Следящая система с компенсацией лифта механической передачи Советский патент 1978 года по МПК G05B11/01 

Описание патента на изобретение SU620940A1

Предлагаемая следящая система каса - ется электрического и электрогидравлического следяшего привода и может быть использована при проектировании безлюф товых двухдвигательных следящих систем с раздельными усилителями мощности.

Известна следящая система с компен. сацией люфта механической передачи, содержащая два контура управления исполнительными двигателями, каждый из которых состоит из последовательно соединенных сумматора, усилителя мощности, исполнительного двигателя, редуктора, связанного с объектом регулирования через общую силовую шестерню, и элементов отршштельных обратных связей по скорости и моменту исполнительного двигателя; источник сигнала положительного смещения момента, выход которого соединен с одним из входов сумматора контура управления одним исполнительным двигателем, второй вход которого через вентиль в обратном направлении связан с выходом элемента сравнения. Кроме того, выход источника сигнала положительного смещения

момента соединен через инвертор с одним из входов сумматора контура управления другим исполнительным йЬигателем, второй вход которого через вентиль в прямом направлении соединен с выходом элемента сравнения р.| .

Низкий КПД системы, невозможность получения на валу объекта момента, превыщающего момент, развиваемый каждым исполнительным двигателем в отдельности является недостатком известной указанной следящей системы.

