Двухопорный аэростатический шпиндельный узел Советский патент 1977 года по МПК B23B17/00 

Описание патента на изобретение SU552140A1

1

Изобретение относится к области нрецнзионного станкостроения и может быть использовано в качестве привода микроперемещений в координатно-расточных станках, координатно-измерительных машинах, а также в других станках, требующих изменения положения оси шпинделя.

Известны шпиндельные узлы на аэростатических опорах, в которых опоры выполнены в виде втулки с радиально закрепленными в ней соплами для подачи сжатого воздуха в зазор. Сопла связаны общей кольцевой питающей полостью 1.

Наиболее близким к изображению по технической сущности является шпиндельный узел на аэростатических опорах, включающий вал, поддерживаемый двумя воздушными радиальными опорами. Каждая опора представляет собой цилиндрическую втулку, имеющую два ряда питающих сопл, равномерно расположенных по окружности, с общим питанием (давление поддува ко всем питающим соплам подается одинаковым 2.

Недостатком таких конструкций шпиндельного узла на аэростатических опорах является невозможность обеспечения заданного радиального или углового микроперемещений шпинделя в опорах, а также относительно невысокая жесткость таких аэростатических опор.

Целью изобретения является повышение жесткости опор и использование их в качестве привода микроперемещений шпинделя на заданную величину.

Это достигается тем, что каждая опора снабжена измерительными соплами, пара противолежащих сопл выполнена с раздельным каналом питания, выполнена цепь управления питанием сопл, содержащая последовательно соединенные датчик положения с отсчетпым устройством и регулятор перепада давлепия, причем датчик положения связан с измерительными соплами, а регулятор давления - с каналами питания опор.

На фит. 1 показан предлагаемый двухопорпый аэростатический шпиндельный узел; на фиг. 2 - разрез но А-А и Б-Б на фиг. 1 и функциональная схема регулирования положением шпинделя в опорах по координате X.

Шпиндельный узел содержит вал 1, две аэростатические радиальные двухрядные опоры 2 и 3 с питающими соплами 4, разнесенными по оси вала, и два ряда измерительных сопл 5 и 6. Иитающне сопла 4 сгруппированы по осям X и Y так, что сопла, противолежащие д.рут другу, имеют раздельпое питание, регулируемое по величине.

Система регулирования положения оси шпинделя по .координате х включает для каждой опоры датчик 7 положения оси, связанный с отсчетным устройством 8 и измерительными соплами 6 или 5, а также регулятор переиада давлений 9, выходы которого связаны с противолежащими питающими соплами 4 одной из опор.

Работает предлагаемый аэростатический щпиндельный узел следующим образом (на примере регулирования положения оси шпинделя по координате х).

Для перемещения оси вала на заданную величину необходимо с помощью регулятора перепада давлений 9 изменить давление питания, подаваемое к противоположным питающим соплам 4, так, что давление, подводимое к питающему соплу, в сторону которого необходимо сместить ось вала, уменьщается, а в противоположную - увеличивается. Под действием возникшего перепада давлений ось щпинделя перемещается. Величина этого перемещения определяется с помощью датчика 7 положения оси шпинделя по показанию отсчетного устройства 8, при этом для получения требуемой величины радиального перемещения необходимо, чтобы векторы этих смещений на опорах 2 и 3 совпадали как по величине, так и по знаку. Угловое смещение оси шпинделя достигается равной величиной смещений на опорах 2 и 3.

Управление положением оси может производиться вручную (по показанию отсчетного устройства датчика) или с помощью системы автоматического регулирования (САР).

В режиме стабилизации положения оси щпинделя 1 (при использовании САР) при воздействии на него внешних нагрузок возникает перемещение вала в аэростатической опоре, которое измеряется датчиком положения 7 и регистрируется на отсчетном устройстве 8. Затем это перемещение датчиком положепия 7 преобразуется в управляющий сигнал, который воздействует на регулятор перепада давлений 9 так, что давление, подводимое к питающим соплам, увеличивается со стороны меньшего зазора опоры и уменьшается с противоположной стороны, создавая дополнительный перепад давлений, который, воздействуя на шпиндель 1, возвращает последний в исходное положение. Применение такого аэростатического шпиндельного узла позволяет иметь повышенную жесткость и несущую способность, а следовательно, и повысить точность обработки деталей за счет уменьшения величины упругих

деформаций щпинделя, использовать аэростатические опоры в качестве привода перемещений, кроме основного их назначения, повысить точность задания координат оси щпинделя, а также упростить процесс выставки соосности аэростатических шпиндельных узлов в агрегатных прецизионных станках.

