1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дорожному и тракторному машиностроению.
Известна функциональная муфта для передачи вращения посредством пакета фрикционнык дисков JlJ .
Однако у этой муфтывеличина передаваемого момента йостояйнб.
Известна фрикционная му4гга содержащая ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые поршнем, выполненным заодно с нажимным диском
Данная муфта является, наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Целью Изобретения является снижение динамических нагрузок.
Для достижения этой цели фрикционная муфта снабжена эксцентрично расположенным в поршне дроссельным клапаном подпружиненным в сторонуПоворота, и золотником, взаимодействующим с фрикционным диком с помощью эксцентрикового выступа.
На фиг. 1 показана фрикционная муфта с дроссельным клапаном, обший вид; на фиг. 2 - виц по стрелке А на фиг, 1 и разрез 13-Б во включенном положении муфты; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 1 к разрез Ез-Б в выключенном положении муфт
Дроссельный клапан установлен в поршне 1, выполненном заодно с нажимным диском, и имеет поборотный золотник 2 с эксцентриковым выступом 3, дросселирующим отверстием 4 и пружиной 5. Крышка 6 клапана прикреплена к порш}по винтами 7. При сжатых днсках фрикционной муфты в процессе ее j включения жидкость может выходить из бустерной полости 8 фрикционной муфты через осевое 9 и радязлное 4 отверстия золотника, паз 10 в поршне и отверстие 11 в корпусе 12 фрикппонной муфты.
. Фрикционная муфта с дроссельным клапаном в корпусе 12 работает следующим образом.
При включенной фрн8щ энной муфте поворотный золотник 2 под действием пружины 5 прижат борцовой поверхностью к крышке 6 и занимает положение, изображенное на фиг. 3. В этом положении радиа ное отверстие 4 золотника смешено относительно паза Ю поршня, благодаря чему обеспечивается герметизация бустерной попости 8. Если производится , переключение вьгс:шей передачи на низшую (автоматическое или принудительное) при вращающихся валах, то перед включением фрикционной муф ты низшей передачи ее ведущие диски врашаются медленнее ведомых. Кроме того, предварительно вьисяючается; фрикционная муфта высшей передачи. При подводе жидкости извне в бустеррую полость 8 фрикционной муфты низшей передачи поршень 1 начинает перемешаться влево. Как только начинается сжатие дисков, зояотник 2 под действием силы трения на торце эксцентрикового выступа 3, упирающегося в ведомый диск, поворачивается вокруг своей оси, преодолевая усилие г ружины 5 и обеспечивая сообщение бустераой полости 8 фрикционной муфты со сливом .через отверсти: 4 и 9, паз 1О, отверстие 11 (см. фиг. 2). Дросселирование жидкости отверстием 4 золотника препятствует- росту давления в бустерной полости 8. Скорость вращения ведущих дис быстро возрастает. Работа буксования ннч тожво мала, так как соответствует малому давлению в бустерной полости. Как только скорость врашения ведушах дисков хотя бы незначительно превысит скорость вратеная -Ул ведомых, дисков, на.правление действия силы трения на -торце эксцентрикового вьютупа 3 иэменится на противоположное. Золотник 2 повернется снова в положение, изображенное на фиг. 3 отверстие 4 перекроется, и возрастаюшее давление жидкости в бустерной полост 8 обеспечит включение фрикционной муфты Если переключение производится с высйеЙ передачи на низшую при яеврашакяоихся валах (под нагрузкой или без нагрузки) тогда динамических нагрузок и работы буксования нет, хотя дроссельный клапан в этом случае не срабатывает. Если низшая передача включается после длительного движения накатом, то дроссельный клапан срабатывает, обеспечивая плавное включение, так как скорость врашения у ведущих дисков до включения была меньше, чем у ведомых, а при включении низшей передачи она быстро увеличивается нз-за увеличения подачи топлива в двига тель. Таким образом-- в пре.цла1аемс1й фрикционной муфте с дроссельным клапаном обеспечивается автоматический выбор оптималь ной величины нейтрали, благодаря чему при переключениях с высшей передачи на низшую исключается формирование значительных динамических наг тузок и работы буксования. В результате увеличивается надежность и долговечность как фрикционной муфты, всей трансмиссии, а также, улучшается плавность движения при переключениях передач. Формула изобретения Фрикционная муфта, содержащая веду.шую и ведомую полумуфты, взаимодействуюшне через фрикционные диски, сжимаемые поршнем, выполненйым заодно с нажимным диском, отличающаяся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок она снабжена эксцентрично расположенным в поршне щзоссельным клапаном, подпружиненным в сторону поворота, и золотником, взаимодействующим с фрикционным диском. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Авторское свидетельство N° 195337. кл t 16 D 13/54, 1963. 2. Патент США № 2849889, кп. 74412, 1951.
it
б-S
ф(|.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1051343A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU717431A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU258863A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU600342A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1011850A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU293146A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU394603A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
Авторы
Даты
1977-08-05—Публикация
1975-10-07—Подача