I
Изобретение относится к гидромашиностроеияк), касается гидродинамических передач и может найти применение в приводах различных машин.
Известны гидромуфты, содержащие соединенный с ведущим валом барабаи-водило планетарной передачи, в котором устаиовпены зубчатые сателлиты, взаимодействующие с центральным зубчатым колесом выходного вала и связанные с соосными планетарными роторами, снабженными к жшеобразными эле ментами щю переноса жидкости, : запитой в барабан-водило 1J.
Недостатком известных гидромуфт является неравнозначность характеристик при реверее входного вала. Кроме того, иааестные гидромуфты имеют недостаточно высокую энергоемкость и относительно небольшой пус ковой момент.
Целью изобретения является обеспечение равнозначности характеристик при реверсе гидромуфты.
Это достигается тем, что каждый ковшеобрааный элемент выполнен в виде спаренны тыпьными сторонами и обращенных в противо-
положные стороны двух ковшей, образующих с соседними ковшеобразными элементами незамкнутые полости, сообщенные с полостью барабанд-воаила зазором между этими элементами. Для п жыщения передаваемого крУ- тящего момента в каждой из упомянутых полостей между ко&шеобразными элементами установлены с зазором дополнительные, меньшие по размеру и аналогичные по конст ругашн, ковше образные влементы,
Кроме того, для увеличения пускового момента планетарные роторы допапнительно снижены вспомогательной лопастной системой, например, в виде радиальных попаток, устаисвленных на торцах роторов.
На фиг. 1 изображена предлоткениая гидро муфта, продольный разрез; на фиг 2 - тс| же, поперечный разрез.
Гидромуфта COCTCSCT из цилиндрического барабана , являющегося всщилом, размешенной внутри барабана планетарной передачи, планетарных роторов 2i устанс Л8нных на валах 3 зубчатых сателлитов 4 и центрального колеса 5, укрепленного на ведомом валу 6. Цилиндрический барабан 1, частично
аалитыя рабочей жидкостью,установлен на валу 7.
Ппанетарные роторы 2 снабжены ковшеобразны| ги элементами, которые образованы ковшами 8 и 9, спаренными друг с другом тыльными сторонами. Между соседними ковш образными элементами имеются зазоры для прохода жидкости. Внутри полостей, образованных ковшеобразными элементами, установлены дополнительные, меньшие по размеру, ковши 10 и 11, спаренные тыльными сторонами также, как и ковши 8 и 9.
По торпам /планетарные роторы 2 закрыты крышками 12, уплотняющими торцы ковшей 8-11. На крьпиках 12 установлены радиальные лопатки 13 и 14, позволяюшие в переходном режиме разгона машины повысить пусковой момент гидромуфты.
Гидромуфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 7 гидромуфты от приводного двигателя жидкость в цилиндрическом барабане 1 принимает форму кольца, в которое погружена часть полостей, образованных ковшами 8-11. При появлении на ведомом валу 6 муфты внешней нагрузки планетарньй ротор 2 поворачивается по ходу вращения на некоторый угол.
Часть ковшей 8-11 выходит из слоя жидкости, удерживая некоторое ее количество в своих внутренних полостях.
При возрастании внешней} нагрузки в определенных пределах увеличивается и число несуших жидкость /ковшей. Каждому значению внешнего момента соответствует опредепенная фаза поворота планетарного ротора 2. Внутренний момент формируется от воздейст вия центробежных сил, действующих в процессе переносного движения на массу жидкости в ковшах.
Рост внутреннего момента гидромуфты ограничен некоторым критическим значением, которому соответствует максимальное дебалансное количество жидкости,, заключенное в ковшах Ви 11 при одном: направлении вращения или в ковшах 9 и 1О при другом направлении. При повышении этого значения начинается пробуксовка планетарного ротора 2, и гидромуфта работает со скольжением. При увеличении скорости планетарных роторов 2 момент гидромуфты может быть увеличен за счет гидродинамического взаимодействия лопаток 13 и 14 со слоем жидкости в цилиндрическом барабане 1.
При реверсе гидромуфты сохраняется идентичность ее моментных характеристик..
Предложенная конструкция позволяет снизить вес, габариты и стоимость гидромуфты, так как повышается ее удельная мощность и пусковой момент.
Применение предложенной гидромуфты в приводах машин позволит улучшить характеристики последних.
Формула изобретения
1.Гидромуфта, содержащая соединенный с ведущим валом барабан-водило планетарной передачи, в котором установлены зубчатые сателлиты, взаимодействующие с центральным зубчатым колесом выходного вала
и связанные с соосными планетарными роторами, снабженными ковшеобразными элементами для переноса жидкости, залитой в барабань-водило, отличаю ща яся тем, что, с целью обеспечения равнозначности характеристик при реверсе гидромуфты, каждый ковшеобразный элемент выполнен в виде спаренных тыльными сторонами и обращенных в противоположные стороны двух ковшей, образующих с соседними ковшеобразными элементами незамкнутые полости, сообщенные с полостью барабана-водила зазором между i этими элементами.
2.Гидромуфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения передаваемого крутящего момента, в каждой из упомянутых полостей между -ковшеобразными элементами установлены с зазором дополнительные меньшие по размеру и аналогичные по конструкции ковшеобразные эле менты.
3.Гидромуфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения пускового момента, планетарные роторы дополнительно снабжены вспомогательной лопастной системой, например, в виде радиальных лопаток, установленных на торцах роторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1, Яремченко О. В. Ограничивающие гидродинамические муфты М., Машиностроение, 1970, с. 70-73, рис. 33.
/J
иг.Г
. ..-. -..
: ,. 5-v. . . .72
. . , j : I ir :J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромуфта | 1976 |
|
SU781437A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU853229A2 |
Пусковая предохранительная гидромуфта | 1986 |
|
SU1420261A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU609007A1 |
Гидромуфта | 1975 |
|
SU545791A1 |
Гидромуфта | 1986 |
|
SU1346871A2 |
Гидравлическая муфта | 1978 |
|
SU729393A1 |
Гидромеханическая муфта | 1982 |
|
SU1086253A1 |
Гидромуфта | 1990 |
|
SU1739122A1 |
Гидромеханическая муфта | 1979 |
|
SU842285A1 |
8
Ю
.
Авторы
Даты
1977-11-05—Публикация
1975-04-14—Подача