Изобретение касается двойных колес для тракторов и тому подобных повозок, в которых одно из составляющих его колес закреплено непосредственно на оси, в то время как ось второго колеса выполнена с возможностью перемещения относительно оси первого.
В ранее известных двойных колесах этого типа второе переставляемое откосительно первого колесо непосредственно или посредством эксцентричного хомута насаживалось свободно и эксцентрично на втулку, которая в свою очередь эксцентрично относительно оси закреплялась на неподвижной части щасси. Второе колесо или эксцентричный хомут выполнялись с возможностью поворота на эксцентричной втулке в два диаметрально противоположные положения, при одном из которых эксцентриситеты этого второго колеса или эксцентричного хомута и втулки складывались, а при другом взаимно компенсировались.
В последнем случае оба колеса
располагаются концентрично друг относительно друга и в этом положении могут быть сцеплены между собою.
Предметом данного изобретения является дальнейшее усоверщенствование этого рода колес. Отличительной особенностью изобретения является то, что второе колесо или несущий это колесо эксцентричный хомут снабжены зубчатым венцом, имеющим внутреннее зацепление и постоянно сцепленным с шестерней. Эта шестерня свободно насажена на ось колесного ската и может быть сцеплена с этой осью или с неподвижной частью повозки.
Ниже приводится поясненное чертежами описание примерной формы выполнения предлагаемого изобретения.
На чертеже фиг. 1 изображает разрез по линии /-/ на фиг. 2 по оси заднего моста трактора; фиг. 2-разрез по линии //-// фиг. 1; на фиг. 3 - // показаны различные детали управляющего механизма, причем фиг. 5 изображает разрез по линии VI-VI фиг. 3; фиг. б-разрез по линии
VIH-VIII фиг. 4; фиг. 9-разрез по линии Хи-Хи фиг. 3, а фиг. 11 схематически изображает форму волнистой поверхности второго колеса или несущего это колесо эксцентричного хомута.
Цифрой / обозначено колесо известного уже типа для шоссейных дорог. Это колесо снабжено пневматической, сплошной или полупневматической, резиновой шиной закреплено на ведущей оси 2 и поддерживается мостом 5. Оба наружных конца моста 3 несут по эксцентрику 4, а на каждом эксцентрике насажен с возможностью поворота эксцентричный хомут 5. Эксцентриситет хомута 5 относительно внутреннего эксцентрика равен эксцентриситету эксцентрика 4 относительно оси 2.
Эксцентричный хомут 5 служит опорой для ступицы 6 второго колеса 7, у которого обод снабжен шпорами. Ступица 6 несет снабженную внутренними зубцами часть ( сцепной муфты, часть 9 которой с наружными зубьями заклинена на оси 2.
Хомут 5 снабжен внутренним зубчатым венцом 5, сцепляющимся с шестерней 70. Последняя свободно насажена на оси 2 и снабжена на обоих торцах сцепными зубьями W и Ю, при помощи которых она может сцепляться или с мостом 3 или с заклиненным на оси 2 диском //.
Шестерня 70 нормально удерживается пружиной 72 в сцеплении с мостом 3 и тем предупреждает поворачивание эксцентричного хомута 5 вокруг внутреннего эксцентрика 4, удерживая таким образом колесо 7 в том положении (концентричном или эксцентричном), в которое оно было приведено. Перемещение шестерни 10 осуществляется вилкой 73, закрепленной на валу 74 (фиг. 3 и 4). Вал 74 несет упор 75°, перпендикулярный к нему (фиг. 8) и взаимодействующий с торцевой волнистой поверхностью 75-75 кольца, развертка профиля которого показана на фиг. 11. Вилка 73 снабжена защелкой 13, подвижно монтированной в ней и подпружиненной. Защелка 73 может входить в выемку 74 вала 74, как
показано на фиг. 5. Вал 74 параллелен валу 74 (фиг. 4) и несет вилку 76 (фиг. 7), управляющую перемещением части 9 муфты вдоль оси 2. Продольное скользящее перемещение вала 74 управляется органом (не показанным на чертеже), расположенным между колесами.
