1
Изобретение относится к области судостроения и водного транспорта и может быть использовано для управления комбинированными энергетическими установками, содержащими дизели и газотурбинные двигатели, каждый из которых подключен к отдельному гребному валу.
Известны устройства для управления комбинированной дизель-газотурбинной установкой 1. В процессе поддержания заданной скорости хода на установившихся режимах движения судна при волнении они формируют управляющий сигнал, вызывающий колебание приводов и, как следствие, - параметров главных двигателей. Такое управление допустимо для дизелей, но нежелательно для газотурбинных двигателей (ГТД), так как приводит к колебаниям температуры газа в камере сгорания, что снижает моторесурс ГТД, а следовательно, и энергоустановки в целом.
Известно также устройство для управления комбинированной дизель-газотурбинной судовой установкой, содержащее датчик и задатчик скорости судна, подключенные к регулятору скорости, связанному с приводами задания режимов работы двигателей 2.
В этих устройствах не предусматривается управление загрузкой двигателей.
Целью изобретения является поддержание оптимальных режимов работы установки.
Для достижения этой цели в линию связи регуляторов с приводом задания режимов газотурбинного двигателя включено релейно звено с зоной нечувствительности.
Структурная схема описываемого устройства представлена на чертеже.
Задатчик 1 и датчик 2 скорости судна связаны с регулятором скорости 3, первый и второй выходы последнего подключены к приводам 4 задания режимов работы дизелей 5. Третий выход регулятора 3 связан со входом релейного звена 6 с зоной нечувствительности. Последнее связано с приводом 7 задания режимов ГТД 8.
Привод 7 выполняется интегрирующим.
При изменении заданного значения скорости судна сигнал от задатчика 1 поступает на вход регулятора 3, где сравнивается с сигналом от датчика 2 скорости судна. На первом
и втором выходах регулятора 3 формируются сигналы пропорционально-интегрального закона регулирования по отклонению фактической скорости от заданной, а на третьем выходе - сигнал, пропорциональный величине этого отклонения. В переходном процессе, когда величина сигнала рассогласования превышает зону нечувствительности звена 6, компенсация рассогласования между заданным и фактическим значениями скорости осуществляется за
счет изменения оежимов работы дизелей и
ГТД. На установившихся режимах движения за счет выбора величины зоны нечувствительности звена 6 стабилизация заданного значения скорости осуществляется лишь воздействием на нриводы 4 дизелей 5. Конструктивное исполнение предлагаемого устройства может быть реализовано на базе известных электрических, пневматических или гидравлических элементов.
Использование предлагаемого устройства позволит исключить колебание привода 7 ГТД 8, а следовательно, и колебания температуры газа в камере сгорания, что обеспечивает поддержание оптимальных режимов работы двигателей и способствует повышению моторесурса двигателя и установки в целом по сравнению с установками, оснащенными системами автоматического управления скоростью корабля. При этом компенсация внешних возмущений (например, воздействия волн и ветра в процессе поддержания заданной скорости корабля) будет происходить за счет изменения режимов работы дизелей.
Формула изобретения
Устройство для управления комбинированной дизель-газотурбинной судовой установкой, содержащее датчик и задатчик скорости судна, подключенные к регулятору скорости, связанному с приводами задания режимов работы двигателей, отличающееся тем, что, с целью поддержания оптимальных режимов работы установки, в линию связи регулятора с приводом задания режимов газотурбинного двигателя включено релейное звено с зоной нечувствительности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для автоматического и дистанционного управления многовальной дизельной установкой | 1977 |
|
SU708327A2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2332580C1 |
Система управления судовой многодвигательной установкой | 1977 |
|
SU679483A1 |
Устройство управления многодвигательной энергетической установкой с газотурбинными двигателями | 1972 |
|
SU472063A1 |
Система автоматического дистанционногоупРАВлЕНия МНОгОВАльНОй СудОВОйэНЕРгЕТичЕСКОй уСТАНОВКОй | 1979 |
|
SU829479A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА | 2011 |
|
RU2492335C2 |
Система дистанционного управленияСудОВОй СилОВОй уСТАНОВКОй | 1979 |
|
SU822146A1 |
Система регулирования турбины | 1980 |
|
SU918452A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2502115C2 |
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИЙ БЕЗОБМОТОЧНОГО РАЗМАГНИЧИВАНИЯ КОРАБЛЕЙ | 2017 |
|
RU2669761C1 |
Авторы
Даты
1977-03-30—Публикация
1975-10-10—Подача