В существующих электродвигательных приводах задвижек отключение электродвигателя производится посредством конечных выключателей с полного числа оборотов. Для точной остановки двигателя в момент закрытия задвижки конечные выключатели приводятся в действие от механизма, копирующего движение клапана задвижки (вентиля), однако, для предохранения задвижки и двигателя от поломки отключение двигателя производится несколько раньше, чем клапан дошел до своего крайнего положения, вследствие чего нельзя быть уверенными в достаточно плотном закрытии задвижки. Во многих случаях на газовых заводах требуется некоторое прижатие клапана к седлу после того, как клапан дошел до своего крайнего положения, с целью максимально плотного закрытия задвижки и, поэтому, существующая конструкция электрического привода задвижки в этом случае неприемлема.
В описываемом устройстве для того, чтобы двигатель и задвижка не подвергались ударам, скорость двигателя предварительно снижается до 10-20% от номинальной, а живая сила системы снижается до 1-4% от живой силы при полной скорости.
Момент двигателя снижается до небольшой величины, чтобы он был только в состоянии перемещать клапан задвижки и с небольшим усилием прижать его к седлу.
Указанное достигается следующим образом. На небольшом расстоянии от концевых положений клапана задвижки устанавливаются конечные выключатели /КВВи 1КВН (фиг. 1), приводимые в действие от винта, на котором насажен клапан задвижки.
Эти конечные выключатели не отключают двигателя, а только включают в егоглавную цепь внешние сопротивления, благодаря чему значительно понижается скорость двигателя и максимальное значение момента вращения; с весьма низкой скоростью двигатель доводит клапан до крайнего положения, затормаживается и прижимает клапан к седлу, закрывая плотно задвижку, после чего автоматически отключается.
Отключение двигателя может быть произведено:
1)в зависимости от функции тока посредством максимальных реле, которые действуют при затормаживании мотора и увеличении, вследствие этого, силы тока;
2)в зависимости от функции времени посредством реле времени, причем последние приводятся в действие конечными выключателями и выключают двигатель через определенный период времени, в течение которого он успевает
7 ривёсти клапан задвижки до его крайнего положения и затормозиться.
Реле времени могут быть также приведены в действие от специальных выключателей, устанавливаемых в непосредственной близости от крайних положений задвижки. Так как момент срабатываний конечных выключателей не играет особой роли, то конечные выключатели могут быть упрощенной кон-струкции без копирующего механизма.
Для привода задвижек могут быть применены двигатели постоянного тока и асинхронные двигатели с фазовым ротором; сопротивления включаются в главной цепи двигателя. Для расширения диапазона регулировки скорости двигателя и получения более пологой характеристики зависимости числа оборотов от нагрузки можно рекомендовать при постоянном токе регулировать скорость щунтированием якоря, причем внешние сопротивления включаются по ледовательно с якорем мотора и параллельно ему, вследствие чего значительно уменьшается максимальное напряжение на зажимах двигателя и его максимальная скорость при слабых нагрузках.
На принципиальной схеме управления приводом с двигателями постоянного тока, показанной на фиг. 1, введены следующие обозначения:
Л-линейный масляник, приключающий двигатель к сети,
В-контактор прямого хода в сторону закрытия задвижки,
Н-контактор обратного хода в сторону открытия задвижки,
У-контактор ускорения, закорачивающий пусковое сопротивление,
М-контактор замедления, з корачивающий сопротивление хода,
РУ-реле ускорения, замыкающее цепь конта«тора ускорения после разбега двигателя,
РМ-реле максимальное, выключающее двигатель после того, как клапан дошел до крайнего положения и двигатель затормозился,
1КВН-конечный выключатель, включающий сопротивление тихого хода при движении двигателя в сторону открытия задвижки на небольшом расстоянии от 14онцевого положения,
2КВВ-конечный выключатель, включающий сигнальную лампу при полном закрытии задвижки,
2/ifS//-конечный выключатель, включающий сигнальную лампу при полном открытии задвижки.
Закрыт-кнопка управления, включающая двигатель в прямом направлении в сторону закрытия задвижки.
Открыт-кнопка управления, включающая двигатель в обратном направлении в сторону открытия задвижки,
3-сигнальная зеленая лампа, указывающая на полное закрытие задвижки,
К-сигнальная .красная лампа, указывающая на полное открытие задвижки,
1R-пусковое сопротивление,
2R-регулировочное сопротивление, включаемое последовательно с якорем двигателя,
4R-разрядное сопротивление.
Действие устройства происходит следующим образом. При нажатии кнопку закрыт включается контактор прямого хода В; вслед затем включается линейный контактор Л и двигатель приклюдается к сети через пусковое сопротивление в прямом направлении.
По истечении выдержки времени реле РУ последнее включает контактор У, закорачивающий пусковое сопротивление 1R. Двигатель развертывается до полной скорости и работает по характеристике / фиг. 2, в точке а, соответствующей номинальному моменту, причем клапан вентиля перемещается в сторону закрытия. На небольшом расстоянии от концевого положения срабатывает конечный выключатель JKBB, выключающий контактор М при этом дешунтируется сопротивление 2R и реле РМ и включает сопротивление 3R, шунтирующее якорь. Двигатель замедляет свою скорость и переходит на работу по характеристике // в точке С. Когда клапан дошел до конечного положения и двигатель затормозился, прижимая клапан к седлу, ток возрастает (соотг ветствует точке d кривой //), и реле РМ отключит двигатель от сети.
Как только выпал линейный контактор Л, включается обратно контактор /И, шунтирующий регулировочное сопротивление. После того, как клапан дошел
до крайнего положения, включается конечный выключатель 2КВВ и загорается зеленая лампа, указывающая на закрытие клапана.
При закрытом положении клапана (начиная с момента срабатывания 1КВВ), двигатель может быть пущен только в обратном направлении, в сторону открытия клапана. При нажатии, кнопки открыт двигатель включается в обратном направлении и по окончании периода разбега и замыкания контактора У начинает работать на полной скорости. При этом сперва замыкается конечный выключатель 1КВВ, чем подготовляется возможность пуска в прямом направлении, затем открывается конечный выключатель 1КВН и двигатель замедляет «вою скорость.
Предмет изобретения.
1. Устройство для электрического привода задвижек водяных и газовых насосных установок, содержащее конечные выключатели для автоматичесног выключения реверсивного двигателя задвижки в конечных положениях последней, отличающееся тем, что конечные выключатели, расположенные так, что они приводятся в действие ранее прихода задвижки в конечные положения, включены в цепь катушки контактора М, служащего для последовательного включения в цепь двитателя сопротивления 2R, ограничивающего его скорость для включения параллельно с якорем двигателя тормозного сопротивлевдя 3ft и для включения реле РМ тока или реле времени, служащего для выключения линейного контактора Л в конечных положениях задвижки, с целью замедления двигателя на некотором расстоянии до конечных положений задвижки.
2. Видоизменение устройства по R.1, отличающееся тем, что для включения реле времени применены специальные концевые контакты упрощенной конструкции, расположенные вблизи от конечных положений задвижки.
Линия идеального холостого хода
50 40 И О 20 40 60 80 100 120 140 160 Н%
фиг.2
момент 0% от номинального
mJ
Р я
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1935-11-03—Подача