Изобретение относится к области машиностроения, в тастности, к устройствам дпя нередачи вращения. Известна двойная фрикционная муфта, содержащая ведущие и ведомые полумуфты, взаимодействующие через два пакета фрикционных дисков l . Недостатком её явпяется жесткость включения. Известна двойная фрикционная муфта, содержащая смонтированные на валу ве1дупще и ведомые полумуфты с двумя пакетами фрикционных дисков и размещенный между ними подвижный по оси цилиндр с закрепленным на валу сту пенчатым поршнем, разделяющим полост Цилиндра на две нериферийные и две соёд ненньге между собой центральные Данное устройство является наиболее близким к предлагаемому изобретению по механической сущности и достигаемом результату. Недсх:татком его является низкая надежность и малый срок службы. Целью изобретения является пoйышei f ние надежности и срока службы. Цель достигается тем, что муфта снабжена двумя подпружиненными один отностгелыю другого золотниками с кольцевыми проточками на торцах, . поршне параллельно его оси выполнен канал, соединенный с центральными полостями, а золотники установлены в упомянутом канале. На.чертеже изображена предлагаемая муфта в разрезе. Двойная фрикционная муфта содержит два пакета ведущих 1 и ведомых 2 фрикрдионных дисков. Ведущие 1 фрикционные диски соединены с неподвижно закрепленной на валу 3 ведущей полумуфтой в виде ;ступицы 4, а ведомые 2 диски соединены с ведомымиполумуфта ми в виде свободно вращающихся щестерен 5. Цилиндры 6 и 7, -между которыми: установлен жестко закрепленньй на валу 3 ступенчатый поршень 8, образуют с исполнительными цилюадрами периферийные 9 и 10 и и центральные 11 и 12 полости. Центральные полости 11 и 12 соед№нены между собой,отверстиями 13 и 14 чёрез канал 1ё, выполненный в ступенчатом поршне 8, В кАнале 15 размещены нагруженные усилием пружины 16 золотники 17 и 18, на торцах которых вь попнены кольцевые проточки 19 и 20, соединенные соответственно с переливными отверстиями 13 и 14. Вал 3 имеет каналы 21 Vi 22 Поршень 8 подпружи-; нен относительно цилиндров 6 и 7 пружинами 23. Между золотниками разм&шен толкатель 24, X Работает фривднонная муфта следующим образом. Для передачи крутящего , например, на левую свободновращающуюся шестерню 5 рабочая жидкость по каналу 21 подается в полость 9, в которой создается давление, необходимое для , доления усилия пружины 23. При этом цилиндр 6 перемещается влево до упора в левый пакет фрикционных дисков, создавая предварительное усилие сжатия ведущих 1 и ведомых 2 фрикдноннь1Х . Одновременно рабочая жидкость из полости 12 через отверстия 13 и 14 и золотниковую полость канала 15 перет кает в полость 11. Затем при дальнейше повышении давления рабочей жидкости в полости 9 золотник 18, сжимая пружину 16, пёрёМёШаётся вправо до упора с толкателем 24. При этом происходит постепенйоё перекрытие переливрь,1Х от верстий 13 и 14 золотником 18 и разобщение полостей 11 к 12 при ОдновреivieHHOM плавном увеличении давления жид кости в полос-щ .11 до создания необходимого прижимного у1С1шия исполнительНО1Х) цилиндра 6 к левому пакету фрик- ЙйййШ ДИСКОВ за счёт постепенного уве личения сечения канала, сообщающего полости 9 и 11 при совмещении переливног отверстия 13 с торцовой кольцевой проточкой 19. Ведущие 1 и ведомые 2 фрик ционные диски замыкаются и крутяший момент передается левой свободно враща ющейся шестерне 5. Для передачи крутящего момента правой свободно вращающейся шестерне 5 рабочая жвдкость по каналу22 подается Ъ йолость ГО, а полость 9 и канал 21 сооб аются со сливоМо Золотник 18 пружиной 16 возвращается в полость 9, сообщая полости 11 и 12 посредством переливых .отверстий. . Затем, при дальнейшем увеличении авления в полости 10 муфта работает налогично ранее описанному при подаче абочей жидкости в полость 9„ В слуьчае попадания каких-либо механических частицмежду золотниками 17 и 18 и стенками золотниковой полости канала 15 происходит принудительное перемещение золотника 18 (или 17) при подаче рабочей жидкости соответственно в полсзсти 9 или 10 посредством толкателя 24. Данная муфта имеет повышенную надежность работы, так как исключается засорение механическими частицами каналов, сообщающих центральные и периферийные , полости. При этом Повышается надежность механизма включения фрикционных дисков и их срок службы. Ф. о р м у л а и.з обретенная Двойная фрикционная муфта, содержащая смонтированные на валу ведущие и ведомые полумуфты с двумя пакетами фрикционных дисков и размещенный ,межн. ду ними подвижный по оси цилиндр с.. закрепленным на валу ступенчатым порщ- нем, разделяющим полость цилиндра на две периферийные и две соединенные. между собой центральные полости, о т -ч л и ч ающ аяс я тем, что, с целью повышения надежности и срока службы, oiia снабжена двумя подпружиненными один относительно другого золотниками с кольцевыми проточками на торцах, в поршне параллельно его оси выполнен канал, сбедвменный с центральными полостями, а золотники установлены в нутом канале. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,АвтЧэрское свидетельство СССР № 570737, кл. F 16 D 13/ОО, 1976. 2.Таралак В. П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач, Минск, Наука и техника, 1973, с. 19, рис. 12.
y// y//// // /
19 1813 11 2ff 12 П 16 17 20
LLLLILlL
yZ y7///y7///////////////.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двойная фрикционная муфта коробки передач | 1979 |
|
SU866306A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1051343A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
Двойная фрикционная муфта | 1983 |
|
SU1379516A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1180578A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU870791A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU767428A1 |
Фрикционная муфта | 1979 |
|
SU837336A3 |
Многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением | 1983 |
|
SU1138562A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1980 |
|
SU881417A1 |
Авторы
Даты
1980-04-15—Публикация
1978-07-13—Подача