1
Изобретение относится к области машиностроения.
Известен встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный на валу ротора якорь, подпружиненный тормозной пружиной диск и связывающее их компенсирующее устройство, выполненное в виде разжимной цанги м тяги, установленных в полости вала.
Однако такое выполнение компенсирующего устройства громоздко и сложно в изготовлении.
Целью изобретения является упрощение конструкции тормоза.
Это достигается за счет того, что компенсирующее устройство выполнено в виде свободно установленного на валу стакана с крышкой и проходящих через их торцовые отверстия подпружиненных тяг, каждая из которых имеет центральный выступ, взаимодействующий с внутренней кромкой отверстия крышки, и оси на концах, свободно установленные соответственно в криволинейной прорези, выполненной в якоре, и в отверстии, выполненном в диске, а днище стакана поджато к упорному кольцу, закрепленному на валу.
Упорное кольцо может быть установлено с наружной стороны днища стакана, поджатого к нему тормозной пружиной, либо - с внутренней стороны днища стакана, поджатого
к нему дополнительными пружинами, установленными в торцовых отверстиях, выполненных в якоре, и подвижно связанного с последним осевыми винтами.
На фиг. 1 показан предлагаемый тормоз в продольном разрезе; на фиг. 2 - схема работы компенсирующего устройства; на фиг. 3 - схема действующих сил в точке контакта оси 7 с кромкой прорези при расторможенном
двигателе; на фиг. 4 - вариант выполнения тормоза.
На валу 1 электродвигателя (фиг. 1) находятся якорь 2 и тормозной диск 3, имеющие возможность аксиального перемещения по
валу на шлицах 4. Якорь 2 и тормозной диск 3 соединены тягами 5 с помощью оси 6, а другой конец посредством оси 7 соединяется с прорезью 8 в выступе якоря 2. Тормозная пружина 9 упирается одним концом в днище
стакана 10, поджатого к упорному пружинному кольцу II, другим концом - в тормозной диск 3 и прижимает его вместе с наклеенной на него тормозной накладкой 12 к тормозному конусу 13, являющемуся одиовременно щитом электродвигателя. Стакан 10 имеет крышку 14, с которой он соединен посредством резьбы и шплинта 15. Чтобы удержать тяги 5 в прижатом к крышке 14 положении, в тягах сделаны выемки 16, в которые
вставлено пружинное распорное кольцо 17,
С целью уменьшения наклона прорезей 8 относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения вала 1, до величины,, исключающей проскальзывание оси 7 вдоль кромки этих прорезей при расторможенном тормозе, тяги 5 снабжены специальными выступами 18, рабочий профиль которых, увеличивая угол поворота тяг, обеспечивает указанное уменьщение наклона прорезей 8.
На фиг. 4 изображен вариант исполнения встроенного тормоза с. подвижным стаканом 10. Для этого днище стакана установлено слева от пружинного кольца 11 и крепится к выступам якоря 2 осевыми винтами 19 и подпружинивается дополнительными пружинами 20. Для упора тормозной пружины служат шайба 21, которая устанавливается на валу 1 справа от пружинного кольца 11.
Встроенный тормоз работает следующим образом.
При включении двигателя якорь 2 под действием магнитных сил притягивается к торцовой поверхности ротора и смещается влево на величину зазора а. При этом вместе с якорем 2 через тяги 5 смещается влево и тормозной диск 3, отходя от тормозного конуса 13. Ротор электродвигателя расторможен.
При отключении электродвигателя электромагнитные силы в роторе исчезают, и тормозная пружина 9 прижимает тормозной диск 3 к тормозному конусу 13. Система заторможена.
При этом очевидно, что по мере износа тормозных накладок 12 и тормозного конуса 13 диск 3 будет все дальше смещаться вправо.
Одновременно со смещением тормозного диска 3 вправо, происходит разворот тяги 5 на некоторый угол а за счет взаимодействия выступа 18 тяги 5 с внутренней кромкой отверстия крышки 14.
На фиг. 2 положение I показывает начальный момент работы тормозного устройства; положение II - конечный момент, когда в результате износа тормозных поверхностей тяга 5 под действием тормозной пружины 9 сместилась вправо на величину б.
В положении I расстояние между центром оси 6 и торцовой поверхностью якоря 2 равно (Х)+г/0.
