Изобретение отйосится к электротехни ческой и- нефтехимической промышленности и касается рецептур пластичных смазок пр ; имущественно для подшипников эпектричес- I ких машин. Известна пластичная смазка, которая с |г;ержит литиевые мыла СЖК фракции , рицинолевой кислоты, абиетиновой и j нафтеновых кислот, а также окись алюминия, свинца и цинка, пентаэритрит, графит I и смесь масел с вязкостью 2О ест при |100°С и при 50°С, 1. Однако эта смазка реботосппсобна при температурах о минус 5О-55 С ДО плюс 110115 С. При бопее высоких температурах указаннай смааг.а сбрасывается с теп каче 1НИЯв что пр1гоодит к сильному износу под1ШКПНИЖОБ. и&пъ изобретения - создание смазка, ;обесечивающей эксплуатацию подшипниковых узлов, в частности подшипниковых уз- пев .ааченШ электрических машин, при бо- зысоких рабочих температурах, превы: шшощих 15 О-160°С. Это достигается тем, что в предложенную смазку на основе минерального масла и литиевых мыл рицинолевой, нафтеновой и Синтетических жирных кислот ({Такции С., -С 21 дополнительно введен порошкообразный никель Состав :предлагаемой смазки, вес,%1 Литиевое мыло СЖК фракции п ai Литиевое мыло рицинолевой кислоты .2-3 Литиевое мыло нафтеновых кислотО,7 - 0,9 Порошкообразный никель1О - 12 Минеральное масло МС-2О До ЮО Введение, в состав смазки порошкообраз ного ||никеля обеспечивает повышенную адге|зию смазки к металлу в условиях работы электрических машин, всегда имеющих маг;нитные поля, в которых частицы никеля ча1магничиваются и образуют достаточно прочную пространственную 1 структуру, удерживающую смазху на поверхности металла под|шипников. I Предлагаемая смазка обеспечивает дли- тельную эксплуатацию подщипников, практйчески обеспечивает полный ресурс подшип НИКОВ при одноразовой задравке, при этом значительно уменьшается потеря энергии. Использование присадки порошкообразного никепя исключает возможность сброса смазки с теп качения даже в снучае большой вибрации при эксппуаташ1и1оборудования. Предложенная смазкл образует очень прочную смазочную пленку,} которая способствует уменьшению износа металлических поверхностей тренья. Смазка равномерно пределяется по поверхности тел качения и предохраняет их от сваривания и заедания даже при резких увеличениях нагрузок, зна|Читедьно увелич юая надежность работы подШИПННКОВ. Физико-химические свойства смазки: ровная, гладкая мазь серого цвета; температура каплепадения более 200°Cj предел прочности, гс/см :при 20°.е - 5,2, 50 С -.3,4, 80°С . 1,6; э4х|)ективная вязкость при среднем градиенте скорости 10О сек, пуаз,: при 20°С 302, 50 С - 120, 80°С - 31,0, эффективная вязкость при среднем градиенте скорости 10 сек пуаз: при О С - 6918, минус 1О°С «. 11860, минус 2О°С 1862O при минус 30 с смазка легко размазывается по поверхности металла; содержание свободной щелочи - 0,03%, i коллоидная стабильность (в. процентах отпрессованного масла)4 4,5; i воду не содержит; кинематическая вяз кость минерального масла МС -20-20 ест. Предложенная смазка предохраняет тела качения от задиров, обладает хорошими антпяо .: кислитепьными и антикоррозионными свойствами, коллоидно химически стабильна, не уплотняется при зфанении|И эигплуатадии, xo-j рошо герметизирует узпы трения от влаги, газов и пыли. П р и м е р, В аппарат загружают 3035% необходимого количества авиационного масла МС-20, затем все омыляемое сьфье - i синтетические кислоты фразшии , касторовое масло;и нафтеновые кислоты. Вклю чают перемешивающее устройство, затем нагревают. При 8О-85 С подают гидрат окиси лития в виде 25%-ной водной суспензии, проводят процесс нейтрализации и омыления, одновременно постепенно повышая температу-; ру. При 110-120 С начинают подавать оставшееся минеральное масяо. Содержимое аппарата i прогревают до 150-160 С, после чего apeKgamaiOT нагрев и ;по достижении . 135-130 С вводят неболыиими пораиями порошкообразный никель. После равномерно го распределения порошка по всей массе и го распределения порошка получения ровной, гладкой текстуры смазку сливают в тару. Изготовпенная таким способом смазка . обладает существенными преимуществами пв-4 ред известной. Это хорошо видно из 1Сравнения свойств предлагаемой смазки, условно названной МПС, и известной смазки по авт.св. № 301082. В таблице приведены основные физико- :химические показатели, характеризуюпше предложенную ,и известную смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пластичная смазка | 1976 |
|
SU730795A1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU981350A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1973 |
|
SU406870A1 |
РАБОЧЕ-КОНСЕРВАЦИОННАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2345126C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1993 |
|
RU2034909C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ | 1967 |
|
SU201573A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1973 |
|
SU362865A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2005 |
|
RU2291893C1 |
Способ получения комплексной алюминиевой пластичной смазки | 1974 |
|
SU524832A1 |
Уплотнительная пластичная смазка | 1979 |
|
SU897839A1 |
оZ
Предел прочности при 5О С, гс/см
Эффективная вязкость при среднем градиенте скорости 100 сек и при 50 С, пуаз
Зффективная вязкость при среднем градиенте с корости 10 пуаз при О С
20°С
30°С
Интервал рабочих температур, С
3,4
2,8
56;
120
3715
10230
15850
Мщгус 50-60 плюс 110 - 120 Предлагаемая смазка отличается хороше стабильностью, при хранении в течение двух пет она созфаняет свои первоначальные свой ства. Предлагаемая смазка была испытана в подшипниках качениа-мопшых электродвигателей на 50 КБ в течение 3500 и 5321 час. Свойства смазки не изменялись. Формула изобретения Пластичная смазка для подшипников электрических машин на основе минерального Масла и литиевых мыл рицинопевой, нафте- новой и синтетических жирных кислот фракции С., отличающаяся |тем, что, с целью обеспечения прочной/ см вывающей пленки на трущихся поверхностях три высоких j {ибочих температурах, смазка дополнительно содержит порошкообразный никель при следующем /содержании компонентов, вес.%. Литцееое мыло рипинолевой кислоты Литиевое мыло нафтеновой 0,7-0.9 кислоты Литиевое мыло синтетцческих жирных кислот фрак13-15ции 10-12 Порошкообразный никель ДО 100 Минеральное масло Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Авторское свидетельство СССР № 301082, кл. С 10т 5/14, 1972|(щзо1ТОТИп) .
Авторы
Даты
1976-08-25—Публикация
1975-06-11—Подача