Гидромеханическая передача Советский патент 1976 года по МПК B60K17/10 F16H47/00 

Описание патента на изобретение SU501904A1

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям.

Известны гидромеханические передачи, содержащие гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичиым, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два и которых, служащих для включения одной из передач и прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом.

Известные гидромеханические передачи неудобны тем, что при соосном расположении фрикционных сцеплений они обладают значительными габаритными размерами и весом.

Цель изобретения - уменьшение габаритных размеров и веса гидромеханической передачи.

Для этого в предлагаемой передаче первичный вал коробки передач выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним

расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.

На чертеже изображена схема предлагаемой гидромеханической передачи.

Гидромеханическая передача содержит комплексный гидротрансформатор 1, насосное колесо 2 которого приводится во вращение коленчатым валом 3 двигателя. Турбинное колесо 4 закреплено на переднем конце

турбинного вала 5, на другом конце которого имеется фланец 6. Для блокирования насосного 2 и турбинного 4 колес служит переднее фрикционное сцепление 7. Колесо реактора 8 установлено на муфте свободного хода 9.

Коробка передач включает полый первичный вал 10, жестко связанный через фланец 6 с турбинным валом 5, промежуточный вал 11, вторичный вал 12, фрикционные сцепления 13-15.

На конце первичного вала 10 имеется барабан, который служит корпусом для фрикционных сцеплений 13 и 14. Ведущие шестерни 16 и 17, соединяемые с первичным валом 10 с помощью фрикционных сцеплений 15 и

14, находятся в зацеплении с шестернями 18 и 19 промежуточного вала 11. Жестко связанные с этим валом шестрени 20 и 21 находятся в зацеплении с шестернями 22 и паразитной (не изображена на чертеже), зацепляющейся

с шестерней 23. На вторичном валу 12 шестерни 22 и 23 установлены свободно и могут быть соединены с этим валом зубчатой муфтой 24.

Зубчатая муфта 24, управляемая силовым цилиндром 25, служит для попеременного включения передач переднего и заднего хода. Ведущие шестерни 16 и 17 установлены на валах 12 и 10 на подшипниках 26 и 27. С целью обеспечения возможности сборки ступица фрикционного сцепления 13 прямой передачи 28 соединяется со вторичным валом 12 с помощью шлиц.

Подпитка гидротрансформатора 1, а также подача рабочей жидкости к фрикционным сцеплениям (для их включения), обеспечивается масляным насосом 29. Собираемость гидромеханической передачи достигается раздельным выполнением картера коробки передач 30, перегородки 31 и картера гидротрансформатора 32. С этой же целью корпус 33 фрикционного сцепления 15 первой передачи соединяется с валом 10 при помощи шлиц.

Работа гидромеханической передачи на различных передачах происходит следующим образом.

При включении нейтрального положения муфта 24 (как и на всех передачах переднего хода) занимает крайнее левое положение, но все фрикционные сцепления выключены и мощность на вторичный вал 12 не передается.

При включении I .передачи давлением масла включается фрикционное сцепление 15 (остальные сцепления выключены) и мощность передается последовательно через гидротрансформатор на вал 5 и связанный с ним вал 10, шестерни 16, 19, 20, 22 на вторичный вал 12.

П передача включается сцеплением 14. При этом остальные сцепления 13 и 15 выключены. Мощность от первичного вала 10 в данном случае передается через шестерни 17, 18, 20 и 22 на вторичный вал 12.

При включении П1 передачи сцепления 14 и 15 выключаются, а сцепление 13 включается. Мощность от первичного вала 10 на вторичный 12 передается непосредственно, минуя шестерни, коробки передач.

Задний ход включается только при неподвижном автомобиле. В этом случае муфта 24

передвигается с помощью силового цилиндра 25 в крайнее правое положение. Ее переключение происходит безударно, так как в момент переключения все сцепления 7, 13 и 14 и 15 выключены. После включения сцепления 15 (остальные сцепления выключены) мощность от двигателя через гидротрансформатор 1, турбинный вал 5, полый вал 10, шестерни 16, 19, 21, паразитную шестерню

и шестерню 23 передается на вторичный вал 12, при этом обеспечивается изменение направления его вращения.

Описанная гидромеханическая передача позволяет сократить осевой габарит передачи, так как два фрикционных сцепления (второй и третьей - прямой передачи) занимает в осевом направлении примерно столько же места, сколько требуется для одного сцепления.

При этом не потребуется также и увеличения межосевого расстояния в коробке передач, так как фрикционное сцепление с наибольщими диаметральными размерами размещается между гидротрансформатором и

коробкой передач и не может влиять на выбор величины межосевого расстояния в ней.

Формула изобретения

Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичным, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два из которых, служащих для включепия одной из передач в прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом, отличающаяся тем, что, с целью у меньщения ее габаритных размеров и веса, первичный вал коробки передач выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по .периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.

15 22 ZS

/ I A

21

Похожие патенты SU501904A1

название год авторы номер документа
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач 1980
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Середняков Юрий Семенович
  • Иванив Игорь Васильевич
  • Кашицкий Франко Михайлович
  • Галушка Андрей Антонович
  • Панченко Владимир Иванович
  • Влязлов Иван Генрихович
  • Савчук Евгений Павлович
SU1041323A1
Гидромеханическая трансмиссия 1973
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
SU526534A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Щербаков Михаил Григорьевич[Ua]
  • Проскурин Валерий Алексеевич[Ua]
  • Олексенко Валентин Владимирович[Ua]
  • Данилов Александр Александрович[Ua]
  • Макаревич Алим Карлович[Ua]
  • Коропец Евгений Николаевич[Ua]
RU2086427C1
Гидромеханическая передача 1958
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU118289A1
Гидромеханическая автоматическая трехступенчатая коробка передач 1954
  • Клубов Л.В.
SU109943A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU602400A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1973
  • А. С. Кондрашкин
SU407756A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1958
  • Клубов Л.В.
  • Косткин Л.В.
  • Мазалов Н.Д.
  • Сироткин З.Л.
  • Скоков Е.М.
SU118366A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1030213A1
Гидромеханическая передача 1960
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU151202A1

Иллюстрации к изобретению SU 501 904 A1

Реферат патента 1976 года Гидромеханическая передача

Формула изобретения SU 501 904 A1

SU 501 904 A1

Авторы

Выборнов Эдуард Петрович

Мазалов Николай Дмитриевич

Трусов Сергей Михайлович

Баранов Владислав Васильевич

Паух Вячеслав Николаевич

Даты

1976-02-05Публикация

1973-04-20Подача