Это же расстояние для положения II равно (xz-i-yz). Из чертежа видно, что (Xi-}-yi)- - (х2+-У2)б, т. е. смещение конца тяги 5 в результате износа тормозных поверхностей не вызвало смещения якоря 2, а компенсировалось увеличением расстояния t/i до yz за счет поворота тяги 5 и увеличением расстояния xi до Х2 за счет кривизны прорези 8.
На фиг. 3 даны следующие обозначения: Р - часть силы тормозной пружины (находящейся в сжатом состоянии), действующей вдоль одной тяги; PI - составляющая силы Р, действующая перпендикулярно к кромке прорези 8; Я J - реакция кромки прорези в точке О, равная величине и направленная
противоположно силе Р; PZ - составляющая силы Р, действующая вдоль кромки прорези 8; - сила трения, создаваемая силой Р и направленная в сторону, противоположную направлению силы Р.
Проскальзывание оси 7 вдоль кромки прорези 8 отсутствует при условии Fi-p Pz, т. е. результирующая этих сил должна быть равна нулю. А для этого угол наклона прорези
8 не должен быть больше угла самоторможения, определяемого фрикционными свойствами материала и поверхности.
Тормоз, выполненный по варианту, изображенному на фиг. 4, работает следующим образом.
При включении двигателя стакан 10 смещается влево вместе с якорем 2. При отключении двигателя якорь 2 под действием тормозной пружины 9 смещается вправо на величину а и за счет пружин 20 толкает перед собой стакан 10 до упора в кольцо 11.
Таким образом, при включении двигателя, когда якорь 2 движется влево к торцу ротора и тянет за собой тяги 5, они не проскальзывают относительно крышки 14, которая смешается вместе с тягами 5 на величину а и исключает износ крышки 14 и тяг 5 в местах их контакта.
Компенсация же износа и в том и в другом
варианте осуществляется при отключенном электродвигателе, когда исчезает сила, притягивающая якорь. Таким образом сила трения в точке О становится меньше составляющей PZ силы пружины 9. Пружина 9, прижимая тормозной диск 3 к тормозному конусу 13 и разворачивая тяги 5 на определенный угол, заставляет ось 7 скользить по кромке прорези 8 до тех пор, пока тормозные поверхности не войдут полностью в контакт. При
включении двигателя магнитные силы, притягивающие якорь, сжимают пружину, создаваемая ею в сжатом состоянии сила Р создает силу трения тр, которая не позволяет оси 7 скользить вдоль кромки прорези 8 и тяги
5, оставаясь в положении, занятом ими до включения двигателя, и отодвигают тормозной диск 3 от тормозного конуса 13.
Та.ким образом, воздушный зазор между торцом ротора и якорем при замкнутой
тормозной системе и между тормозными поверхностями при разомкнутой тормозной системе остается постоянным.
Формула изобретения
1. Встроенный тормоз электродвигателя, содержащий установленный на валу ротора якорь, подпружиненный тормозной пружиной диск и связывающее их компенсирующее
устройство, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, компенсирующее устройство выполнено в виде свободно установленного на валу стакана с крышкой и проходящих через их торцовые отверстия
подпружиненных тяг, каждая из .которых
имеет центральный выступ, взаимодействующий с внутренней кромкой отверстия крышки, и оси на концах, свободно установленные соответственно в криволинейной прорези, выполненной в якоре, и в отверстии, выполненном в диске, а днище стакана поджато к упорному кольцу, закрепленному на валу.
2. Тормоз по п. I, отличающийся тем, что упорное кольцо установлено с наружной
стороны днища стакана, поджатого к нему тормозной пружиной.
3. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что упорное кольцо установлено с внутренней стороны днища стакана, поджатого к нему дополнительными пружинами, установленными в торцовых отверстиях, выполненных в якоре, и подвижно связанного с последним осевыми винтами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электродвигатель со встроенным тормозом | 1982 |
|
SU1056374A1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2004 |
|
RU2262175C1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель | 1980 |
|
SU974504A1 |
ВСТРОЕННЫЙ ТОРМОЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1973 |
|
SU396485A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ТОРМОЗОМ | 1973 |
|
SU377941A1 |
Колодочный тормоз | 1973 |
|
SU436942A1 |
ВСТРОЕННЫЙ ТОРМОЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1973 |
|
SU389328A1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2006 |
|
RU2315892C1 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2000 |
|
RU2175408C1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2140700C1 |
13
12
11
Авторы
Даты
1976-01-30—Публикация
1974-01-02—Подача