Изобретение относится к виброизоляционной технике, а именно к конструкции амортизаторов, используемых, например, для защиты телевизионной и радиоэлектронной аппаратуры. Известен амортизатор, содержащий основной упругий элемент в виде винтовой пружины сжатия, перемещенной в HITOK, имеющий фланец и связанный с амортизируемым объектом, и дополнительные упругие элементы в виде пружин кручения со свободными прицепами, расположенными по обе стороны фланца. Пружины кручения размещены на круговой оси на некотором расстоянии от ({зланца штока, зависящем от величин внешних нагрузок, и включаются в работу через свои свободные прицепы при щтока вверх или вниз при действии ударов и линейных перегрузок 1. Недостатком амортизатора является то, что его жесткость на начальных стадиях включения в работу винтовых пружин кручения не может быть существенно уменьшена. Известен и другой амортизатор, содержащий две коаксиа,1ьно установленные пружины, корпус с крышкой и аксиально расположенную в последних втулку, один конец которой предназначен для связи с амортизируемым объемом, а другой - с внутренней пружиной 2 . Этот амортизатор является наиболее близки.м по технической сущности к изобретению. Однако его нельзя испо.чьзовать для защиты радиоэлектронной аппаратуры от внешних динамических воздействий. Цель изобретения - повыгпение амортизирующих свойств. Поставленная цель достигается за счет того, что амортизатор снабжен двумя рядами имеющих профилированные поверхности и взаимодействующих с основной пружиной упоров. Один ряд упоров размещен на крышке, а другой - на корпусе. Профилированные поверхности упоров, размещенных на крышке, обращены к профилированным поверхностям упоров, расположенных на корпусе. Упоры выполнены в виде упругих консольно закрепленных пластин. Основная пружина с натягом охватывает дополнительную. Последняя выполнена с параллельными оси амортизатора, встречно направленными и смещенными одна относительно другой прорезями, через которые проходят упоры. Для исключения соударений витков друг с другом и упорами дополнительная пружина и упоры выполнены из эластичных материалов.
На фиг. I изображен амортизатор, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, разрез по плоскости основной пружины.
Амортизатор содержит две коаксиально расположенные пружины 1 и 2, корпус 3 с крышкой 4 и аксиально размещенную в корпусе втулку 5, резьбовой верхний конец которой предназначен для связи с амортизируемым объектом, а нижний конец - для связи с пружиной 2.
Пружина 1 является дополнительной, а пружина 2 - основной. Обе они выполнены из эластичного материала.
С пружиной 2 взаимодействуют два ряда имеющих профилированные поверхности упоров. Один ряд (упоры 6 и 7) размещен на крышке, а другой (упоры 8 и 9) - на корпусе.
Внешний конец основной пружипы расположен по периметру боковой поверхности корпуса и закреплен между верхними 10 и 11 и нижними 12 и 13 опорами.
Основная пружина 1 с натягом охватывает дополнительную, которая выполнена с параллельными оси амортизатора, встречно направленны.ми и смещенными одна относительно другой прорезями 14-16 и 17- 19. Через прорези 14-16 проходят упоры 6 и 7, а через прорези 17-19 - упоры 8 и 9.
Упоры выполнены в виде упругих коаксиально закрепленных пластин.
Амортизатор работает следующим образом.
При действии внешних вертикально направленных перегрузок, например вибраций, втулка 5 смещается йниз или вверх относительно корпуса 3, деформируя основную спиральную пружину 2, витки, которой перемещаются относительно дополнительной пружины 1, прижатой к виткам пружины 2. Это прижатие осуществляется силой собственной упругости пружины 1, деформированной на постоянную величину в сборе с пружиной 2. Касание торцовых поверхностей дополнительной пружины 1 с одной стороны о донную часть корпуса, а с другой стороны о крышку, препятствует перемещениям пружины 1 вдоль ее оси. Под действием ударов и линейных перегрузок деформация основной пружины 2 приводит к постепенной посадке ее витков на нижние 6 и 7, 20 или верхние 8 и 9 упоры, начиная с витков наибольшего радиуса и кончая витками наименьщего радиуса при достаточно больщих ходах втулки 5 относительно корпуса и крышки. Величина свободного хода витков основной пружины 2
вдоль ее оси обеспечивается подбором толщины верхних 10 и 11 и нижних 12 и 13 опор.
В результате достигается постоянное изменение упругой характеристики пружины 2.
При работе амортизатора в условиях воздействия линейных перегрузок витки пружины 2 входят в контакт с упорами 6, 7, 20 или упорами 8 и 9. Эффективное гашение колебаний после ударных нагрузок обеспечивается действием значительных сил трения, возникающих между витками пружины 2 и витками пружины 1, при этом механический контакт с лентой пружины 1 по всей длине витков пружины 2 при их перемещениях осуществляется за счет уменьщения высоты прорезей 14-16 и 17-19 в ленте при переходе от прорезей 19 и 16 к прорезям 17 и 14, расположенным ближе к центру дополнительной пружины 1.
Под действием статического нагружения со стороны амортизируемого объекта основная пружина 2 получает начальный прогиб. При этом витки наибольшего радиуса пружины 2 деформируются в большей степени, что учитывается при навивке пружины,
5 которая в свободном состоянии имеет коническую форму вдоль ее оси и шаг навивки, уменьшающийся от основания к вершине корпуса.
Под действием вибраций, ударов и лид нейных перегрузок втулка 5 смещается в радиальном направлении относительно .корпуса 3, деформируя основную пружину 2 и перемещая в горизонтальной плоскости дополнительную пружину 1 относительно корпуса 3 и крышки 4. При действии ударов
5 и линейных перегрузок происходит постепенная посадка пружины 2 на ленту пружины 1, начиная с витков наибольшего радиуса, как наиболее податливых. Это приводит к постепенному изменению упругой характеристики амортизатора. Статическое номинальное нагружение амортизатора по характеру действия не отличается от линейных перегрузок вертикального направления. Таким образом, введение в конструкцию амортизатора упоров, имеющих профилированные поверхности, выполнение дополнительной пружины с прорезями и использование для дополнительной пружины и упоров эластичных материалов позволяют в значительной степени повысить его амортизирующие свойства, добиться увеличения
° надежности вибро-и удароизоляции.
Формула изобретения
1. Амортизатор, содержащий две коаксиально установленные пружины, корпус с крыщкой и аксиально расположенную в последних втулку, один конец которой предназначен для связи с амортизируемым объек
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1977 |
|
SU932002A2 |
Амортизатор | 1977 |
|
SU696208A1 |
Амортизатор | 1979 |
|
SU781445A1 |
"Амортиза | 1974 |
|
SU504026A1 |
Амортизатор | 1978 |
|
SU748061A2 |
Амортизатор | 1974 |
|
SU507724A1 |
АМОРТИЗАТОР НИЗКОРЕЗОНАНСНЫЙ | 2017 |
|
RU2660190C1 |
Амортизатор | 1976 |
|
SU600344A2 |
Амортизирующая опора | 1977 |
|
SU844853A1 |
Амортизатор | 1975 |
|
SU679746A1 |
Авторы
Даты
1979-03-05—Публикация
1976-09-29—Подача