Изобретение относится к области машино троений и может быть использовано в транспортном машиностроении. Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрик цйонные поверхности, сжимаемые поршнем 1 Недостатком ее является сложность конструкции. Известна фрикционная муфта, содержащая дае полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых порщнем, имеющим сливное отверстие, перекрьшаемое дроссельным клапаном 2. Данное устройство является наиболее близким к изобретению по техниче ой сущности и достигаемому результату. Недостатком его является высокие динамические нагрузки при переключении с высшей: передачи на низшую. Целью изобретения является снижение динамических нагрузок при переключении с высщей передачи на низшую. Это достигается тем, что предлагаемая муф та снабжена тангенциально подпружинсшшм по воротным диском с углублениями на торце, а на торце поршня выполнена кольцевая проточка, при этом поворотный диск размещен в кольцевой проточке поршня, а дроссельные клапаны - в углублениях и подпружинены по оси. На фиг. 1 приведена фрикционная муфта, разрез; на фиг. 2 сечение по А-А на фиг. 1 (в положении закрытых сливных отверстий); на фиг. 3 то же, в положении открытых сливных отверстий. Фрикционная муфта содержит полумуфты 1 и 2, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков 3, сжимаемых поршнем 4, имеющим сливное отверстие 5, перекрьшаемое дроссельным клапаном 6. Муфта снабжена тангенциально подпружиненными пружинами 7, поворотным диском 8, размещенным в кольцевой проточке 9, выполненной в торце поршня 4, имеющего углубления 10, в которых размещены подпружиненные по оси пружинами 11, дроссельйые клапаны 6, где выполнены отверстия 12. г5 ёргк1 гйй ;:-д р г-гж Л ;; 7 Пружины 1 одновременно обеспечивают прижатие дроссельного клапана к поверхности поршня. Поршень имеет отверстие 13, которым полость 14 фрикционной муфть Ионсет сообщаться со сливом. Для ограничения поворота диска 8 поршень снабжён выступами 15. Фрикционная муфта работает следующим об разом, tj- - - :- «t V При вьжлюченной фрикционной муфте поворотный диск 8 под действием пружин 7 занимает положение, в Которомотверстие. 5 сме-щено отйрсительно отверстия 12, что обеспечи вает герметизацию йолости 14 фрикционной муфты. Перед переключением с высшей передачи Haiнизшую ведомые диски фрикционной муфты включаемой передачи вращаются быстрее ее ведущих дисков. Впроцессе переключения производится подвод Шд состив полость 14 фрикционной муфты и поршень 4перемещается влево. Как только начинается сжатие ЙИСков фрикционной муфтБт, поворотный диски 8 под действи1ем силы трения на торцеГТ1ЫВёрнется от.носительно оси, йрёЪдолевая уСйЖё пружины 7. При повороте диска происходит перемещение клапана 6, обеспечивая сообщение потгости 14 фрикционной муфтф со сливом через отверстия 5, 12 и 13. Дросселирование жидкости препятствует дальнейшёмурЬстУдалеШЯУИблости 14 В результате того, что фрикционная муфта предбарктельно выкдючаётся, под действием момента двигателя происходит быстрое увели: чение скорости вращения ведущих дисков фрик ционной муфты низшей передачи. Как только скорость вращения ведущих дисков хотя бы незШчительно превысит скорость вра1цения ведомых, направление действия .момента трения на tejSUe поворотного диска Измёни1Сй йайроШвоположное. В резузтьтате этого поворотный диск и клапан вновь займут положение, при котбром отверстие клапана . становится перекрытым и возрастающее давление мсидкости в полости 14 обеспечивает включение фрикционной муфты. В процессе сжатия дискШ поворотный диск, преодолевая усилие npjoioiH 11, перемещается в осевом направле1НИИ и выступ поворотного диска усиливается в кольцевую проточку 9, выполненную в порш., ,.; .- /- Благодаря этому сжатие дисков фрикционной муфты осуществляется непосредственно поверхностью нажимного диска, что исключ ает возможность срабатывания клапана при включенной фрикционной муфте. Таким образом, в предлагаемой фрикцион«ой муфте с дроссельным клапаном обеспечи з т я автоматический выбор оптимальной величины нейтрали. Благодаря обеспечению автоматического выбора оптимальной величины нейтрали при переключёниях с высшей передачи на низшую исключается формирование значительнь1Х динамических нагрузок, что позволяет увеличить надежность и долговечность как фрикционной муфты, так и всей трансмиссии, а также улучшить плавность движения при переключении передач. Ф о р мула изобретения Фрикционная муфта, , содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых поршнем. перекрываемые дроссель„ыми клапанами, о тличающаяся тем, что, с целью снижения динамических на- -л Грузок: при перекЛй чении с быстроходной передачи на тихоходную, она снабжена тангенциально подпружиненным поворотным диском с углублениями На торце, а на торце поршня выполнена Кольцевая проточка, при этом поворотный диск размещен в кольцевой проточке поршня, а дроссельные клапаны-в углублениях поворЬтНогодиска и подпружинены по оси. Источшнси информации, принятые во внимаше при экспертизе 1.Патент США №2 242 765, кл. 192-85, 1941. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке№ 2037871, кл. F 16 D 25/063, 1974 (прототип):..
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU567871A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1051343A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства | 1976 |
|
SU697361A1 |
Система автоматического переключения передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1710379A1 |
Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач | 1978 |
|
SU765551A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU600342A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU870791A1 |
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2132786C1 |
Двойная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU727897A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Авторы
Даты
1980-02-25—Публикация
1976-11-10—Подача