ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ КЛЕТИ ШАХТНОГО ПОДЪЕМНИКА Советский патент 1940 года по МПК B66D5/30 

Описание патента на изобретение SU58622A1

Для ограничения скорости движения клетей шахтных подъемников применяются в большинстве случаев приспособления, основанные на работе центробежного регулятора, которые, однако, не дают вполне удовлетворительных результатов в виду присущего центробежному регулятору запаздывания изменения числа оборотов вследствие инерции масс, малых пределов его чувствительности и колебаний изменяющейся скорости относительно нового состояния равновесия.

Поэтому взамен центробежных регуляторов уже предлагалось для ограничителей скорости движения клети применять два механизма передачи, один из которых приводится в действие лебедкой подъемника, а другой - сервомотором с постоянным числом оборотов, в кинематическую цепь которого включена регулируемая посредством копира фрикционная пара, причем эти механизмы приводят во вращение два элемента, связанные с разъединителем так, что при возникновении определенной разности в числах оборотов этих элементов цепь управления подъемником разрывается.

Предлагаемый ограничитель скорости клети шахтного подъемника устроен по такому же принципу. В нем также имеется разъединитель электрической системы подъемника при возникновении разницы в числах оборотов двух управляющих разъединителем элементов. Один из этих элементов так же, как и в упомянутых выше устройствах, вращается механизмом лебедки, а второй - сервомотором через посредство передачи, регулируемой играющим роль копира профилированным диском, который приводится во вращение механизмом лебедки. При этом, однако, в устройстве, выполненном согласно изобретению, для возможности движения клети, с любой скоростью не выше установленной предельной величины, в кинематическую цепь передачи вращения от лебедки к одному из элементов, управляющих разъединителем, включены две муфты свободного хода, а элементы, управляющие разъединителем, выполнены в виде винтовой пары с односторонне ограниченным относительно гайки аксиальным перемещением винтового шпинделя, что в общем и составляет отличительную особенность изобретения.

Обе муфты свободного хода монтированы при этом так, что приводимый ими во вращение элемент винтовой пары получает вращение, независимое от направления вращения лебедки подъемника.

На чертеже фиг. 1 показывает общую схему такого ограничителя скорости клети шахтного подъемника; фиг. 2 - одну из деталей устройства.

Ограничитель скорости состоит из двух систем. Первая устанавливает график движения клети, а вторая выполняет это движение по предписанному первой графику.

Первая система состоит из сервомотора-электродвигателя М с постоянным числом оборотов, приводящего во вращение через зубчатую передачу 1 и фрикционную передачу, состоящую из ведущего диска 2 и подвижного вдоль оси 3 ролика 4, коническую шестерню 5, сцепляющуюся с другой конической шестерней 6. Последняя имеет удлиненную ступицу 7, связанную при помощи продольных шлицев с подвижным в осевом направлении шпинделем 8, нижний конец которого имеет навинтованную часть 9, составляющую один из двух элементов винтовой пары, второй элемент которой составляет снабженная гаечной резьбой удлиненная ступица 10 цилиндрической шестерни 11, сцепляющейся с шестерней 12, снабженной с обеих сторон муфтами свободного хода, работающими в одну и ту же сторону.

Ролик 4 фрикционной передачи 2-4 при помощи подпружиненной вилки 13, несущей на своем конце ролик 14, находится под контролем фасонного диска 15, который приводится во вращение через ряд зубчатых колес 15а, 15b и т.д. подъемника. Профиль диска 15 соответствует заданному графику изменения скорости движения клети подъемника.

Вторая система устройства состоит из двух расположенных по обе стороны шестерни 12 муфт свободного хода в форме дисков 16, 17, несущих на себе соответственно собачки 18, 19 (фиг. 2), которые сцепляются с внутренними храповыми венцами на обеих сторонах шестерни 12, имеющими одинаковое направление зубцов.

Диски 16 и 17 приводятся во вращение в противоположные стороны через две пары цилиндрических шестерня 20, 21 и 22, 23, коническую передачу 24, 25, 26 и передачу 27, 28 от лебедки подъемника.

При подъеме клети шестерня 26 вращается в одну сторону, а при опускании - в другую. Соответственно этому с зубцами храповика шестерни 12 работает или собачка 18 диска 16 или собачка 19 диска 17, в то время как другая скользит по зубцам храповика другой стороны шестерни 12, не задерживая их, так что диски 16, 17 с шестерней 12, составляющие по существу две муфты свободного хода, заставляют шестерню 12 вращаться всегда в одну и ту же сторону, независимо от направления вращения барабана лебедки.

