ну информацию о верном ответе. Положительным свойством этой обучающей машины является также количественная и качественная оценка знаний заданной порцнц учебного материала. Недостатком этой обучающей машины является отсутствие ограничения числа попыток ответа на порцию изучаемого материала, что значительно удлиняет процесс обучения или экзамена, отсутствие блокировки ввода ответов после окончания цикла обучеимя или экзамена, а также в случае выдачи машиной команд типа «нужна консультация и др., наконец, ограниченные возможности пошагового контроля за усвоением изучаемого материала.
Целью изобретения является повышение точности обучения.
Поставленная цель достигается тем, что в предложенной обучающей машине выход узла блокировки соединен через блок ограничения времени с первыми входами элементов «ИЛИ и непосредственно со вторым входом первого элемента «ИЛИ и входом информационного блока. Выход информационного блока подключен ко входу узла блокировки и второму входу второго элемента «ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом блока анализа ответов. Выход коммутатора вопросов подключен ко входу узла блокировки.
На чертеже показана структурная схема предложенной обучающей машины.
Обучающая машина содержит блок ввода ответов 1, узел блокировки 2, блок кодирования 3, блок анализа ответов 4, коммутатор вопросов 5, счетчик ложных ответов 6, информационный блок 7, информационное табло 8, блок вывода информации на печать 9, блок формирования оценки 10, индикатор оценки 11, индикатор вопросов 12, блок ограничения времени 13, первый 14 и второй 15 элементы «ИЛИ.
Узел блокировки 2, предназначенный для исключения и сигнализации попыток механического подбора ответов путем одновременного ввода двух и более ответов, в предлолсенном устройстве осуществляет также запрет ввода ответов по окончании цикла обучения или экзамена, а также в некоторых других случаях (например, когда информационное табло 8 в режиме обучения сигнализирует «нужна консультация). Информационный блок 7, в зависимости от количества неверных ответов, ноступивших в счетчик ложных ответов 6, через информационное табло 8 указывает обучающемуся порядок его дальнейших действий («отвечайте, «повторите, «нужна консультация и т. п.), что упрощает диалог между обучающимся и машиной. Блок ограничения времени 13 в первом режиме работы ограничивает время, отводимое для ответа на каждый поставленный вопрос. По истечении этого времени блок 13 автоматически (если обучающийся или экзаменуемый по каким-либо причинам не вводит ответ в машину) переключается на очередной вопрос с помощью коммутатора вопросов 5. Во втором режиме блок ограничения времени 13 ограничивает общее время цикла обучения или экзамена.
Обучающая машина работает в режимах «обучение и «экзамен следующим образом. При включении обучающей машины в режиме «обучение производится установка коммутатора вопросов 5 и счетчика ложных ответов 6 в исходное состояние. При этом индикатор вопросов 12 указывает номер первого вопроса, а информационное табло 8 сигнализирует «отвечайте. При вводе ответа электрический сигнал с блока 1 проходит узел блокировки 2, блок кодирования 3, блок ограничения времени 13 и информационный блок 7. Последний по этому сигналу гасит на некоторое время на информационном табло 8 световой сигнал «отвечайте, искусственно создавая видимость «обдумывания машины и свидетельствуя вместе с тем о том, что ответ в машпну введен.
При вводе правильного ответа сигнал с выхода узла блокировки 2 проходит блок кодирования 3 и поступает на один из входов блока анализа ответов 4, на другой вход которого поступает сигнал номера вопроса с выхода коммутатора вопросов 5. При совпадепии кода номера вопроса с кодом правильного ответа на выходе блока анализа ответов 4 формируется сигнал, соответствуюший правильпому ответу. Этот сигнал поступает на вход блоков 9, 10 и иа третий вход второго элемента «ИЛИ 15, через который по окончании времени «обдумывания машины воздействует па вход коммутатора вопросов 5 и переводит его в следующее состояние. При этом на индикаторе вопросов 12 появляется цифра очередного номера вопроса, а па ипформационном табло 8 появляется световой сигнал «отвечайте. На этом диалог обучающегося с машиной по первому вопросу закончен.
В случае ответа соответствующий ему сигнал с выхода блока 4 поступает на счетчик ложных ответов 6, изменяя его состояние. Информационный блок 7 реагирует на новое состояние счетчика ложных ответов 6 выдачей сигнала, который в информационном табло В зажигает в соответствии с прпнятой программой обучения другой световой сигнал, например «повторите. Если повторный ответ на этот же вопрос правилен, то, как это ясно из предыдущего, коммутатор вопросов 6 перейдет в другое состояние, и обучающемуся для изучения будет предложен новый вопрос, номер которого обозначится на индикаторе 12. Одновременно сигнал правильного ответа с выхода блока 4 сбрасывает в исходное состояние счетчик ложных ответов 6, и на табло 8 вместо светового сигнала «повторите зажжется «отвечайте. Если же повторный ответ снова ложный, то счетчик неверных ответов переключится в повое положение; при этом блок 7 выдаст сигнал «нужна консультация, который на табло 8 высвечивает соответствующую информацию и одновременно на время консультации занрещает ввод ответов через узел блокировки 2, воздействуя на его второй вход. По окончании этого сигнала снимается запрет с узла блокировки 2 и через второй вход второго элемента «ИЛИ 15 коммутатор вопросов 5 переводится в новое состояние. На индикаторе 12 при этом появляется цифра очередного вопроса, а на табло 8- световой сигнал «отвечайте.
