Встроенный тормоз электродвигателя Советский патент 1976 года по МПК F16D65/38 

Описание патента на изобретение SU501221A1

1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный на валу ротора якорь, подпружиненный тормозной пружиной диск и связывающее их компенсирующее устройство, выполненное в виде разжимной цанги м тяги, установленных в полости вала.

Однако такое выполнение компенсирующего устройства громоздко и сложно в изготовлении.

Целью изобретения является упрощение конструкции тормоза.

Это достигается за счет того, что компенсирующее устройство выполнено в виде свободно установленного на валу стакана с крышкой и проходящих через их торцовые отверстия подпружиненных тяг, каждая из которых имеет центральный выступ, взаимодействующий с внутренней кромкой отверстия крышки, и оси на концах, свободно установленные соответственно в криволинейной прорези, выполненной в якоре, и в отверстии, выполненном в диске, а днище стакана поджато к упорному кольцу, закрепленному на валу.

Упорное кольцо может быть установлено с наружной стороны днища стакана, поджатого к нему тормозной пружиной, либо - с внутренней стороны днища стакана, поджатого

к нему дополнительными пружинами, установленными в торцовых отверстиях, выполненных в якоре, и подвижно связанного с последним осевыми винтами.

На фиг. 1 показан предлагаемый тормоз в продольном разрезе; на фиг. 2 - схема работы компенсирующего устройства; на фиг. 3 - схема действующих сил в точке контакта оси 7 с кромкой прорези при расторможенном

двигателе; на фиг. 4 - вариант выполнения тормоза.

На валу 1 электродвигателя (фиг. 1) находятся якорь 2 и тормозной диск 3, имеющие возможность аксиального перемещения по

валу на шлицах 4. Якорь 2 и тормозной диск 3 соединены тягами 5 с помощью оси 6, а другой конец посредством оси 7 соединяется с прорезью 8 в выступе якоря 2. Тормозная пружина 9 упирается одним концом в днище

стакана 10, поджатого к упорному пружинному кольцу II, другим концом - в тормозной диск 3 и прижимает его вместе с наклеенной на него тормозной накладкой 12 к тормозному конусу 13, являющемуся одиовременно щитом электродвигателя. Стакан 10 имеет крышку 14, с которой он соединен посредством резьбы и шплинта 15. Чтобы удержать тяги 5 в прижатом к крышке 14 положении, в тягах сделаны выемки 16, в которые

вставлено пружинное распорное кольцо 17,

С целью уменьшения наклона прорезей 8 относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения вала 1, до величины,, исключающей проскальзывание оси 7 вдоль кромки этих прорезей при расторможенном тормозе, тяги 5 снабжены специальными выступами 18, рабочий профиль которых, увеличивая угол поворота тяг, обеспечивает указанное уменьщение наклона прорезей 8.

На фиг. 4 изображен вариант исполнения встроенного тормоза с. подвижным стаканом 10. Для этого днище стакана установлено слева от пружинного кольца 11 и крепится к выступам якоря 2 осевыми винтами 19 и подпружинивается дополнительными пружинами 20. Для упора тормозной пружины служат шайба 21, которая устанавливается на валу 1 справа от пружинного кольца 11.

Встроенный тормоз работает следующим образом.

При включении двигателя якорь 2 под действием магнитных сил притягивается к торцовой поверхности ротора и смещается влево на величину зазора а. При этом вместе с якорем 2 через тяги 5 смещается влево и тормозной диск 3, отходя от тормозного конуса 13. Ротор электродвигателя расторможен.

При отключении электродвигателя электромагнитные силы в роторе исчезают, и тормозная пружина 9 прижимает тормозной диск 3 к тормозному конусу 13. Система заторможена.

При этом очевидно, что по мере износа тормозных накладок 12 и тормозного конуса 13 диск 3 будет все дальше смещаться вправо.

Одновременно со смещением тормозного диска 3 вправо, происходит разворот тяги 5 на некоторый угол а за счет взаимодействия выступа 18 тяги 5 с внутренней кромкой отверстия крышки 14.

На фиг. 2 положение I показывает начальный момент работы тормозного устройства; положение II - конечный момент, когда в результате износа тормозных поверхностей тяга 5 под действием тормозной пружины 9 сместилась вправо на величину б.

В положении I расстояние между центром оси 6 и торцовой поверхностью якоря 2 равно (Х)+г/0.

Это же расстояние для положения II равно (xz-i-yz). Из чертежа видно, что (Xi-}-yi)- - (х2+-У2)б, т. е. смещение конца тяги 5 в результате износа тормозных поверхностей не вызвало смещения якоря 2, а компенсировалось увеличением расстояния t/i до yz за счет поворота тяги 5 и увеличением расстояния xi до Х2 за счет кривизны прорези 8.

