Турбохолодильник Советский патент 1976 года по МПК F25B11/00 

Описание патента на изобретение SU539207A1

1

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбохолоднльникам системы кондиционирования воздуха, работающим в широком диапазопе скоростей вращения.

Известны турбохолодильники, содержащие установленный в подщипниках вал с разнонаправленными БИНТОВЫМИ канавками и маслоиитателем между ними и три расположенные с радиальным зазором относительно вала втулки, крайние из которых снабжены кольцевыми нроточками, подключенными к маслосливным отверстиям, выполненным во внешней части этих втулок 1. Однако известные конструкции турбохолодильников с винтоканавочной системой смазки не обеспечивают подачи масла к подшипникам при скоростях вращения вала менее 15000 об/мин.

Для обеспечения надежной подачи масла к иодщипникам в широком интервале скоростей вращения вала, например 300-50000 об/мин, в предлагаемом турбохолодильнике внутренняя поверхность средней втулки размещена от основания винтовых канавок на расстоянии, равном 2-4 зазорам между втулкой и валом, внутренняя часть каждой крайней втулки укорочена по сравнению с внешней преимущественно на 0,5-2 мм, а нижние маслосливные отверстия выполнены под углом 20-45° по отношению к вертикали.

На нижнем участке маслопитателя закреплен маслозапорный стакан с отверстнем в днище, перекрываемым шариковым клапаном, а на входе в маслопитатель установлена предохранительная скоба, что позволяет предотвратить вытекание масла из впнтовых канавок.

На фиг. 1 схематично показан описываемый турбохолодильник, общий вид; на фиг. 2 -

вертикальный разрез через нижние маслосливные каналы в кольцевых проточках крайних втулок.

Система смазки состоит из выполненпых на средней части вала 1 разнонаправленных винтовых канавок 2 и 3, между которыми расположена зона всасывания 4, сообщающаяся с маслопитателем 5. В нижней части мдслоиитателя расположен маслозапорный стакан 6. Вал 1 установлен с радиальным зазором относительно средней втулки 7. В кольцевых проточках 8 крайних втулок 9 выполнены маслосливные отверстия а, при этом два нижних отверстия расположены под углом 20-45° к вертикали. Внутренняя часть 10 каждой

крайней втулки 9 укорочена по сравнению с внешней на величину б. В днище стакана 6, навинченного на маслопитатель 5, имеется канал в, в верхней конической частп которого помещен шарик 11, перекрывающий канал

при обратном (сверху вниз) течении масла. На

iix(i;ie в маслопптател) 5 устпповлсиа Г1рсдох 1а1П1телы1ая скоба J2, предотвращающая перек 1ыт11е ка1гала маслоинтатсля шариком, 1,с11лыиало1цим в потоке под1П1маюп1С1ося масла.

Система смазки работает следуюпи м образом.

При первом запуске турбохолодильипка подъема масла по маслопитателю 5 па высоту 60-70 мм (до поверхпост зала) п заполпеппс маслом впптовых капавок происходят при врап,еппп вала со скоростью 6000- 7000 об/мшь

Па последующих запусках турбохолодпльппка с маслоподающей системой, заполпеппой маслом, последнее поступает к подшппникам, пачипая со скорости врапдения 300 об/мпп. При подаче малого количества масла (0,1-0,5 л/ч- при 300--1000 об/мпи) оно стекает через торцовые зазоры иг иижпюю часть паружной, прижатой к кольцу шарикоподшппппка степкп кольцевой проточки 8 к по пей поступает к телам вращения. По мере увеличепия скорости вращепия масло, увлекаемое поверхностью враш,ающегося вала 1, перемещается по кольцевой ироточке 8 в паиравлеппи вращенпя вала и достигает спачала ипжппх, а затем и остальных маслосливпых отверстий а, через которые избыток масла, подаваемого впитокаиавочной системой при высоких скоростях врап1,еиия, стекает в картер.