После окончания цикла обучения сигнал с выхода коммутатора вопросов 5 воздействует па один из входов узла блокировки 2 и осуществляет автоматически запрет ввода ответов в обучающую машину. Оценка степени усвоения учащимся изучаемого материала производится по числу правильных ответов, поступивщих за цикл обучения в блок формирования оценки 10.
Режим работы «экзамен обучающей машины аналогичен режиму «обучение. Отличие заключается в том, что при наличии ложных ответов счетчик 6 не осуществляет их подсчет и информационный блок 7 не формирует сигналы «повторите, «нужна консультация и т. п. Кроме того, независимо от правильности введенного в машину ответа по истечении времени «обдумывания машины сигнал с выхода узла блокировки 2 через второй вход первого элемента «ИЛИ 14 переводит коммутатор вопросов 5 в новое состояние; при этом индикатор 12 обозначает номер нового вопроса, а на табло 8 появляется световой сигнал «отвечайте. Оценка формируется по числу правильных ответов, как и в режиме «обучение.
Блок ограничения времени 13, ограничивающий время обдумывания ответов и цикла экзамена (или обучения), воздействует на коммутатор вопросов 5 через первый элемент «ИЛИ 14 в режиме «экзамен и через второй элемент «ИЛИ 15 в режиме «обучение.
Необходимость широкого внедрения обучающих машин, соответствующих современным требованиям к процессу обучения, диктуется резким возрастанием объема информации, необходимостью повышения эффективности процесса обучения и получепия объективной оценки знаний учащихся. Предложенная обучающая машина отличается сравнительно простой структурной схемой и легко реализуется иа основе стандартных устройств и блоков вычислительной техники, включая элементы иитегральной микротехники, что определяет ее высокие эксплуатационные показатели (надежность, время безотказной работы и т. п.). Применение предложенной обучающей машины для обучения и контроля знаний
по любым дисциплинам в школах, техникумах, вузах, учебных комбинатах и организациях ДОСААФ, ГАИ, в кабинетах но технике безопасности, на предприятиях при проверке знаний по охране труда ИГР, рабочих и служащих позволит резко сократить время обучения и экзамена больших групн обучающихся, увеличить время их полезной производительной работы и получить больщой экономический эффект.
Формула изобретения
Обучающая машина, содержащая блок ввода ответов, подключенный через последовательно соединенные узел блокировки и блок кодирования к первому входу блока анализа ответов, ко второму входу которого подключен коммутатор вопросов, соединенный с индикатором вопросов, выход блока анализа
ответов подключен к блоку вывода информации на печать, блоку формирования оценки и счетчику ложных ответов, соединенному с информационным блоком, который подключен к информационному табло, блок вывода информации на печать соединен с блоком кодирования и с блоком формирования оценки, подключенным к индикатору оценки, а также блок ограничения времени и два элемента «ИЛИ, отличающаяся тем, что, с
целью повыщения точности обучения, в ней выход узла блокировки соединен через блок ограничения времени с первыми входами элементов «ИЛИ и непосредственно - со вторым входом первого элемента «ИЛИ и входом информационного блока, выход которого подключен ко входу узла блокировки и второму входу второго элемента «ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом блока анализа ответов, выход коммутатора вопросов
подключен ко входу узла блокировки.
Источники ииформации, принятые во внимание при проведении экснертизы:
1. Авторское свидетельство СССР №301730, кл. G 09В 7/00, опубликовано 21.04.71.
2. Тихонов И. И. «Программирование и технические средства в учебном процессе. Советское радио, М., 1970.
3. Авторское свидетельство СССР № 365727, кл. G 09В 7/00 опубликовано 08.01.73.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012318A1 |
Устройство для обучения учащихся | 1981 |
|
SU980118A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU997078A1 |
Обучающая машина для изучения иностранных языков | 1970 |
|
SU380192A1 |
Обучающая машина | 1983 |
|
SU1169002A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1982 |
|
SU1068970A1 |
Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых | 1991 |
|
SU1789999A2 |
Устройство для обучения | 1987 |
|
SU1418797A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU714466A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1742785A1 |
Авторы
Даты
1977-02-05—Публикация
1975-06-24—Подача