Изобретение относите к области машиностроения и может быть использовано в различных узлах трения приборов и механизмов. Известно антифрикционное покрытие содержащее прямоугольные антифрикдионные элементы из пластмассы, рас положенные на некотором расстоянии один от другогоГ. Однако известное антифрикционное покрытие имеет недостаточно высокую несущую способность и антифрикционные свойства из-за отсутствия каналов для смазки. Целью изобретения является улучше ние антифрикционных свойств и повыше ние несущей способности. Эта цель обеспечивается тем, что в предлагаемом покрытии антифрикцион ные элементы расположены встык, при этом по контуру антифрикционных элементов выполнены фаски, образующие каналы для смазки. Для улучшения технологичности антифрикционные элементы могут быть вьтолнены в виде поликристаллов из сверхтвердого мате риала. На фиг. 1 изображено антифрикцион ьое покрытие с поликристаллами четырехгранной на фиг. 2 - антифрикционное покрытие с поликристаллами шестигранной формы; на фиг. 3 опора скольжения с антифрикционными покрытиями на валу и вкладыше. Антифрикционное покрытие содержит антифрикционные элементы 1 правильной геометрической формы, например, в виде шестигранных или четыоехгранных поликристаллов из сверхтвердого материала на основе алмаза или нитрида бора, которые закреплены встык на подложке 2, выполненной, например, в виде обоймы, с помощью связующего вещества 3. Антифрикционное покрытие может быть закреплено на валу 4 и вкладыше 5 опоры скольжения, на которые предварительно также наносится слой связующего вещества 3. По контуру антифрикционных элементов 1 выполнены фаски б с закрепленными кромками, образующие каналы для смазки. Антифрикционные элементы в виде поликристаллов из сверхтвердвлх материалов величиной от 2 до 10 мм практически любой геометрической формы (шар, цилиндр, куб, многогранная призма и т.д.) заготовки необходимой величины и формы обрабатывают любым
из8естн{Л4 способом (например алмазноэлектролитическим) с получением фасок б с закругленньлми кромками и подгоняют друг к другу так, что будучи уложенными на подложку 2 они образуют непрерывную гладкую поверхность с высокой износостойкостью и несущей способиостью. Как показали исследования, коэффициент трения таких поверхностей даже без смазки в обычных условиях незначителен и составляет около 0,1.
Использование в -опорах трения по ликристаллических алмазов и кубического нитрида бора значительно удешевляет конструкцию по сравнению с использованием в ней природных алмазов .
Формула изобретения
1. Антифрикционное покрытие, содержащее многогранные антифрикционные элементы правильной геометрической формы, отличающееся тем, что, с целью улучшения антифрикционных свойств и повышения несущей способности, антифрикционные элементы расположены встык, при этом по контуру антифрикционных элементов выполнены фаски, образующие каналы для смазки.
2.. Антифрикционное покрытие пО П.1, отличающееся тем, что с целью улучшения технологичности, антифрикционные элементы выполнены в виде поликристаллов из сверхтвердого материала.
Источники информации,. принятые во внимание при экспертизе:
. 1. Применение новых видов пластi iacc в узлах трения . Труды НЭТИ, выпуск 100, М., I960, стр. 8, рис. 3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел трения скольжения | 1985 |
|
SU1379511A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛИКРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СВЕРХТВЕРДОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2258101C2 |
Способ получения износостойкого антифрикционного покрытия на подложке из стали, никелевого или титанового сплава | 2023 |
|
RU2826632C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СВЕРХТВЕРДЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1994 |
|
RU2098388C1 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2002 |
|
RU2230238C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВЕРХТВЕРДОГО АБРАЗИВНОГО ЭЛЕМЕНТА | 1997 |
|
RU2157334C2 |
Сверло | 1982 |
|
SU1144800A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СВЕРХТВЕРДОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1994 |
|
RU2114803C1 |
ВСТАВКА ДЛЯ РАЗРУШАЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ЕЕ ИНСТРУМЕНТ | 2009 |
|
RU2532932C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХТВЕРДОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1995 |
|
RU2118951C1 |
Авторы
Даты
1978-10-15—Публикация
1974-07-22—Подача