Устройство для управления сцеплением автомобиля Советский патент 1976 года по МПК B60K23/02 

Описание патента на изобретение SU521157A1

крышку 6, о бразующую с ним полость 7, соединекдую с зо-лотниковым клапаном 2 каналом 5, а с сервоцилиндром 9 - трубопроводом 10. Каналом// золотниковый клапан 2 связан с полостью слива.

В лолости 7 ра1аполю1жен рычат 12, поворотно закрепленяый на оси 13, верхний конец которого упирается IB то:рец 14 золотникового клапана 2, а нижний конец через пружину 15 и т|Ю€ 16, 1ра.сположенный в трубо(лр;озоде 10, соединен € поршнем 17 .сер,воцилинд-р.а 9.

(Поршень ,17 сар(аоцилиндра 9 учправляет ф,рикц.ионны,м сцеплением 18, содержащим ведущий элемент 7Р, :нажимной диск 20 и вед омы.ч днСк 21.

Сжатие ве едмопо диска 21 между ведущим элементам 19 и нажимным дискам 20 производится диафр-агм-енной гаружиной 22, ко.торая Связана с поршнем 17 с помощью ВИЛКИ 23.

Управление оцеилением 18 производится 1П}тем силового воздей-сивия на носик 24 золотн. клапа.на 2,

(Пружина 15 может леременную жесткоСть.

Рычаг 12, трос 16 и пружина 15 могут .располагаться поатедо вательно (см. фиг. 2), аю яружина 15 может Л1аходиться в сарвоцилиндре 9, а та1кже она может на,ходиться между золотниковым клапавом 2 и рычагом 12 {iQM. . 3).

Устройство |ДШжет быть стаабжено дополнительной пружлиой 25, усталовленной между регуллрОБачны1М элементом 26 и рычагом 12 (сы. фиг. 4) и предназначенной для ,коррекции ста ТИчеакой характеристики лривода.

На крЫ|Ш1ке 6 .можно усталовить дополнительный се(.индр 27 с подлружлненлым поршнем 28, о по-лости 29 которого, соединениой (каналом 30 с золотниковым з-слаИЯном 2 и се1р1воцилиндрОМ 9, находится торец 31 золотнисавото .клалала 2 (см. ф|И1Г. 5).

Характеристика диафрагменной пружины 22 показана на фиг. 6, причем осевое усилие на диафрагменной пружине Q /б, где б - осевая деформация диа|фра1ГиМенной иружины.

Точка а cooiiBeTiCTByeT осевой деформации диафрашмеин&й пружины 22 при новых фрикЦионлых накладках на ведомом диске 21. Соответствекпо ордината ае характеризует осевое усилие Q диафралменной пружины 22 при новых фрикционных накладках.

ТоЧка с соответствует деформации диафрагменной (Пр}1Жины 22 ири излошенных фрикционных какладкаХ на ведомом диске 21. Соответственно cd - осевое усилие диафр агменной П|ружины 22.

Отрезок ас хара.ютерлзует износ фрщсциоллых нажладйк ве Д01М01ГО диска 21 icuenления 18.

В овязи с изнооом фрикционлых накладок ве1до.мого диска 21 на величину ас конец вилки 23 в процессе эксплуатации переместится на величину А (фит. 1,2).

-Привод фрикционного сцепления ра.-бот.ает следующи1М образом.

В положении, изображенно м на фиг. 1 и 2, сервоцилиндр 9 через трубопровод 10, кайалы 8 и 11 соединен со сливом, а фрикционное .ацелление 18 поллостью включено. При приложении к лосику 24 управляющего воздействия в виде осевой силы золотниковый клаатан 2 перемещается вправо, прерывая связь кавалов S и //. При увеличении силы, прилагаемой к носику 24, проточка 3 золотникового клапана 2 начинает соединять сервоцилиндр 9 с источником 5. Давление в сервоцилиндре 9 повышается, что приводит к перемещению 1вправо поршля /7, который выключает сцепление.

Регулирование управлением сцепления /5 осуществляется за счет отрицательной обратной связи по давлению в полости 7, соединенной с сервоцилилдром 9, которое

воздействует ла торец 14 золотникового клапана 2.

Вторая отрицательная обратная связь получается путем перемещения поршня 17, что лриводит ж увеличению силы действия

пружины 15, также воздействующей через рычаг 12 на золотниковый клапан 2, в ту же оторолу, что и сила, получаемая от давления Б полости 7.

Эти обратные связи, действующие на золотниковый клапан 2 в виде сил, являются отрицательными, т. к. суммарное усилие от лих направлено наистречу управляющей силе, прлл.ожен1ной -к носику 24.

Благодаря этим связя,м, действующим на

золотниковый 1клапан 2, осуществляется устойчивое регулирование 1процесса включелия и выключения сцепления 18 ври изменелии величины управляющего усилия на носике 24 золотникового клапана 2, лесмотря

на наличие отрицательной жесткости диафра.гменлой пружины 22 (фиг. 6, участок de).

