1
(Л Л Л Л
ю ю
00 СП
ел /5 77 Л Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к комбинированным движителям, состоящим из винтового ротора и колеса. Известен движитель транспортного средства, содержащий две пары винтовых роторов, соединенных с приводами их раздельного вращения. При вращении роторов в разные стороны, транспортное средство способно перемещаться в продольном направлении, при вращении всех роторов в одну сторону, оно движется поперек основного направления 1. Однако этот движитель непригоден для дорог с твердым покрытием, поскольку жесткие металлические гребни винтовых роторов разрушают дорог. Известен также движитель, содержащий винтовые роторы, спереди и сзади которых на поворотных кронштейнах установлены приводные колеса. В колесном режиме транспортное средство передвигается в продольногл направлении. В винтовом режиме колеса поворачиваются на 90° и сочленяются с опущенными винтовыми роторами, которым сообщают вращение. В этом положении транспортное средство может передвигаться как в продольном направлении, так и в поперечном, что повышает его маневренность 2. Однако конструкция этого движителя весьма сложна, так как требует наличия механизмов поворота колес вокруг вертикальной оси и механизмов вертикального перемещения винтовых роторов. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является комбинированный движитель, содержащий смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора. Данный движитель позволяет организовать движение как вдоль, так и поперек продольной оси транспортного средства, как на слабонесущих, так и на твердых дорожных покрытиях 3. Однако его продольная проходимость ограничена из-за малой длины винтового гребня, что связано с меобходимостью его повышенной эластичности, а наличие эластичной камеры, расположенной между витками ротора и отсутствие на ней протектора резко снижает поперечную проходимость движителя и его надежность. Цель изобретения - повышение проходимости и надежности. Поставленная цель достигается тем, что в комбинированном движителе транспортного средства, содержащем смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора, горизонтальный вал в своей центральной части выполнен с коленом, на шейке которого шарнирно установлено колесо и привод его врашения, а винтовой ротор состоит из расположенных с обеих сторон колеса отдельных секций, каждая из которых установлена на валу поворотно и кинематически связана с трансмиссией транспортного средства. На фиг. 1 изображен движитель е приводным мотор-колесом, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, с механическим приводом на колесо; на фиг. 3 - транспортное средство с четырьмя комбинированными движителями, вид в плане; на фиг. 4 - комбинированный движитель на винтовом ходу; на фиг. 5 - то же, в колесном режиме движения. Комбинированный движитель транспортного средства содержит смонтированный в опорах 1 и 2 корпуса 3 транспортного средства горизонтальный вал 4, в центральной части которого выполнено колено 5 с щейкой 6, на которой шарнирно установлено колесо 7 с приводом его вращения, например в виде электродвигателя, статор 8 которого жестко соединен с шейкой 6, или в виде зубчатой передачи, состоящей из щестерни 9, жестко соединенной со ступицей колеса 7 и зацепленной с ней шестерней 10, сидящей на оси 11, проходящей внутри пустотелой правой части вала 4 и соединенной цепной передачей 12 с трансмиссией транспортного средства. Вал 4 на одном из своих концов посредством привода 13 соединен с приводом поворота, позволяющим зафиксировать его в нескольких угловых .положениях или вращать в разные стороны с различной скоростью. Винтовой ротор движителя состоит из расположенных спереди и сзади колена 5 отдельных секций 14 и 15, которые установлены на валу 4 поворотно и посредством цепных передач 16 и 17 соединены с трансмиссией транспортного средства. Вместо электродвигателя может быть установлен гидропривод, а энергопитание 18 того или иного типа двигателя может подводиться через пустотелую часть 19 вала 4. Вал 4 со своим коленом 5 и приводом 13 образует механизм ввода колеса 7 в рабочее положение. Однако для того, чтобы колесо работало наиболее эффективно, необходимо. чтобы сумма внешнего диаметра колеса 7 и удвоенного эксцентриситета колена 5 была больше наружного диаметра винтовых гребней роторов. При эксплуатации транспортного средства на деформируемых грунтах вал 4 устанавливают при помощи привода 13 в положение, когда его шейка 6 вместе с колесом-7 расположена в крайнем верхнем положении. При этом в контакте с грунтом находятся олько винтовые роторы и при включенных приводаГх 16 и 17 транспортное средство перемещается в продольном направлении, На особо «тяжелых грунтах в случае неэффективности винтовых роторов дополнительно включают привод 13 в режиме постоянного вращения. В результате этого ось колеса 7 с кривошипной шейкой 6 совершает вращательное движение, осуществляя колесно-щагающий режим, характеризуемый высокой тяговой способностью. В указанном режиме транспортное средство перемещается в поперечном направлении. Колесно-щагающий режим может использоваться не только в целях самовытаскивания транспортного средства, но и при маневрировании при бездорожье. Для эксплуата-: ции на твердых грунтах и дорогах с искусственным покрытием или для движения в поперечном направлении на деформируемых грунтах, вал 4 поворачивают посредством привода 13 в положение, когда шейка 6 с колесом 7 занимают крайнее нижнее положение (фиг. 5). При этом в рабочем контакте с грунтом находится только колесо 7. Применение предлагаемого изобретения позволяет значительно увеличить проходимость транспортного средства, используя режим колесно-шагающего хода и разные скорости вращения передней и задней секций винтового ротора, а также повысить надежность, а следовательно, долговечность транспортного средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
Транспортное средство высокой проходимости | 1980 |
|
SU996254A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2124449C1 |
ВЕЗДЕХОД | 2012 |
|
RU2498922C1 |
Комбинированный движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU745762A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2245259C2 |
ОДНООСНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 1995 |
|
RU2102272C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2190552C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1979 |
|
SU874444A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости и надежности, горизонтальный вал в своей центральной части выполнен с коленом, на шейке которого шарнирно установлено колесо и привод его вращения, а винтовой ротор состоит из расположенных с обеих сторон колена отдельных секций, каждая из которых установлена на валу поворотно и кинематически связана с трансмиссией транспортного средства.
Jv
«Ш
Т
гГТ
/ /5
7
.: 15
Фиг. о 5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент Франции № 1510219, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1983-06-15—Публикация
1981-12-04—Подача