1
Изобретение относится к судостроению, а им-енно к устройствам, обеспечивающим закрытие судовых люков, шахт, проемов, и может применяться на научно-исследовательских и специальных судах, имеющих в -своем корпусе шахты большого размера. Кроме того, закрытие может быть применено на наэемиых дренажных или очистных сооружениях, имеющих шахты, колодцы или трубы больших диаметров, в качестве проницаемых вергикальных или горизонтальных затворов, обеспечивающих надежную работу при постоянном пребывании в воде с большим содержанием твердых частиц, способствующих обрастанию конструкций.
Известны судовые люковые закрытия, ООдержащие крышку, установленную с возможностью перемешения на роликах, размещенных в горизонтальных направляющих, и снабженную приводом с цевочно-реечным зацеплением.
Известные люковые закрытия не могут быть применены для судовой шахты, поскольку сложны и содержат много элементов, в частности на полотне устанавливается цезочная рейка как самостоятельный элемент конструкции, поэтому они не достаточно надежны особенно при эксплуатации в условиях постоянного длительного пребывания в воде тропических морей.
Целью изобретения является уменьшение гидравлического удара в верхнее перекрытие шахты, уменьшение мощности привода, упрощение конструкции крышки, а также защита ее от обрастания.
Это достигается тем, что крышка состоит из отдельных плавучих секций, соединенных между собой ребрами жесткости, верхний ряд которых выполнен в виде осей со смонтированными на них роликами цевочно-реечного зацепления, расположенных с шагом, равным шагу зубьев приводной шестерни.
Предлагаемая конструкция не требует установки цевочных реек, выполнение крышки,
состоящее из отдельных плавучих секций, уменьшает требуемую мощность привода, а установка скребков на торцовых кромках крышки и на днище судна обеспечивает самоочистку конструкций при движении полотна.
На фиг. 1 изображено предлагаемое закрытие, продольный разрез; на фиг. 2-узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - закрытие, вид в плане; на фиг. 4 - разрез по А-А на фиг. 3; на фиг. 5 - поперечное сечение в районе установки роликов на направляющих; на фиг. 6-
узел установки скребков на полотне крыщки.
Днищевое закрытие снабжено плавучими
секциями 1, которые соединены верхними 2
и нижними 3 ребрами жесткости. Верхние
ребра жесткости размещены с определенным
шагом, соответствующим расчетному шагу цевочно-реечного зацепления, и служат осями для роликов 4 зацепления. На боковых секциях крышки установлены ролики 5, вращаюш,иеся на валах 6, закрепленных на стенках в башмаках 7. Ролики перемещаются по направляющим 8. На концах направляющих установлены торцовые амортизаторы 9, выполненные нз резины, полиамида или дерева.
Привод закрытия содержит шестерни Ю цевочно-реечного зацепления, установленные на валу И привода. Вал опирается на подшипники 12 и приводится в движение через редуктор 13 при помощи электро- или гидромотора 14. Ва валу расположены датчики 15 положения закрытия, подающие сигнал в пост управления и отключающие питание дзигателя в конечных положениях полотна. Ка торцовых кромках крышки на направляющих 8 и днище судна установлены скребки 16.
Закрытие работает следующим образом.
При работе электро- или гидромотора 14 поворачиваются шестерни 10 цевочно-реечного зацепления и крышка перемещается на роликах по направляющим до конечного положения «открыто или «закрыто. При подходе крышки к конечным положениям датчики 15 отключают электропитание. В конечных ил.и любых промежуточных положениях устройств для стопорения крышки не требуется, так как редуктор выполнен с самотормозящей передачей. Самоочистка конструкции от обрастания осуществляется при помощи скребков во время движения .
Положительный эффект изобретения заключается В упрощении конструкции, повышении надежности за счет самоочистки конструкции от обрастаний, уменьшения мощности привода за счет обеспечения положительной плавучести крышки, а также значительного уменьшения гидравлического удара внутри шахты за счет дросселирования потока воды.
Формула изобретения
1. Судовое днищевое закрытие шахты, содержащее крышку, установленную с возможностью перемещения на роликах, размещенных в горизонтальных направляющих, и .снабженную приводом с цевочно-реечным зацеплением, отличающееся тем, что, с целью уменьшения гидравлического удара в верхнее перекрытие шахты и мощности привода, а также упрощения конструкции, крышка выполнена из плавучих секций, соединенных между собой ребрами жесткости, верхний ряд которых выполнен в виде осей со смонтированными на них роликами цевочно-реечного зацепления, расположенных с шагом, равным шагу зубьев приводной шестерни.
2. Закрытие но п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения чистки крышки и ее ниши в корпусе от обрастаний, на торцовых кромках крышки и на днище судна установлены скребки.
X
////////т/
I
4i,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Люковое закрытие | 1980 |
|
SU878644A1 |
Привод крышек судовых люков | 1976 |
|
SU576247A1 |
Люковое закрытие судна | 1980 |
|
SU931581A1 |
Судовое люковое закрытие | 1985 |
|
SU1255504A1 |
Механизм передвижения люковой крышки | 1988 |
|
SU1625766A1 |
Стенд для проверки и спаривания секций крышек судовых люковых закрытий | 1980 |
|
SU895792A1 |
Кормовая оконечность судна | 1985 |
|
SU1440788A1 |
Люковое закрытие | 1977 |
|
SU725942A1 |
Судовое люковое закрытие | 1976 |
|
SU650879A1 |
Судовое люковое закрытие | 1981 |
|
SU1002181A2 |
Авторы
Даты
1976-04-30—Публикация
1974-11-15—Подача