Если скорость движения клети точно соответствует заданной скорости для данной точки пути клети, то вращение шестерни 11 с элементом 10 винтовой пары и второго элемента последней винта 9 происходит с одинаковым числом оборотов вследствие автоматической установки ролика 4 фрикционной передачи на скорость, требуемую для данной точки пути клети. Если скорость движения клети превысит допустимую скорость, то шестерня 11 и элемент 10 винтовой пары начнут вращаться с большей скоростью, чем ее элемент 9, и шпиндель 8 начнет двигаться вниз и заставит разъединитель 29 выключить цепь соленоида 30, сердечник которого под действием противовеса 31 произведет выключение привода лебедки и включение тормоза.

Для того, чтобы, как было указано выше, работа подъемной клети могла совершаться при том же фасонном диске и, следовательно, определенном графике пути, но с меньшей скоростью, чем установленная для нее максимальная величина, в устройстве предусмотрен ограничитель перемещения шпинделя 8, 9 относительно гайки 10, блокирующий их между собою. Действие его заключается в следующем. Если скорость движения клети и, следовательно, вращение барабана лебедки в некоторый момент меньше скорости, задаваемой профилем фасонного диска 15, то гайка 10 начинает вращаться медленнее винта 9, и шпиндель 8, двигаясь кверху, упирается выступом 32 в гайку 10 и блокирует ее, причем контакты 29 остаются замкнутыми. При дальнейшем ходе клети гайка 10 с шестерней 11 вращается вместе с винтом 9, делая одинаковое с ним число оборотов, причем сцепляющаяся с шестерней 11 большая шестерня 12 не препятствует этому, так как она теперь вращается быстрее дисков 16, 17, и храповые зубцы ее скользят по собачкам 18, 19 последних, опережая их (фиг. 2). При этом цикл работы по-прежнему зависит от полного оборота диска 15, приводимого во вращение через зубчатую передачу от лебедки, и поэтому остается прежним, с той только разницей, что движение клети происходит с желаемой меньшей скоростью.

Похожие патенты SU58622A1

название год авторы номер документа
ИНДИКАТОР ДЛЯ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНИКОВ 1931
  • Возняк И.И.
SU29950A1
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПЕРЕМЕННО-ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ СТОЛА ШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА 1926
  • Александров Д.В.
  • Комар Н.В.
  • Мелленберг А.А.
SU20979A1
ОСТАНОВОЧНО-ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПОДЪЕМНИКОВ 1928
  • Балашев П.А.
  • Ниц А.Ф.
SU9819A1
Зажимной патрон для буровых штанг 1936
  • Стрюк И.В.
SU54164A1
Регулятор хода шахтных электрических подъемников 1937
  • Маслюк Ю.М.
SU58923A1
СТАНОК ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ ПРОВОЛОКИ ПРИ ЕЕ ПЕРЕМАТЫВАНИИ С ОДНОГО БУНТА НА ДРУГОЙ 1939
  • Васильев Н.Ф.
  • Нагорный В.Г.
SU63489A1
Установка для аргонодуговой сварки поворотных стыков труб неплавящимся электродом с подачей присадочной проволоки 1990
  • Стоянов Александр Васильевич
SU1776528A1
Устройство для автоматической смены граммофонных пластин при непрерывной работе граммофона 1931
  • Венгеровский В.А.
SU31644A1
Устройство для управления ножами и крыльями снегоочистителя 1929
  • Бизяев Н.П.
  • Коньков Д.П.
SU17306A1
Граверная лебедка с двумя барабанами 1932
  • Лео Бернардис
SU30408A1

Иллюстрации к изобретению SU 58 622 A1

Формула изобретения SU 58 622 A1

1. Ограничитель скорости клети шахтного подъемника, заключающий в себе разъединитель электрической цепи подъемника при возникновении разницы в числах оборотов двух управляющих разъединителем элементов, из коих один вращается механизмом лебедки, а второй сервомотором через посредство передачи, регулируемой копиром, приводимым во вращение механизмом лебедки, отличающийся тем, что, с целью допущения движения клети с любой скоростью ниже предельной, в кинематическую цепь передачи вращения от лебедки к одному да элементов, управляющих разъединителем, включены две муфты свободного хода, а элементы, управляющие разъединителем, выполнены в виде винтовой пары с односторонне ограниченным относительно гайки аксиальным перемещением винтового шпинделя.

2. Форма выполнения ограничителя скорости по п. 1, отличающаяся тем, что обе муфты свободного хода монтированы так, что приводимый во вращение элемент винтовой пары получает одностороннее вращение независимо от направления вращения лебедки подъемника.

3. Форма выполнения ограничителя скорости по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью одностороннего ограничения аксиального относительно гайки перемещения винтового шпинтеля, последний снабжен упором, блокирующим гайку при аксиальном движении шпинделя в одном из направлений.

SU 58 622 A1

Авторы

Тропман А.Г.

Даты

1940-12-31Публикация

1939-11-03Подача