1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях гусеничных машин.
Известна фрикционная гидравлическая муфта, содержаш.ая ведомый и ведущий валы, соединенные с ведомыми и ведущими дисками, кольцевой порщень с управляющей камерой, связанной с выходным каналом расположенного радиально в теле ведущего вала золотникового клапана с каналами питания и слива 1.
Недостатком этой муфты является то, что ее золотниковый клапан обеспечивает только включение или выключение муфты, но не обеспечивает регулировку давления жидкости в управляющей камере фрикционной муфты при изменении скорости ее вращения.
Однако с увеличением скорости вращения муфты давление жидкости в управляющей камере увеличивается по квадратичному закону. Соответственно возрастает и крутящий момент пробуксовки фрикционной муфты и коэффициент запаса крутящего момента. В то же время у двигателей, с которыми работают фрикционные муфты, крутящий момент с ростом оборотов меняется мало (двигатели внутреннего сгорания) или
даже уменьшается (тяговые электродвигатели). Таким образом, коэффициент запаса крутящего момента фрикционной муфты увеличивается с ростом оборотов. Муфта при высоких оборотах перестает играть роль предохраняющего элемента.
Целью изобретения является повышение надежности муфты.
Это достигается тем, что в предлагаемой муфте внешняя и внутренняя торцовые камеры золотникового клапана соединены соответственно с каналом питания и управляющей камерой кольцевого поршня, один боковой канал золотникового клапана соединен с управляющей камерой кольцевого поршня, а другой - со сливом, причем золотник золотникового клапана выполнен с отрицательным перекрытием-окон золотниковых пар.
На чертеже показана предлагаемая фрикционная гидравлическая муфта, разрез.
Фрикционная гидравлическая муфта содержит ведомый I и ведущий 2 валы, соединенные с ведомыми 3 и ведущими 4 дисками, кольцевой порщень 5 с управляющей камерой 6, связанной с выходом расположенного радиально в теле ведущего .вала 2 золотникового клапана 7 с каналами питания 8 и слива 9. Внешняя 10 и внутренняя
11 камеры золотникового клапана 7 соединены соответственно с каналом питания 8 и управляющей камерой 6 кольцевого поршня 5, боковой канал 12 золотникового клапана 7 соединен с управляющей камерой 6 кольцевого порщня 5, а боковой канал 13 - со сливом 9.
Золотник 14 золотникового клапана 7 выполнен с отрицательным перекрытием окон золотниковых пар: внещняя камера 10 - боковой канал 12 и внутренняя камера 11 - боковой канал 13.
Рабочая жидкость в канал питания 8 подводится через вращающееся уплотнение 15.
Фрикционная гидравлическая муфта работ-ает следующим образом.
В выключенном положении фрикционной муфты рабочая жидкость не подводится к вращающемуся уплотнению 15. Золотник 14 золотникового клапана 7 под действием центробежной силы от собственного веса находится в крайнем внешнем положении, считая от оси вращения муфты.
Для включения муфты через вращающееся уплотнение ,15 в канал 8 подается жидкость под .рабочим давлением. При этом на наружный (наиболее удаленный от оси вращения фрикционной муфты) торец золотника 14 действует рабочее давление и давление от центробежных сил жидкости в канале 8. Под их действием золотник смещается к оси вращения и жидкость через канал 12 заполняет полость 6. В результате кольцевой порщень 5 сдвигается, сжимает диски 3 и 4 и включает фрикционную муфту.
Золотник 14 золотникового клапана 7 в рабочем положении находится в равновесии под действием трех сил: давления жидкости в канале питания 8 (с учетом центробежных сил в этой жидкости), давления жидкости в управляющей полости 6 (также с учетом центробежных сил) и центробежной силы от массы самого золотника 14.
Если давление жидкости в управляющей полости 6 по каким-либо причинам станет ниже расчетного при данной скорости вращения фрикционной муфты, золотник 14 золотникового клапана 7 переместится к оси вращения муфты. При этом, благодаря отрицательному, перекрытию окон золотниковых пар, даже небольшое его перемещение откроет щели, по которым жидкость из канала питания 8 будет натекать в управляющую полость 6 до тех пор, пока давление не выравняется.
Если давление в управляющей полости 6 окажется выше расчетного, золотник 14 золотникового клапана 7 переместится в сто329934
рону от оси вращения, и благодаря отрицательному перекрытию окон золотниковых пар, откроются щели, по которым излищек жидкости вытечет из управляющей полости через - боковой канал 13 до достижения расчетного давления.
Подбором веса золотника 14 золотникового клапана 7 можно добиться того, что давление жидкости в управляющей полости 6 с увеличением вращения фрикционной муф0 ты будет оставаться постоянным, уменьшаться или увеличиваться.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения заключается в увеличении надежности работы фрикционных муфт трансмиссий за счет снижения их
коэффициента запаса до технически обоснованного уровня на всех режимах работы, ,за.счет максимального приближения зависимости крутящего момента пробуксовки фрикционной муфты к зависимости крутя0 щего момента двигателя от его оборотов.
Фрикционная муфта с предлагаемым клапаном-регулятором способна на всех режимах работы предохранять двигатель и трансмиссию от перегрузок, что позволяет, во-первых, делать детали и узлы более легкими, во-вторых, увеличить срок службы щестерен, валов, подщипников и других деталей трансмиссий.
Формула изобретения
Фрикционная гидравлическая муфта, содержащая ведомый и ведущий валы, соединенные с ведомыми и ведущими дисками, кольцевой поршень с управляющей камерой, связанной с выходным каналом расположенного радиально в теле ведущего вала золотникового клапана с каналами питания и слива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности муфты, в ней внешняя и
внутренняя торцовые камеры золотникового клапана- соединены соответственно с каналом питания и управляющей камерой кольцевого порщня, один боковой канал золотникового клапана соединен с управляющей камерой кольцевого поршня, а другой - со
сливом, причем золотник золотникового клапана выполненс отрицательным перекрытием окон золотниковых пар.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Тарасик В. П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач, «Машиностроение, Минск, 1973, с. 17-19.
1t
to 7 Z
/ / /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
Электрогидравлический привод для дистанционного управления | 1974 |
|
SU603779A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1985 |
|
SU1291454A1 |
Механизм переключения передач для трансмиссии транспортных машин, снабженный агрегатом с автоматическим изменением передаточного отношения в зависимости от нагрузки | 1957 |
|
SU111369A1 |
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1393666A1 |
Устройство Л.В.Карсавина для измерения крутящего момента | 1989 |
|
SU1693405A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU727897A1 |
Регулятор скорости непрямого действич для двигателя | 1975 |
|
SU547540A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА С КОЛОВРАТНЫМ ЛОПАСТНЫМ НАСОСОМ | 1997 |
|
RU2127381C1 |
Авторы
Даты
1978-11-15—Публикация
1977-06-06—Подача