Условием бесперебойной работы даппой системы смазки ири малых (меиее 1000 об/.мг-и-) скоростях вращения является заиолнепиость винтовых капавок 2 3 маслом. При глубиие их до 0,1 мм п зазоре между валом 1 и втулкой 7 ие более 0,05 мм масло удерживается 1 капавках адгезионными силами.

Паличпе па маслопитателе 5 маслозапорпого стакапа 6 предотвращает вытекание масла из виитовых капавок 2 и 3 и зоны всасыг.аиия 4 15 тех случаях, когда размеры каitarujK и зазор между валом и С)сдней ие обеспечивают удержаиия масла за счет ад|-сз)1оииых .

Ф о р м у л а изо б р е те и и я

1. Турбохолодпльинк, содержащий установлсиный в нодщииниках вал с разаонаправлепиы.ми винтовыми канавками и маслоиитателем между ними и три расположеииые е радиальным зазором относительно вала втулки, крайние из которых снабжены кольцевыми проточками, подключенными к маслосливным отверстням, выполненным на Бнещцей этих втулок, отличаюи;ийся тем, что, с целью обеспечения паделоюй подачи масла к подщиппикам в щироко.м интервале скоростей вращения вала, например 300-50000 об/мпн, внутренняя поверхпость средпей втулкн разменепа от основапия вннтовых канавок на расстоянып, равпом 2-4 зазорам между втулкой и валом, а внутреиняя часть каждой крайней втулки укорочена но сравнению с внешней иреимуидественно па 0,5-2 мм н иижнпе маслосливиые отверстия выполнепы под углом 20-45° но отнощению к вертикали.

2. Турбохолодильник ио п. 1, отличающийся те.м, что, с целью иредотвращепия вытекаиия масла из винтовых каиавок, па иижием участке маслопитателя закреилеи маслозаиорпый стакан с отверстием в днище,

перекрываемым щарпковым клаиаиом, а иа входе в маслопптатель установлена предохранительная скоба.

Источник ипформацпп, ирииятый во впимапие при экспертизе:

1. Авт. св. Л 506734, М Кл. F 25В П/00, 1974 (ирототии).

Похожие патенты SU539207A1

название год авторы номер документа
Турбохолодильник с комбинированной системой смазки 1974
  • Горбунов Анатолий Михайлович
  • Климов Леонид Яковлевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Орлов Игорь Евстафьевич
SU506734A1
Комбинированная система смазки турбохолодильника 1975
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Барышникова Алла Михайловна
  • Домашев Олег Михайлович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU516878A1
Турбохолодильник с комбинированной системой смазки 1974
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Барышникова Алла Михайловна
  • Домашев Олег Михайлович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU620762A1
Турбохолодильник с винтоканавочной системой смазки 1975
  • Климов Леонид Яковлевич
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU549653A1
Комбинированная система смазки турбохолодильника 1975
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Барышникова Алла Михайловна
  • Домашев Олег Михайлович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU557194A2
Турбохолодильник 1975
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU561852A1
Турбохолодильник 1975
  • Калинин Вячеслав Николаевич
  • Куликов Владимир Александрович
  • Серебряков Георгий Петрович
SU557239A1
Комбинированная система смазкиТуРбОХОлОдильНиКА 1978
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Баранов Виктор Георгиевич
  • Кекух Виктор Самсонович
SU800524A1
Турбохолодильник 1976
  • Серебряков Георгий Петрович
  • Френк Муня Цалевич
  • Исайков Виктор Константинович
SU615335A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТИРИСТИК ВИНТОКАНАВОЧНЫХ СИСТЕМ 1972
SU420821A1

Иллюстрации к изобретению SU 539 207 A1

Реферат патента 1976 года Турбохолодильник

Формула изобретения SU 539 207 A1

SU 539 207 A1

Авторы

Горбунов Анатолий Михайлович

Брагин Арсений Николаевич

Хомутов Глеб Васильевич

Орлов Игорь Евстафьевич

Некрасова Юлия Львовна

Федосеев Николай Николаевич

Даты

1976-12-15Публикация

1975-09-04Подача