Действие описанного устройства следующее. Если колесо находится сперва в положении, показанном на фиг. 1 (правая часть чертежа), при котором эксцентриситеты внутреннего эксцентрика 4 и эксцентрикового хомута 5 складываются, то колесо 7 может свободно вращаться, оставаясь приподнятым на некоторую величину от земли. Оба вала 74 и 74 удерживаются связанными защелкой 73, входящей в выемку 74 скользящего вала 74 Перемещая вал 74 в направлении стрелки а (фиг. 1 и 5), смещают также и вилку 73 и вал 74.
Благодаря этому происходит расцепление торцевых зубьев 70 и сцепление зубьев 70.
Во время этого движения защелка 73 приходит во взаимодействие с наклонной поверхностью 78, составляющей часть моста 3, благодаря чему защелка 73 выходит из выемки 74 на валу 74. Тогда вал 74 сукрепленнойна нем вилкой 73 мог бы быть возвращен действием пружины 72 в свое исходное положение, но это не может произойти, потому что упор /5° (фиг. 9 и 10) снова пришел бы во взаимодействие с волнистой поверхностью 75-75 на торце эксцентричного хомута 5.
Немедленно по сцеплении зубчатого колеса 70 с осью 2 через зубья 70 и диск // эксцентричный хомут 5 начинает поворачиваться вокруг внутреннего эксцентрика 4 (удерживая этим упор 15° прижатым к волнистой поверхности хомута, как указывалось выше). После поворота на 180° хомут 5 принимает положение, при котором его эксцентриситет компенсируется эксцентриситетом внутреннего эксцентрика 4, так что хомут 5 оказывается концентричным с осью 2 и с колесом 7. По достижении хомутом 5 этого положения упор 75 входит в выемку 75 (фиг. 10, 11) волнистой поверхности 15-15, и шестерня 10 под действием пружины /2 перемещается в левое (по чертежу) положение. При этом шестерня W торцевыми зубьями W сцепится с мостом 3, вследствие чего эксцентричный хомут 5 оказывается закрепленным в своем новом положении.
Сцепные органы с внутренними и наружными зубцами 5 и муфты, предназначенные для соединения ступицы 6 с осью 2, оказываются теперь коаксиальными и могут сцепиться друг с другом таким образом, что колесо 7 будет жестко соединено с осью 2 (это положение показано на фиг. 1-левая часть).
Если требуется привести устройство в положение для езды только на колесе /, достаточно сместить вал 14 в направлении стрелки а и повторить описанные выше операции. Тогда : эксцентриковый хомут 5 повернется на 180°, что возвратит его в исходное положение, и тем приподнимет от земли освобожденное колесо 7.
Колеса 1 и 7 могут, конечно, иметь форму, отличающуюся от показанной на приложенных чертежах. Они могут, например, быть без щин или же одно из них может иметь реборду, сходную с ребордой железнодорожных колес, что позволит применять повозку для езды как по шоссе, так и по рельсам.
Предмет изобретения.
1. Двойное колесо для повозок, за-ключающее в себе одно колесо, закрепленное непосредственно на оси, и другое -колесо, непосредственно или посредством эксцентричного хомута свободно и эксцентрично насаженное на втулку, эксцентрично укрепленную относительно той же оси, с возможностью произвольного поворачивания второго колеса или эксцентричного хомута на эксцентричной относительно оси втулке в два диаметрально противоположные, положения, при одном из которых эксцентриситеты этого второго колеса или эксцентричного хомута и втулки складываются, а при другом взаимно компенсируются и обеспечивают концентрическое расположение относительно друг друга обоих колес и возможность сцепления с осью второго колеса, отличающееся тем, что второе колесо или несущий это колесо эксцентричный хомут снабжен зубчатым венцом 5, имеющим внутреннее зацепление и постоянно сцепленным с шестерней W, свободно насаженной на ось 2 и могущей быть сцепленной с этой осью или с неподвижной частью 3 повозки.
2. Форма выполнения колеса по п. 1, отличающаяся тем, что шестерня JO снабжена упором /5°, взаимодействующим с волнистой торцевой поверхностью /5-15 второго колеса или несущего это колесо эксцентричного хомута 5 и обеспечивающим сцепление этой шестерни с неподвижной частью 3 повозки лишь тогда, когда общий эксцентриситет второго колеса относительно оси равен нулю или наибольшему значению.
JT-T ,.
. -у
фиг7
16Пц
IS
-фиг9
Щ1
ЕУ
Авторы
Даты
1938-01-01—Публикация
1934-09-11—Подача