При определенлом управляющем воздействии, лрилагаемо,м в виде силы на носик

24, при новом ведомам диске 2/ сцепление 18 не будет передавать крутящий момент трения, если в сервощилиндре 9 будет созда ваться из быточное давление, Компенсирующее силу диафраглменной пружины 22.

При изнОСе фрикционных накладок ведомого диска 21 сцепления 18, оно будет лаходиться в выключенном состоянии при меньшей дефоримации пружины 15, а следовательно при уменьшенной величине отрицательной обратной СВЯЗИ по ходу порШня /7. Это будет автоматически вызывать увеличение давления в сервоцилиндре 9, что и леоб.ходимо для ко1М(пенсаЦии большого

зсилия dc на диафрагменной иружине 22.

В связи с тем, что участок de характеристики диафрапмендой 22 является нелинейным, наиболее полную компенсацию можно получить, используя пружину 15 с переменной жесткостью.

При вращении регулирО очного элемента 26 происходит изменение усилия дополнительной пружины 25, благодаря чему возможно изменение управляющего усилия, потребного для начала работы привода.

В схеме на фиг. 5 благодаря узко,му каналу 30 и подпружиненному 28 в переходных режимах управления сцеплением изменение давления -в полости 29 дополнительиого сер.БО ЦИлиндра 27 будет отставать от изменения давления в поло1сти сервоцилииара 9, что приводит к увеличению быстродействи я привода.

Предлагаемое изобретение позволяет автоматизировать работу фрикционных сцеплений с диафрагменными пружинами, и, что самое главное, позволяет создавать автоматичеокие сцепления и сервоприводы сцепления, характеристики которых не изменяются с износом фрикционных накладок ведомого диска сцепления.

Наиболее целесообразно Предлагаемый привод использовать в гидравлическом исоолнении, т. к. в этом случ-ае обеспечивается высокое (быстродействие привода и хорошая его элементов, включая трос.

Формула изобретения

1.Устройство для управления сдеплением автоМОбиля, содержащее серводилиндр с Порщнем, золотниковый клапан, соединенный трубопроводом с сервоцилиидром и подключаю1ций папеременно сервецилиндр к источнику давления и сливу, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения запаса устойчивости регулирования и сохранения мо мента начала включения сцепления независи.мо от износа фрикционных накладок сцепления, оно снабжено тросом, расположенным внутри трубопровода и соединенным одним кондом с поршнем сервоцилиндра, а другим концом через пружину и рычаг - с золотниковым кла:п.ано(М.

2.Устройство л о п. 1, отличающеес я тем, что пружина установлена между концом троса и рычагом.

3.Устр ойство по п. 1, отличающеес я тем, что пружина з становлена между рычаго1М и золотниковым клапаном.

4.Устройство по п. 1, отличающеес я тем, что Оно снабжено дополнительной прул ;иной, установленной между корпусом золотникового клапана и рычагом.

5.Устройство по п. 1, о-тличающеес я тем, что на торце золотникового клалана установлен дополнительный серводилиндр с подпружиненным поршнем, полость которого соединена каналом с полостью золотникового клапана. 15 12

Фиг 5

J/ 28 27

J- /

Похожие патенты SU521157A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления сцеплением транспортной машины 1972
  • Румянцев Леонид Александрович
  • Каневский Юлий Лазаревич
  • Лисевич Анатолий Анатольевич
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Абрамян Владимир Арамаисович
  • Тронин Юрий Алексеевич
  • Назаров Борис Борисович
  • Мироненко Михаил Александрович
  • Стешенко Владимир Петрович
  • Губа Владимир Иванович
SU548453A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Семендяев К.Н.
  • Семендяев Н.Н.
  • Днепровский М.А.
  • Дужий С.В.
RU2124444C1
Трансмиссия транспортного средства 1986
  • Румянцев Леонид Александрович
SU1414670A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Мезенцев М.С.
  • Котовсков А.В.
RU2091622C1
Фрикционное сцепление 1977
  • Раймонд Хиггерсон
  • Джеффри Джон Хамприс
  • Айан Коммандер Мэйкок
SU931117A3
Гидромеханическая передача транспортного средства 1975
  • Румянцев Леонид Александрович
SU596493A1
Сцепление 1986
  • Румянцев Леонид Александрович
SU1386770A1
Система управления гидроторможениемгидРАВличЕСКОй пЕРЕдАчи ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА 1979
  • Малясов Валентин Васильевич
  • Лемтюгов Владимир Иванович
SU844429A1
Фрикционная муфта сцепления 1987
  • Сопкин Виктор Александрович
  • Городецкий Константин Исакович
  • Шаплов Владимир Петрович
SU1479752A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Семендяев Николай Николаевич
RU2082626C1

Иллюстрации к изобретению SU 521 157 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для управления сцеплением автомобиля

Формула изобретения SU 521 157 A1

SU 521 157 A1

Авторы

Румянцев Леонид Александрович

Даты

1976-07-15Публикация

1974-06-13Подача