Наиболее близкой по технической сущности к предложенной системе является двухдвигательная следящая система с компенсацией люфта в механической передачи/ содержащая первый сумматор, выход которого через последовательно соединенные первые усилитель мощности, исполнительный двигатель и редуктор с люфтом связаны с валом объекта регулирования, датчик скорости первого исполнительного двигателя, выход которого подклзочен к входу первого сумматора, датчик момента первого исполнительного двигателя выход которого через первый корректирую щий блок подсоединен к входу nepaoto сумматора, второй сумматор, .выходкоторого последовательно соединенные вторые усилитель мощности, испопнительный двигатель и редуктор с люфтом связан с валом объекта регулирования, датчик скорости второго исполнительного дви гателя, выход которого подключен к входу второго сумматора, датчик момента второ го исполнительного двигателя, выход кото рого через второй корректирующий блок подсоединен к входу второго сумматора, источник сигнала положчтельного смещения момента, выход которого связан с входом первого сумматора непосредственно и с входом второго сумматора чфез первый инвертор, измеритель угла рассог ласования, входы которого подсоединены/ к выходам задатчика входного сигнала и датчика угла поворота объекта регулирования, а выход - к входам первого и втек рого сумматоров J2j . Недостаток этой известной следящей системы заключается в том, что результирующий момент, развиваемый обоими ис полнительными двигатепями на валу объек та, меньше суммы моментов этих исполнительнь1Х двигателей на «величину, равную двойному значению момента, развиваемого каждым исполнителЬныК) двигателем и вызванного сигналом ис-Дочника положительного смещения MOMeHiJja, достаточ ного при отсутствии управляющего воздействия и возмущающего момен -а для устранения автокрлебаний, обусловл.енных наличием люфта. Цель предлагаемой следяацей системы увеличение ее КПД путем уменьшения необходимой установленной мощности каждого нсполнительного двигателя. Зто достигоется тем, что в слёд:ацую систему введе ны блок функвяональиого преобразования, суМмируюший усилитель и второй инвертор, входы суммирукидего усилителя ПОДКЛЮЧШ1Ы к выходам датчиков исполиительи41х двигателей, . а выход - к входу блока функционально го преобразования, выход которого связан через Второй 1швертор с входом первого сумматора и непосредственно с вхо« дом второго сумматора. . На чертеже изображена блок-схема , двухдвигательной следящей системы с ком пенсацией люфта механической перед чи Следящая система с аержвт объект 1 регулирования задатчик 2 входного сигнала, первый, инвертор 3, .второй инвертор 4, первый исполнительный двигатель 5, второй исполнительный двигатель 6, дат« 7 угла поворота объекта регулирования, измеритель 8 угла рассогласования, первый сумматор 9, второй сумматор 10, первый усилитель 11 мощности, второй усилитель 12 мощности, первый редуктор 13 с люфтом, второй редуктор 14 с люфтом, блок 15 функционального преобразования, суммирующий усилитель 16, источник 17 положительного смещения момента, датчик 18 скорости первого исполнительного двигателя, датчик 19 скорости второго ис- . полнительного двигателя, датчик 20 момента первого исполнительного двигателя, датчик 21 момента второго исполнителького- двигателя, первый корректирующий блок 22, Второй корректирующий блок 23. Предлагаемая следящая система работает Следующим образом. Сигналы с выхода датчиков 20 21 момента, пропорциональные моментами M,j и М t развиваемым исполнительными двигателями 5 и 6, поступают На суммирующий усилитель 16, на выходе которого получается сигнал КМ2, К где К - коэффициент пропорциональности. Полученный сигнал К АЛ j, преобразуется в сигнал Fj. в блоке 15 функционального преобразования, имеющем характеристику в виде четной нелинейной функции Р релейного типа с зоной нечувствительности Хц и предельным значением о В KOHTjpe управления первым исполнительным двигателем 5 сигнал ЕО с выхода источника 17 положительного смещения момента подается на один из входов первого сумматора 9, на другие входы которого поступают инвертированный сигнал - блока 15 функционального преобразования, сигнал -в рассогласования с выхода измерителя 8 угла рассогласования и си пиалы . отрицательных обратных связей по скорости и моменту исполнительного двигателя 5. Полученный на выходе сумматора 9 сигнал Eg-F-j (2 через первый усилитель 11 мощности подается на исполнительный двигатель 5, в пвигателя результате чего на валу этого развивается момент М - Мо-Мргде MO - составляющая момента, обусловленная сигналом источника 17 положительного смещения момента и достаточная для устранения автоколебаний, выз ванных люфтов механической передачи, (при отсутствии сигнала задатчика 2 &XQDного сигнала и отсутствии возмущающего момента, приложенного к валу объекта 1 регулирования; р - составляющая момента, развиваемого исполнительным двигателем 5, обусловленная сигналом - F fv 11 - возмущающий момент, при ложенный к валу объекта 1 регулирования. В контуре управления вторым исполнительным двигателем 6 сигнал + Е- с выхода источника 17 положительного смещения момента через инвертор 3 подается на один из входов сумматора 10, на другие входы которого поступает сигнал Fe выхода блока 15 функционального преобразования, сигнал рассогласования Q с выхода измерителя 8 угла рассо1 лесования и сигнал в.., отрицательных обратных связей по скорост и моменту Второго исполнительного двигателя 6. Полученный на выходе сумматора 1О -Ee- F -fe-a сигнал и. через усилитель 12 мощности подается на второй исполнительный двигатель 6, в результате чего на валу этого двига;теля развивается момент М2--Мо: МрЧ-.(-гТ Эти моменты М и М- через редукто ры 13 и 14 передаются на вал объекта 1 регулирования, создавая момент МдМ.,-f-M..(6) При малых значениях возмущающего момента АЛ , при которых сигнал К АЛ 21 на выходе суммирующего усилителя 16 не превыщает щирину X зоны нечувствительности блока 15 фуикцио нальиого преобразования, сигнал на его выходе равен нулю; на выходах суммато1 ров 9 и 10 отсутствуют составляющие t Р ; выбор люфтов механической передачи осуществляется (/моментами, противоположными по знаку, приложенными к валу объекта 1 со стороны исполнитель ных двигателей 5 и 6, /Мй ;. V.7# ,2 . f8 При значениях возмущающего момента Ри которых сигнал К Mj, превышает величину Хц,, сигнал Fc на выходе 15 функционального преобт разованвя отличается от нуля. В каждоь канале происходит компенсация сигнала i Eg источника 17 положительного смещения момента сигналом (чае тичная йри О FO ЕО и полная при FO ЕО ) Моменты, приложенные к алу объекта 1 со стороны исполнительых двигателей 5 и 6 через редукторы 13 и 14, равны по величине и одинаковы 12 22Выбор люфтов осуществляется возмущающим момента Мц . При этом, если ,., /Мвг:2Мр,(н) компенсация сигналов 4 Е при значениях;К-2- Х„(2 сигналами F не приводит к воаникновению автоколебаний в следящей системе, но позволяет увеличить момент, развиваемый исполнительными двигателями 5 и 6 на валу объекта 1, и, следовательно, уменьшить необходимую установленную мощность кажаого : исполнитёльного двигателя 5 и 6. Действительно, в пред пагаемой следящей системе при больших. значениях возмущающего момента , - ) р соответствии с выражением 9 и 1О момент, развиваемый исполнительными двигателями 5 и 6 на валу объекта 1 регулирования равен В известной следящей системе, которую можно рассматривать частный случай предлагаемый следящей системы при X ,при , что один из исполнительных двигателей, например первый, развивает такой же момент, как и в предлагаемой следящей системе, т.е. при момент, развиваемый вторым исполнительным двигателем/меньше момента, развиваемого первым исполнительным двнгв телем на величину двойного момента 2Мо 2Еое,(16) вызванного сигналом ЕО источника положительного смещения момента и достаточного для подавления автоколебаний, обусловленных люфтом .ат) Момент, развиваемый нсполнительныкш двигателями на валу объекта регулирования, в саответствии с выражениями 6 и .fi81 Из сравнения выражений 14 и 16 следует, что, вводя в известную двухдвигательную следящую систему блок функцио-

