Как известно, переключение ступеней металлических сопротивлений в роторах асинхронных машин малых и средних мощностей производится с помощью барабанных или кулачковых контроллеров.
В мащинах больщих мощностей этот способ управления уже становится затруднительным в виду наличии в роторной цепи больщих токов и напряжений; в этом случае управление осуществляется с помощью контакторов. В настоящее время контакторы переменного тока выпускаются в серийном производстве на мощность порядка 600 kVA при напряжении до 650 V. Для мощных мащин контакторы изготовляются уже по специальному заказу (например, для щахтных подъемных электродвигателей, для прокатных станов и др.).
Больщая стоимость мощных контакторов, а также затруднения, связанные с их изготовлением, заставляют искать рациональные схемы запуска и управления мощными двигателями.
Предлагаемая схема частично решает поставленную задачу.
В предлагаемом устройстве, с целью уменьщения количества мощных контакторов, включающих отдельные секции пускового реостата, согласно изобретению, применены только два мощных контактора, рассчитанные на пусковой ток, остальiiue же (по числу ступеней пуска) контакторы взяты маломощными и на пониженное напряжение и соединены параллельно между собой через один и последовательно с главными контакторами в две группы, сблокированные между собой таким образом, что выключение и включение контакторов ступеней сопротивления осуществляется в обесточенном состоянии.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на фиг. 1 которого изображена схема присоединения контакторов к ступеням сопротивления асинхронного двигателя, а на фиг. 2- разверпутая схема соединений катушек главных и вспоуогательных контакторов с переключателем (командо контроллером).
Как показано на фиг. 1, все операции по включению и разрыву токов в роторной цепи осуществляют два
мощных контактора А и В; вспомогательные контакторы от К1 до КУП включаются и выключаются при отсутствии в их цепях тока; поэтому они выбираются маломощными и к тому же на пониженное напряжение. Таким образом, в предлагаемой схеме вместо восьми мощн-ых контакторов работают только два мощных и восемь вспомогательных маломощных контакторов. Порядок включения контакторов следующий: О -все контакторы выключены 1- вкючается К1, за ним А
2- включается КП, за ним В, после чего выключаются Л и Л7
3- включается , а за ним А, после чего выключается В, а за ним и Я//
4- включается КIV,, за ним В, после чего выключается А, а за ним и KIIL
Таким способом с помощью главных контакторов А я В выключаются остальные ступени, число которых может быть как угодно большим.
При повороте рукоятки управления контакты переключателя замыкаются поочередно в направлении сверху вниз на фиг. 2 (показано стрелкой), причем предполагается, что одновременно замыкаются две пары контактов.
При этом последовательно включаются катущки I, II ....VIII вспомогательных контакторов KI, KU...KVIII,
а с ними блок-контакты Г, 1ГУПГ
и главные контакторы Л и Б в той последовательности, как это описано выше.
Нормально замкнутые блок-контакты /, 2. 3, 4, 5 -к 6 принадлежат соответствуюшим вспомогательным контакторам К...КУП и исключают одновременно включение каких-либо двух контакторов, принадлежащих к одной группе (Л или В).
Кнопки /fa и Къ нормально при нуске включены. При обратном движении переключателя (остановка двигателя) храповичок, связанный с его рукояткой, поочередно нажимает кнопки KS и Ль и этим обеспечивает последовательность включения главных и вспомогательных контакторов.
Схема по фиг. 2 является лишь принципиальным осуществлением идеи схемы по фиг. 1. В каждом же отдельном случае, в зависимости от специфических условий пуска или остановки, схема по фиг. 2 может быть соответственно изменена.
Схема по фиг. 1 может быть выполнена без вспомогательных контакторов KI и /С/Л т. е. в прямом соединении начальных двух ступеней с контакторами Л и S. Последовательность включения главных и вспомогательных контакторов будет та же, что и в схеме основного варианта, с той разницей, что вспомогательные контакторы КШ, KIV, KV, КУ1, KVIII после своего включения не выключаются обратно.
Таким образом, достоинство этого варианта состоит в том, что число ступеней фактически увеличивается почти вдвое, а с ними и плавность пуска. За этот счет можно уменьшить число основных ступеней. Кроме того, в этой схеме экономятся два вспомогательных контактора.
Недостаток этой схемы заключается в том, что вспомогательные контакторы работают в несколько худщих условиях. Однако, как указывает автор, ток при этом настолько мал, что влиянием его на износ вспомогательных контакторов можно пренебречь.
Указанные принципы запуска и остановки мощных асинхронных машин, по мнению автора, могут быть применены в щахтных подъемных машинах, в прокатных станах и других мощных установках, а также могут быть приложены к некоторым установкам постоянного тока.
Предмет изобретения.
Устройство для контакторного управления асинхронным двигателем при посредстве командо-контроллера, отличающееся тем, что, с целью уменьшения количества мощных контакторов, включающих отдельные секции пускового реостата, применены только два мощных контактора, рассчитанные на пусковой ток, остальные же - по числу ступеней пуска -
контакторы взяты маломощными и на пониженное напряжение и соединены параллельно между собой через один и последовательно с главными контакторами в две группы, сблокированные между собой таким образом, что выключение и включение контакторов ступеней сопротивления осуществляется в обесточенном состоянии.
Фиг.1
Фиг
r CHTja.i, TSP :--f-.O-/anef.ff
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1939-07-03—Подача