Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам, предназначенным для работы в стесненных условиях, и может быть применено в горной промышленности, подземном и гидротехническом строительстве. Известен самосвальный автопоезд, содержащий двухосный тягач с седельно-сцепным устройством и самосвальный полуприцеп, который имеет безрамную конструкцию с несущим кузовом, соединенным с тягачон .яговой балкой и телескопическим гидроподъемником для осуществления опрокидывания кузова и снабженным опорной плитой для сцепления с тягачом в транспортном положении 1. Однако наличие в автопоезде двухосного тягача увеличивает длину автопоезда, радиус поворота и вертикальный габаритный размер, что исключает его использование в стесненных условиях. Известен, другой автопоезд, содержащий соединенные сцепным щарнирным устройством и гидроцилиндрами поворота одноосный тягач и самосвальный полуприцеп, оборудованный гид роцилиндром подъема крова 2. Однако этот автопоезд, являющийся наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, имеет недостаточную грузоподьемность. обусловленную ограниченностью его наружных габаритных размеров. В то же нремя объем автопоезда в заданных габаритах используется нерационально, так как в полуприцепе рамной конструкции значительно снижена полезная емкость кузова из-за необходимости размещения между днищем кузова и дорогой жесткой и прочной рамы. Цель изобретения - увеличение полезного объема полуприцепа при сохранении его наружных габаритов и обеспечение безопасного и автоматического управления его разгрузкой. Для этого кузов полуприцепа выполнен несущи.м, опирающимся в задней части посредством осей на колеса полуприцепа и снабжен опорной плитой с отверстиями, соединенной сцепным шарнирным устройством с тягачом и штангами с осями колес полуприцепа и несушей запорное устройство для фиксации кузова в транспортном положении и опорные гидродомкраты, при этом гидроцилиндр подъема кузова полуприцепа сблдкирован с гидроцилиндрами поворота автопоезда и тормозной системой тягача, а запорное устройство состоит из фиксирующих пальцев, входящих в отверстия опорной плиты, и гидравлических захватов, кроме того, опорные гидродомкраты и гидравлические захваты включены последовательно в едииую гидросистему, соединенную посредством управляющего золотника с гидроцилиндром подъема кузова полуприцепа, управляющий золотник контактирует с кузовом. На фиг. 1 изображен предлагаемой самосвальный автопоезд, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - схема гидравлической системы подъема кузова. Самосвальный автопоезд состоит из. одноосного тягача 1 и одноосного прицепа, включающего несущш кузов 2, опирающийся в задней части на колеса 3 с помощью закрепленных на нем осей 4; опорной плиты 5, соединенной сданным шарнирным устройством 6 с тягачом 1, щтанги 7, щарнирно соединенной с опорной плитой 5 и осями колес 4 и удерживающей прицеп от перемещений относительно тягача. I во время разгрузки. /Для закрепления кузова на опорной плите в транспортном положении служит запорное устройство, включающее закрепленные на кузове фиксирующие пальцы 8, взаимодействующие с отверстиями 9 в опорной плите и воспри 1имаю1.ийе силы и моменты сил, действующие в горизонтальной плоскости; захваты 10, шарнирно закрепленные на опорной плите и зацепленные с осями 11, закрепленнь1ми на кузове; 1иарнирно прикрепленный к опорной плите и кузову гидроцилиндр 12, который в сочет-знии с захватами воспринимает силы и моменты cn.fi, действуюпиге в вертикальной плоскости: Для обеспечения устойчивости при опрокидыва){и кузова автопоезд снабжен выдвижными гидродомкратами 13, встроенными в опор ную плиту и взаимодействующими с дорогой. Для автоматического управления сцепкой, расцепкой и опрокидыванием кузова в процессе разгрузки, а также обеспечения безопасности этих операций автопоезд снабжен гидравлической системой подъема кузова, включающей гидроцилиндры 14 опорных домкоатов с перемещающимися в них поршнями 15 со штоками-лапами 16; управ./ яющие захватами гидроцилиндры 17 с поршнями 18, поджатыми пружинами 19; гидроцилиндр подъема кузова с перемещающимся в нем поршнем 20; управля ющий золотник 21, поджатый с одного конца пружиной 22 и контактирующий другим концом с кузовом. Для удержания тягача от перемещений в процессе разгрузки гидросистема подъема кузова сблокирована с гидроцилиндрами поворо та 23 и тормозной системой тягача. Исполнительные механизмы гидросистемы подъема кузова присоединены к магистралям 24 и 25 гидрораспределителя через управляющий золотник 21, при этом порщневая полость гидроцилиндра 12 соединена с магистралью 24 через обратный клапан. Осью опрокидывания кузова является геометрическая ось колес полуприцепа. Разгрузка самосвального автопоезда осуществляется автоматически в несколько этапов. Этап 1. Расцепка. При подаче масла под давлением по магистрали 24 к.