Зубчатое колесо Советский патент 1978 года по МПК F16H55/08 

Описание патента на изобретение SU624031A1

(54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Похожие патенты SU624031A1

название год авторы номер документа
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора 2022
  • Кузин Павел Вячеславович
  • Зверовщиков Владимир Зиновьевич
  • Нестеров Сергей Александрович
  • Зверовщиков Александр Евгеньевич
RU2793981C1
Способ упрочняющей обработки зубчатых колес 1981
  • Павлов Виктор Афанасьевич
  • Богданова Алла Нинеловна
SU975163A1
Способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач 1985
  • Зятьков Николай Михайлович
  • Пугачев Юрий Алексеевич
  • Подстрелов Владимир Венедиктович
SU1303300A2
Способ изготовления зубчатой передачи 1984
  • Каплий Юрий Иванович
  • Гузь Виктор Геннадиевич
SU1227380A1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ 1996
  • Копф И.А.
  • Морозов Н.Ф.
  • Овумян Г.Г.
RU2108515C1
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Корнилов В.В.
  • Копф И.А.
RU2145015C1
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Хрусталев Евгений Николаевич
RU2735434C1
Гиперболоидная зубчатая передача 1986
  • Печенкин Владимир Михайлович
  • Матвеев Георгий Александрович
SU1372128A1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И ПРОИЗВОДЯЩИЙ ИСХОДНЫЙ КОНТУР ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1993
  • Матвеев Г.А.
  • Печенкин В.М.
RU2093740C1
Мелкомодульное зубчатое колесо 1988
  • Егоров Владислав Иванович
  • Ливотов Павел Львович
  • Селюта Павел Петрович
  • Тюрин Александр Петрович
  • Щербак Владимир Тимофеевич
SU1516667A1

Иллюстрации к изобретению SU 624 031 A1

Реферат патента 1978 года Зубчатое колесо

Формула изобретения SU 624 031 A1

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно, к обработке зубчатых копес.

Известны зубчатые колеса, зубья которых для уменьшения концентрации нагрузок по их длине выполнены бочкообразными с наклонными образующими на боковых поверхностях и со скосами у торцов (у косозубых колес) 1.

Однако в таких конструкциях продольная коррекция зубьев осуществляется в основном на закаленных зубчатых колесах в процессе зубошлифования, что связано с большими технологическими трудностями и высокой стоимостью колес, кроме того, продольная коррекция не учитьгоает место приложения нагрузки, погрешности зубчатых колес, жесткости валов, на которых они установлены, и т.п., что приводит к концентрации нагрузки на малом участке зуба.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатое колесо с продольной коррекцией 2.

Зубья этого колеса имеют криволинейную форму по длине зуба, причем форма кривой

описывается формулой, в которой учитьшаются жесткость зуба, величина нагрузки и место ее приложения.

Однако конструкция указанного колеса не компенсирует погрешности изготовления самого колеса, редуктора, в котором оно установлено, валов, а также погрешности сборки, в связи с чем в передаче получается ограниченное пятно контакта. Кроме того, криволинейная форма

зубьев колеса получается в результате поверхностного пластического деформирования, поэтому поверхностная твердость зубьев не превышает 450 Hv,

Целью изобретения является компенсация

погрешностей изготовления, сборки и упругих деформаций.

Цель достигается тем, что предлагаемое зубчатое колесо вьшолнено с седлообразными боковыми поверхностями зубьев, а зубья имеют переменную твердость по длине, величина которой пропорциональна оптимальному закону изменения прикладьшаемой к зубьям нагрузки. На фиг. 1 показан зуб с седлообразными боковыми поверхностями, имеющий переменную по длине зуба твердость, поперечный разрез; на фиг. 2 - пример контакта зубьев в передаче, состоя1цей из колеса с седлообразными зубьями и обычного зубчатого колеса; на фиг. 3 - то же, два колеса с седлообразными зубьями, на фиг. 4 - то же, после приработки, ив фиг. 5 - эпюра распределения передаваемой зубом нагрузки с с учетом величины и места ее приложения и зпюра распределения твердости Hv по длине зуба, пропорциональная прикладьшаемой нагрузке.

Зубчатое колесо имеет зубья 1 с седлообразными боковыми тговерхностями и переменную тю длине зуба 1 твердость, мкнимапьную на торцах колеса.

Передача, состоящая из колеса с седлообразными зубьями и обычного зубчатого колеса 2 или из двух колес с седлообразными зубьями в общем случае имеет кромочный контакт зубьев.

В процессе приработки участки С колеса, как наиболее нагруженные и имеющие меньшую твердость, быстро изнашиваются и контакт колес осуществляется по всей длине зубьев. При этом наиболее нагруженные участки зубьев имеют наибольихую твердость и прочность зубьев по всей длине одинакова.

Зубчатые колеса с седлообразными зубьями к переменной по длине зубьев твердостью позволяют исключить кромочный контакт без сложных пригоночных операций, что особенно важно в тяжелом машиностроении.

Формула изобретения

Зубчатое колесо с продольной коррекцией, отличающееся тем, что, с цельюкомпенсадаи погрешностей изготовления, сборки и упругих деформаций, оно выполнено с седпо образными боковыми поверхностями зубьев, а зубья имеют переме1тую твердость по длине, величина которой пропорциональна оптимальному закону изменения прикладьшаемой к зубьям нагрузки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1.Кораблев А.И. и Решетов Д.Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М., Машиностроение, 1968,

с. 64-66.

2.Авторское свидетельство СССР N 209170, кл. F 16 П 55/08, 1966.

Фи&.1

Ри.З

iPug.2

VutA

SU 624 031 A1

Авторы

Павлов Виктор Афанасьевич

Даты

1978-09-15Публикация

1976-02-23Подача