На фиг. 3 даны следующие обозначения: Р - часть силы тормозной пружины (находящейся в сжатом состоянии), действующей вдоль одной тяги; PI - составляющая силы Р, действующая перпендикулярно к кромке прорези 8; Я J - реакция кромки прорези в точке О, равная величине и направленная

противоположно силе Р; PZ - составляющая силы Р, действующая вдоль кромки прорези 8; - сила трения, создаваемая силой Р и направленная в сторону, противоположную направлению силы Р.

Проскальзывание оси 7 вдоль кромки прорези 8 отсутствует при условии Fi-p Pz, т. е. результирующая этих сил должна быть равна нулю. А для этого угол наклона прорези

8 не должен быть больше угла самоторможения, определяемого фрикционными свойствами материала и поверхности.

Тормоз, выполненный по варианту, изображенному на фиг. 4, работает следующим образом.

При включении двигателя стакан 10 смещается влево вместе с якорем 2. При отключении двигателя якорь 2 под действием тормозной пружины 9 смещается вправо на величину а и за счет пружин 20 толкает перед собой стакан 10 до упора в кольцо 11.

Таким образом, при включении двигателя, когда якорь 2 движется влево к торцу ротора и тянет за собой тяги 5, они не проскальзывают относительно крышки 14, которая смешается вместе с тягами 5 на величину а и исключает износ крышки 14 и тяг 5 в местах их контакта.

Компенсация же износа и в том и в другом

варианте осуществляется при отключенном электродвигателе, когда исчезает сила, притягивающая якорь. Таким образом сила трения в точке О становится меньше составляющей PZ силы пружины 9. Пружина 9, прижимая тормозной диск 3 к тормозному конусу 13 и разворачивая тяги 5 на определенный угол, заставляет ось 7 скользить по кромке прорези 8 до тех пор, пока тормозные поверхности не войдут полностью в контакт. При

включении двигателя магнитные силы, притягивающие якорь, сжимают пружину, создаваемая ею в сжатом состоянии сила Р создает силу трения тр, которая не позволяет оси 7 скользить вдоль кромки прорези 8 и тяги

5, оставаясь в положении, занятом ими до включения двигателя, и отодвигают тормозной диск 3 от тормозного конуса 13.

Та.ким образом, воздушный зазор между торцом ротора и якорем при замкнутой

тормозной системе и между тормозными поверхностями при разомкнутой тормозной системе остается постоянным.

Формула изобретения

1. Встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный на валу ротора якорь, подпружиненный тормозной пружиной диск и связывающее их компенсирующее

устройство, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, компенсирующее устройство выполнено в виде свободно установленного на валу стакана с крышкой и проходящих через их торцовые отверстия

подпружиненных тяг, каждая из .которых

имеет центральный выступ, взаимодействующий с внутренней кромкой отверстия крышки, и оси на концах, свободно установленные соответственно в криволинейной прорези, выполненной в якоре, и в отверстии, выполненном в диске, а днище стакана поджато к упорному кольцу, закрепленному на валу.

2. Тормоз по п. I, отличающийся тем, что упорное кольцо установлено с наружной

стороны днища стакана, поджатого к нему тормозной пружиной.

3. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что упорное кольцо установлено с внутренней стороны днища стакана, поджатого к нему дополнительными пружинами, установленными в торцовых отверстиях, выполненных в якоре, и подвижно связанного с последним осевыми винтами.

Похожие патенты SU501221A1

название год авторы номер документа
Электродвигатель со встроенным тормозом 1982
  • Глядков Владимир Владимирович
SU1056374A1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2004
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2262175C1
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель 1980
  • Копейкин Юрий Петрович
SU974504A1
ВСТРОЕННЫЙ ТОРМОЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1973
SU396485A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ТОРМОЗОМ 1973
  • Ю. П. Шевель, Э. М. Гусельников В. И. Агалаков
SU377941A1
Колодочный тормоз 1973
  • Гусельников Эдуард Митрофанович
  • Тармаев Валерий Бадмажапович
SU436942A1
ВСТРОЕННЫЙ ТОРМОЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1973
  • Е. В. Кононенко, В. С. Гринберг, Э. М. Гусельников Э. А. Книпенберг
SU389328A1
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2006
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Петров Сергей Петрович
  • Савескул Артур Иванович
RU2315892C1
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2175408C1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА 1998
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
  • Сидоров Е.П.
RU2140700C1

Иллюстрации к изобретению SU 501 221 A1

Реферат патента 1976 года Встроенный тормоз электродвигателя

Формула изобретения SU 501 221 A1

13

12

11

SU 501 221 A1

Авторы

Глядков Владимир Владимирович

Даты

1976-01-30Публикация

1974-01-02Подача