1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям.
Известны гидромеханические передачи, содержащие гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичиым, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два и которых, служащих для включения одной из передач и прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом.
Известные гидромеханические передачи неудобны тем, что при соосном расположении фрикционных сцеплений они обладают значительными габаритными размерами и весом.
Цель изобретения - уменьшение габаритных размеров и веса гидромеханической передачи.
Для этого в предлагаемой передаче первичный вал коробки передач выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним
расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.
На чертеже изображена схема предлагаемой гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача содержит комплексный гидротрансформатор 1, насосное колесо 2 которого приводится во вращение коленчатым валом 3 двигателя. Турбинное колесо 4 закреплено на переднем конце
турбинного вала 5, на другом конце которого имеется фланец 6. Для блокирования насосного 2 и турбинного 4 колес служит переднее фрикционное сцепление 7. Колесо реактора 8 установлено на муфте свободного хода 9.
Коробка передач включает полый первичный вал 10, жестко связанный через фланец 6 с турбинным валом 5, промежуточный вал 11, вторичный вал 12, фрикционные сцепления 13-15.
На конце первичного вала 10 имеется барабан, который служит корпусом для фрикционных сцеплений 13 и 14. Ведущие шестерни 16 и 17, соединяемые с первичным валом 10 с помощью фрикционных сцеплений 15 и
14, находятся в зацеплении с шестернями 18 и 19 промежуточного вала 11. Жестко связанные с этим валом шестрени 20 и 21 находятся в зацеплении с шестернями 22 и паразитной (не изображена на чертеже), зацепляющейся
с шестерней 23. На вторичном валу 12 шестерни 22 и 23 установлены свободно и могут быть соединены с этим валом зубчатой муфтой 24.
Зубчатая муфта 24, управляемая силовым цилиндром 25, служит для попеременного включения передач переднего и заднего хода. Ведущие шестерни 16 и 17 установлены на валах 12 и 10 на подшипниках 26 и 27. С целью обеспечения возможности сборки ступица фрикционного сцепления 13 прямой передачи 28 соединяется со вторичным валом 12 с помощью шлиц.
Подпитка гидротрансформатора 1, а также подача рабочей жидкости к фрикционным сцеплениям (для их включения), обеспечивается масляным насосом 29. Собираемость гидромеханической передачи достигается раздельным выполнением картера коробки передач 30, перегородки 31 и картера гидротрансформатора 32. С этой же целью корпус 33 фрикционного сцепления 15 первой передачи соединяется с валом 10 при помощи шлиц.
Работа гидромеханической передачи на различных передачах происходит следующим образом.
При включении нейтрального положения муфта 24 (как и на всех передачах переднего хода) занимает крайнее левое положение, но все фрикционные сцепления выключены и мощность на вторичный вал 12 не передается.
При включении I .передачи давлением масла включается фрикционное сцепление 15 (остальные сцепления выключены) и мощность передается последовательно через гидротрансформатор на вал 5 и связанный с ним вал 10, шестерни 16, 19, 20, 22 на вторичный вал 12.
П передача включается сцеплением 14. При этом остальные сцепления 13 и 15 выключены. Мощность от первичного вала 10 в данном случае передается через шестерни 17, 18, 20 и 22 на вторичный вал 12.
При включении П1 передачи сцепления 14 и 15 выключаются, а сцепление 13 включается. Мощность от первичного вала 10 на вторичный 12 передается непосредственно, минуя шестерни, коробки передач.
Задний ход включается только при неподвижном автомобиле. В этом случае муфта 24
передвигается с помощью силового цилиндра 25 в крайнее правое положение. Ее переключение происходит безударно, так как в момент переключения все сцепления 7, 13 и 14 и 15 выключены. После включения сцепления 15 (остальные сцепления выключены) мощность от двигателя через гидротрансформатор 1, турбинный вал 5, полый вал 10, шестерни 16, 19, 21, паразитную шестерню
и шестерню 23 передается на вторичный вал 12, при этом обеспечивается изменение направления его вращения.
Описанная гидромеханическая передача позволяет сократить осевой габарит передачи, так как два фрикционных сцепления (второй и третьей - прямой передачи) занимает в осевом направлении примерно столько же места, сколько требуется для одного сцепления.
При этом не потребуется также и увеличения межосевого расстояния в коробке передач, так как фрикционное сцепление с наибольщими диаметральными размерами размещается между гидротрансформатором и
коробкой передач и не может влиять на выбор величины межосевого расстояния в ней.
Формула изобретения
Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор и многоступенчатую коробку передач с первичным, вторичным и, по крайней мере, одним промежуточным валами с неподвижными осями, связанными между собой шестернями постоянного зацепления, соединяемыми на передачах переднего хода с соответствующими валами с помощью фрикционных сцеплений, два из которых, служащих для включепия одной из передач в прямой передачи, жестко соединены своими корпусами с первичным валом, отличающаяся тем, что, с целью у меньщения ее габаритных размеров и веса, первичный вал коробки передач выполнен полым и внутри него размещены часть вторичного вала и фрикционное сцепление прямой передачи, охватывающее по .периферии другое фрикционное сцепление, закрепленное своим корпусом на первичном валу и совместно с ним расположенное между гидротрансформатором и коробкой передач.
15 22 ZS
/ I A
21
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач | 1980 |
|
SU1041323A1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086427C1 |
Гидромеханическая передача | 1958 |
|
SU118289A1 |
Гидромеханическая автоматическая трехступенчатая коробка передач | 1954 |
|
SU109943A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602400A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1973 |
|
SU407756A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1958 |
|
SU118366A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1030213A1 |
Гидромеханическая передача | 1960 |
|
SU151202A1 |
Авторы
Даты
1976-02-05—Публикация
1973-04-20—Подача