(54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора | 2022 | 
 | RU2793981C1 | 
| Способ упрочняющей обработки зубчатых колес | 1981 | 
 | SU975163A1 | 
| Способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач | 1985 | 
 | SU1303300A2 | 
| СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДОГО СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ | 1996 | 
 | RU2108515C1 | 
| Способ изготовления зубчатой передачи | 1984 | 
 | SU1227380A1 | 
| ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 | 
 | RU2145015C1 | 
| СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 | 
 | RU2735434C1 | 
| Гиперболоидная зубчатая передача | 1986 | 
 | SU1372128A1 | 
| ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И ПРОИЗВОДЯЩИЙ ИСХОДНЫЙ КОНТУР ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1993 | 
 | RU2093740C1 | 
| Мелкомодульное зубчатое колесо | 1988 | 
 | SU1516667A1 | 
 
		
         
         
             
            
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно, к обработке зубчатых копес.
Известны зубчатые колеса, зубья которых для уменьшения концентрации нагрузок по их длине выполнены бочкообразными с наклонными образующими на боковых поверхностях и со скосами у торцов (у косозубых колес) 1.
Однако в таких конструкциях продольная коррекция зубьев осуществляется в основном на закаленных зубчатых колесах в процессе зубошлифования, что связано с большими технологическими трудностями и высокой стоимостью колес, кроме того, продольная коррекция не учитьгоает место приложения нагрузки, погрешности зубчатых колес, жесткости валов, на которых они установлены, и т.п., что приводит к концентрации нагрузки на малом участке зуба.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатое колесо с продольной коррекцией 2.
Зубья этого колеса имеют криволинейную форму по длине зуба, причем форма кривой
описывается формулой, в которой учитьшаются жесткость зуба, величина нагрузки и место ее приложения.
Однако конструкция указанного колеса не компенсирует погрешности изготовления самого колеса, редуктора, в котором оно установлено, валов, а также погрешности сборки, в связи с чем в передаче получается ограниченное пятно контакта. Кроме того, криволинейная форма
зубьев колеса получается в результате поверхностного пластического деформирования, поэтому поверхностная твердость зубьев не превышает 450 Hv,
Целью изобретения является компенсация
погрешностей изготовления, сборки и упругих деформаций.
Цель достигается тем, что предлагаемое зубчатое колесо вьшолнено с седлообразными боковыми поверхностями зубьев, а зубья имеют переменную твердость по длине, величина которой пропорциональна оптимальному закону изменения прикладьшаемой к зубьям нагрузки. На фиг. 1 показан зуб с седлообразными боковыми поверхностями, имеющий переменную по длине зуба твердость, поперечный разрез; на фиг. 2 - пример контакта зубьев в передаче, состоя1цей из колеса с седлообразными зубьями и обычного зубчатого колеса; на фиг. 3 - то же, два колеса с седлообразными зубьями, на фиг. 4 - то же, после приработки, ив фиг. 5 - эпюра распределения передаваемой зубом нагрузки с с учетом величины и места ее приложения и зпюра распределения твердости Hv по длине зуба, пропорциональная прикладьшаемой нагрузке.
Зубчатое колесо имеет зубья 1 с седлообразными боковыми тговерхностями и переменную тю длине зуба 1 твердость, мкнимапьную на торцах колеса.
Передача, состоящая из колеса с седлообразными зубьями и обычного зубчатого колеса 2 или из двух колес с седлообразными зубьями в общем случае имеет кромочный контакт зубьев.
В процессе приработки участки С колеса, как наиболее нагруженные и имеющие меньшую твердость, быстро изнашиваются и контакт колес осуществляется по всей длине зубьев. При этом наиболее нагруженные участки зубьев имеют наибольихую твердость и прочность зубьев по всей длине одинакова.
Зубчатые колеса с седлообразными зубьями к переменной по длине зубьев твердостью позволяют исключить кромочный контакт без сложных пригоночных операций, что особенно важно в тяжелом машиностроении.
Формула изобретения
Зубчатое колесо с продольной коррекцией, отличающееся тем, что, с цельюкомпенсадаи погрешностей изготовления, сборки и упругих деформаций, оно выполнено с седпо образными боковыми поверхностями зубьев, а зубья имеют переме1тую твердость по длине, величина которой пропорциональна оптимальному закону изменения прикладьшаемой к зубьям нагрузки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
с. 64-66.
Фи&.1
Ри.З
iPug.2
VutA
Авторы
Даты
1978-09-15—Публикация
1976-02-23—Подача