Похожие патенты SU620940A1

название год авторы номер документа
Система автоматического управления телескопом 1980
  • Сенько Лев Александрович
  • Лыков Евгений Петрович
  • Орлов Александр Борисович
SU974334A1
Следящая система 1980
  • Александров Юрий Артемович
  • Закорюкин Владимир Михайлович
  • Олейников Василий Дмитриевич
  • Поддубный Игорь Алексеевич
SU885970A1
Устройство для компенсации люфта в двухдвигательном приводе 1978
  • Яворский Василий Васильевич
SU746399A1
Двухдвигательный привод 1981
  • Сергеев Владимир Михайлович
  • Семин Валерий Назарович
  • Уткин Сергей Михайлович
SU1012195A1
Следящий электропривод с компенсацией люфта 1981
  • Козлов Анатолий Николаевич
SU981929A1
Следящий привод с коррекцией люфта в механической передаче 1976
  • Цой Март Яковлевич
  • Прихно Галина Ивановна
  • Тув Александр Меерович
SU647646A1
Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства 2016
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Синицын Сергей Валентинович
  • Синицына Татьяна Павловна
  • Иванова Светлана Николаевна
  • Фомина Елена Валентиновна
RU2645519C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Сидоров Петр Григорьевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
RU2326488C1
Устройство для управления двухдвигательным электроприводом 1978
  • Кибрик Михаил Саулович
  • Говорушин Александр Иванович
  • Рысков Борис Петрович
  • Шустов Дмитрий Александрович
  • Постников Юрий Владимирович
  • Соколовский Георгий Георгиевич
  • Стасовский Вадим Михайлович
SU864477A1
Двухдвигательная следящая система 1980
  • Ягунов Юрий Аркадьевич
  • Фролов Вячеслав Андреевич
  • Лукин Юрий Павлович
  • Зеленков Георгий Сергеевич
  • Калинин Валерий Иванович
SU901992A1

Иллюстрации к изобретению SU 620 940 A1

Реферат патента 1978 года Следящая система с компенсацией лифта механической передачи

Формула изобретения SU 620 940 A1

SU 620 940 A1

Авторы

Блейз Евгений Семенович

Бовина Лидия Константиновна

Евтеев Лев Николаевич

Мерзляков Юрий Васильевич

Сазонов Кирилл Владимирович

Даты

1978-08-25Публикация

1976-02-12Подача