Формула изобретения

Двухопорный аэростатический щпиндельный узел, каждая из опор которого выполнена в виде втулки с двумя рядами питающих сопл, равномерно распределенных по окружности и связанных с каналами питания,.

отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости опор и использования их в качестве привода микроперемешений шпинделя, каждая опора снабжена измерительными соплами, каждая пара противолежащих

питающих сопл выполнена с раздельным каналом питания, цепь управления питанием питающих сопл содержит последовательно соединенные датчик положения с отсчетным устройством и регулятор перепада давлений,

причем датчик положения связан с измерительными соплами, а регулятор давления - с каналами питания опор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 1 252.010, кл. 49а, 17/00, 1970.

2. Шейнберг С. А. и др. Опоры скольжения с газовой смазкой. М., Мащиностроение, 1969, с. 269.

Похожие патенты SU552140A1

название год авторы номер документа
Аэростатическая опора шпинделя 1978
  • Минаев Алексей Иванович
  • Легаев Владимир Павлович
  • Алексеева Ольга Сергеевна
SU774807A1
Аэростатическая шпиндельная опора 1982
  • Легаев Владимир Павлович
  • Погорелый Владимир Сергеевич
  • Боков Владимир Борисович
SU1033786A1
Прецизионный газостатический шпиндельный узел 2021
  • Захаревич Евгений Мефодьевич
  • Бурдак Сергей Викторович
  • Гакинульян Дмитрий Олегович
  • Пошехонов Роман Александрович
  • Липницкая Татьяна Юрьевна
RU2771708C1
Устройство для измерения траектории перемещения оси вращения шпинделя 1985
  • Марцинкявичюс Андреюс-Генрикас Юозович
SU1301646A1
Аэростатическая шпиндельная опора 1987
  • Добровольский Геннадий Георгиевич
  • Зиненко Владимир Николаевич
  • Жигалкин Виталий Федорович
SU1500805A1
АЭРОСТАТИЧЕСКАЯ ШПИНДЕЛЬНАЯ ОПОРА 1997
  • Легаев В.П.
  • Воробьев А.В.
  • Михайлов Д.А.
RU2127377C1
Шпиндельный узел 1982
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Жедь Юрий Михайлович
  • Смирнов Юрий Васильевич
SU1051340A1
Поворотный стол с газостатической опорой 2022
  • Бурдак Сергей Викторович
  • Гакинульян Дмитрий Олегович
  • Захаревич Евгений Мефодьевич
  • Пошехонов Роман Александрович
  • Орлов Николай Алексеевич
RU2788876C1
Шпиндельный узел 1979
  • Шатохин Станислав Николаевич
  • Секацкий Виктор Степанович
  • Курешов Владимир Алексеевич
SU848146A1
ПРИБОР ДЛЯ ТОЧНОЙ УСТАНОВКИ И КОНТРОЛЯ РАЗНОВЫСОКИХ ШПИНДЕЛЬНЫХ ГОЛОВОК 1972
  • Ю. Г. Лебедев, Ю. Н. Лебедев, В. А. Чикунов, А. В. Шавриков
  • Е. Н. Тихомиров
SU435901A1

Иллюстрации к изобретению SU 552 140 A1

Реферат патента 1977 года Двухопорный аэростатический шпиндельный узел

Формула изобретения SU 552 140 A1

SU 552 140 A1

Авторы

Погорелый Владимир Сергеевич

Дмитриев Николай Иванович

Легаев Владимир Павлович

Лысов Владимир Вячеславович

Даты

1977-03-30Публикация

1975-09-30Подача