отключается от сети меньшего напряжения (220 V) и присоединяется к сети высшего напряжения (440 V) через пусковое сопротивление. Одновременно закорачивается все сопротивление шунтового реостата посредством контактора 26. По мере спада переходного тока выпадают последовательно реле 11 , 9 и 10, которые посредством контакторов 8-10 закорачивают постепенно сопротивления RZ-Rf,, двигатель присоединяется на полное высшее напряжение (440 V). При дальнейшем нажатии кнопки P и продвижении рукоятки шунтового реостата включается контактор 26 посредством вспомогательного контактора 27; тем самым дешунтируется шунтовой регулятор: постепенно включается шунтовой регулятор, пока двигатель не достигнет максимальной скорости.
При нажатии кнопки PS сервомотор начинает вращаться в обратном направлении и двигатель замедляет свой ход. При этом все явления происходят, как и при нажатии кнопки РТ, только в обратном направлении.
Контакторы 7 и 2 для исключения возможности короткого замыкания снабжены электрической и механической блокировкой.
Точно так же снабжены механической и электрической блокировкой реверсивные контакторы 3-5 и 6-4.
Кнопка Рд служит для остановки двигателя.
Как видно из чертежа, в схеме фирмы Метро-Виккерс для перехода с меньшего на высшее напряжение установлены отдельное переходное сопротивление и отдельный контактор 11 для закорачивания этого сопротивления. В виду наличия только одной ступени переходного сопротивления (при диапазоне напряжения в 440-220 220 V)
переход с меньшего напряжения на высшее сопровождался чрезвычайно -большим толчком тока, который приводил к срабатыванию максимальных реле и выключению двигателя. В некоторых случаях двигатель при этом начинал дымить. При предлагаемой же схеме переход с меньшего напряжения на высшее и обратно происходит без толчка тока.
Таким образом при предлагаемой схеме получаются более спокойная эксплоатация и экономия в контакторе и переходком сопротивлении.
Предмет изобретения.
Устройство для автоматического управления двигателем постоянного тока,
работающим на двух различных напря.жениях, состоящее из секционированного пускового сопротивления, из реле ускорения и контакторов для автоматического замыкания накоротко секций этого сопротивления и из шунтового реостата для осуществления перевода двигателя с одного напряжения на другое, отличающееся тем, что, с целью исключения из устройства переходного сопротивления в цепи якоря и использования пускового сопротивления и управляющих им реле и контакторов для перевода двигателя с низшего напряжения на высшее, линейный контактор /, служащий для присоединения двигателя к шине высшего напряжения, соединен с двигателя через пусковое сопротивление.
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1935-10-14—Подача