управляющему золотнику 21, утопленному под действием кузова 2, последний сообщает нагнетательную магистраль 24 с подпорщневыми полостями гидроцилиндров 14; порщни 15, перемещаясь до упора штоков-лап 16 в дорогу, открывают доступ масла в щтоковые полости гидроцилиндров 17, порщни 18 которых под действием возросшего давления масла в гидроцилиндрах 14 перемещаются, сжимая пружины 19, поворачивая захваты 10 до выхода их из зацепления с осями 11 и открывая доступ масла под давлением через золотник 21 в подпорщневую полость гидроцилиндра 12, поршень 20 которого перемещается и воздействует на кузов 2, поднимая его. В момент отрыва кузова 2 от опорной плиты 5 освобождается золотник 21, который под действием пружины 22 перемеп ается, запирая нагнетательные и сливные полости гидроцилиндров 4 Таким образом, на первом этапе разгрузки последовательно обеспечивается выдвижение штоков-лап 16 до упора в дорогу, расцепка захватов 10 с осями 11 и фиксирование щтоковл;и| 16 и захватов 10. Этап 2. Лодъем кузова. Из нагнетательной магистрали 24 жидкость под давлением через переместившийся золотник 21 подается непосредственно в подпорщневую полость гидроцилиндра 12, поршень 20 перемещается вверх, поднимая кузов 2. Этап 3. Опускание кузова. При подаче масла под давлением из магистрали 25 непосредственно в щтоковую полость гидроцилиндра 12 поршень 20 опускается, воздействуя на кузов 2 и опуская его. Штоки-лапы 16 удерживаются в выдвинутом положении, а захваты 10 -- в повернутом, так как золотник 21 под действием пружины 22 остается в Езер.х.чем положении, запирая нагнетательные и сливные полости гидроцилиндров 14 и 17. Э т а.п. 4 . Сцепка. При подходе кузова 2, в процессе его опускания, к опорной плите 5 золотник 21, соприкасаясь с кузовом 2, утапливается и сообщает нагнетательную .магистраль 25 с. подпоршневыми полостями гидроцилиндров 17 и щтоковыми полостями гидроцилиндров 14; а сливную магистраль 24 - со штоковьши полостями гидроцилиндров 17 и подпоршневы.ми полостями гидроцилиндров 14 и 12. Слив из подпоршневой полости гидроцилиндра 12 осуществляется непосредственно в магистраль 24 через обратный клапан, а из щтоковой полости гидроцилипдра 17 через подпорщневую полость гидроцилиндра 14 и управляющий золотник 21 - в сливную магистраль 24. Таким образом, на четвертом этапе разгрузки последовательно обеспечивается касание кузова 2 опорной плиты 5, сцепка захватов К) с ося.ми 11 и уборка щтокоБ-лап 16. В транспортном п(;,1ожении закрепление кузова 2 на опорной п.нгге 5 и удержание штоков-лап 16 обеспечивается запиранием магм стралей 24 и 25.
Формула изобретения
1. Самосвальный автопоезд, содержащий соединенные сцепным шарнирным устройством и гидроцилиндрами поворота одноосный тягач и самосвальный полуприцеп, оборудованный гидроцилиндром подъема кузова, отличающийся тем, что, с целью величения полезного ооъема кузова полуприцепа при сохранении его наружных габаритов, кузов полуприцепа выполнен несущим, опирающимся в задней части посредством осей на колеса полуприцепа и снабжен опорной плитой с отверстиями, соединенной сцепным шарнирным устройством с тягачом и штангами с осями колес полуприцепа и несущей запорное устройство для фиксации кузова в транспортном положении и опорные гидродомкраты, при этом гидроцилиндр подъема кузова полуприцепа сблокирован с гидроцилиндрами поворота автопоезда и тормозной системой тягача.
aivroiioo3,ii :7С и. I, отличающийся тем, что .чапирлоо устройсгво состоит из фиксирующих пальцен, вхолнщих в отверстия опорной плиты, и гидравлических захватов.
3. Самосвальный авгопоез; по пп I, 2, отличаюи.шйся тем, что, с келью обеспечения безопасного и автоматического управления ею разгоузкой, опорные гидродомкраты и гидравлические захваты включены последовательно в Q единую гидросистему, соединенную посредством управляющего золотника с гидроцр.ляндром подъема кузова полуприцепа, при этом управляющий золотник контактирует с к зовом.
Источники информации, принятые во вип мание при экспертизе:
1.Журнал «Строительные и дорожные NraП1ины, 1973, № 11, с. 15-17.
2.Авторское свидетельство СССР Х 275765, кл. В 62 D 53/02, 1968.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опорное устройство полуприцепа | 1985 |
|
SU1289734A1 |
Самосвальный полуприцеп | 1982 |
|
SU1041383A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2613132C2 |
Сочлененный самосвальный автопоезд | 1987 |
|
SU1532412A1 |
АВТОПОЕЗД | 1997 |
|
RU2131369C1 |
Самосвальное транспортное средство | 1989 |
|
SU1703512A1 |
Самосвальный полуприцеп | 1981 |
|
SU977261A1 |
АВТОПОЕЗД | 2004 |
|
RU2245803C1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1645186A1 |
ПРИЦЕП САМОСВАЛЬНЫЙ С УВЕЛИЧЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ | 2018 |
|
RU2703698C1 |
-Г
. , , /
/f./.fffff
Авторы
Даты
1978-03-25—Публикация
1975-05-21—Подача